Оглавление

«Достать ножи: Стеклянная луковица» — впечатления от фильма

Звездный капустник, переходящий в балаган, вместо детектива

В сервисе Netflix вышло продолжение одного из лучших кинодетективов последних лет — «Достать ножи». Мы посмотрели сиквел и готовы рассказать, удалось ли Райану Джонсону превзойти или хотя бы повторить успех предыдущего фильма.

Первую известность режиссеру принес низкобюджетный фильм «Кирпич» 2005 года, вдохновленный нуарными детективами Дэшила Хэммета. Вскоре после него у Джонсона появилась задумка другого проекта, который тоже навеян литературной классикой — произведениями Агаты Кристи. Однако путь от идеи до ее реализации занял много лет. За это время режиссер снял «Братьев Блум», «Петлю времени» и восьмой эпизод «Звездных войн» и заслужил тем самым славу одного из самых ярких постановщиков своего поколения (а впридачу еще неприязнь многих фанатов далекой галактики). Только после этого Джонсон взялся зе съемки того самого детектива, задуманного им еще на заре карьеры.



«Достать ножи» вышли в 2019 году и стали одним из ярчайших кинособытий. Фильм подкупал и увлекательным сюжетом, щедрым на сюрпризы, и изящным обыгрыванием жанровых штампов, и отличным юмором, и блистательным актерским составом. Новый проект Джонсона стал невероятно популярным и успешным — при бюджете в $40 млн он заработал в мировом прокате более $300 млн. Еще до премьеры режиссер не скрывал, что хочет снять серию фильмов, которые будут построены по тому же принципу, что романы Агаты Кристи об Эркюле Пуаро. То есть, каждая часть предложит зрителю самостоятельную и законченную историю, а связаны они будут лишь фигурой главного героя — сыщика Бенуа Бланка.

После триумфа «Достать ножи» популярные сервисы устроили настоящую битву за право взять серию под свое крыло — в аукционе участвовали Apple, Amazon и Netflix. Именно последний оказался победителем, и теперь выпустил первый из двух запланированных сиквелов.

На первый взгляд кажется, что «Стеклянная луковица» скроена ровно по тем же лекалам, что и оригинал. Актерский состав снова на загляденье — компанию Дэниелу Крейгу, единственному, чей персонаж перекочевал из «Достать ножи» в сиквел, составили такие звезды, как Эдвард Нортон, Дейв Батиста и Кейт Хадсон. Сюжет вновь закручен вокруг пестрой компании героев, которые давно знают друг друга и оказываются вместе в замкнутом пространстве. И у каждого из них есть мотивы для преступления. Повествование ведется с юмором и выстроено так, что многое на поверку оказывается не тем, чем кажется на первый взгляд.



Казалось бы, все основные составляющие успеха оригинала есть и в сиквеле, а, значит, она должна доставлять не меньше удовольствия. Увы, на поверку это оказалось не так.
Прежде всего, продолжение очень сильно проигрывает первой части в персонажах, несмотря на не менее звездный актерский состав. В «Достать ножи» сюжет был закручен вокруг семьи прославленного пожилого писателя, перед которыми замаячила перспектива получить солидное наследство или лишиться его. Действующие лица были хоть и слегка гротескными, но в то же время получились яркими и живыми, а потому вызывали искренние эмоции — будь то симпатия, неприязнь или интерес.

В «Стеклянной луковице» события начинаются с того, что эксцентричный миллиардер собирает на уединенном острове своих старых друзей, у которых кажется нет ничего общего, чтобы весело провести выходные. Но все члены компании оказываются просто воплощениями архетипов вроде лицемерной женщины-политика, недалекого блогера, заботящегося лишь о просмотрах своих роликов, или вышедшей в тираж самовлюбленной дивы. В этот раз Райан Джонсон не смог, да, кажется, особо и не пытался, вдохнуть жизнь в своих персонажей, и потому за их злоключениями на острове наблюдаешь лишь с отстраненным равнодушием.

Не спасает ситуацию даже Бенуа Бланк, сохранивший свое прежнее обаяние. Герой Дэниела Крейга здесь, как и в первом фильме, не центральное действующее лицо и не двигатель сюжета, а персонаж-функция, раскрывающий тайны.



Подкачала и детективная составляющая. В первом фильме Джонсон проявлял себя, как ловкий фокусник, который устраивает яркое шоу, интригует своими действиями, скрывает самое важное в малозначительных вроде бы деталях, а в решающий момент делает что-то совершенно неожиданное, создавая ощущение волшебства. И благодаря этому на протяжении двух часов «Достать ножи» постоянно держали зрителя в напряжении и не раз удивлял.

В «Стеклянной луковице» режиссер пытается использовать многие схожие приемы и поначалу Джонсон подкидывает зрителю несколько подряд головоломок, заставляя гадать, что же происходит. Однако стоит событиям набрать оборот, как постановщик переключается на длительный флэшбек, в котором показывает подноготную происходящего. Если продолжить аналогию с работой иллюзиониста, получается, как если бы тот во время кульминации фокуса не стал бы его делать, а вместо этого рассказал бы секрет трюка. Вдобавок сюжет «Стеклянной луковицы» построен вокруг преступления, которое основано на просто смехотворно глупом юридическом конфликте.

Наконец, разочаровывает фильм и как комедия. В «Достать ножи» были немало забавных ситуаций и шуток, и все они были органично вплетены в повествование. Большая часть юмора в «Стеклянной луковице» — весьма топорная сатира на тех, кого принято относить к высшему классу, с бесхитростным посылом, что богатые и успешные тоже люди, причем подчас далеко не самые приятные и выдающиеся. Да еще чисто комедийным получился финал фильма. Впрочем, он проходит в режиме форменного фарса, который уместнее смотрелся в какой-нибудь второсортной комедии, чем в детективе, претендующем на преемственность с произведениями Агаты Кристи.

Насколько сильное впечатление производили «Достать ножи», настолько же сильно разочаровывает «Стеклянная луковица». Райан Джонсон умудрился растерять почти все, чем полюбился оригинальный фильм — кроме разве что Крейга и его харизмы.

Обсудить