«Дракула»: смешной и кровавый сериал от создателей «Шерлока»
1 января на BBC One (и 4 января на Netflix) вышел мини-сериал «Дракула» от создателей «Доктора Кто» и «Шерлока». Мы посмотрели все три серии и делимся восторгом
Первое, что стоит знать о «Дракуле» образца 2020 года — это не экранизация, а смелая фантазия по мотивам великого романа Брэма Стокера. Впрочем, от творческого дуэта Марка Гэтисса и Стивена Моффата другого ждать и не стоило. В начале прошлого десятилетия парочка реинкарнировала Шерлока Холмса, перевернув историю легендарного сыщика с ног на голову. В новом флагманском проекте BBC все повторяется — этот «Дракула» пусть и пересекается с литературным оригиналом, но в целом совершенно самостоятелен.
Венгрия, конец XIX века. В женский монастырь доставляют сумасшедшего англичанина, похожего то ли на Волан-де-Морта, то ли на жертву лучевой болезни: лысый череп, мертвецкого цвета кожа, гнойные раны по всему лицу и вечно слезящиеся глаза, в которые в какой-то момент залезет живая муха. Мужчину зовут Джонатан Харкер (Джон Хеффернан), и он рассказывает о столкновении с истинным злом в замке графа Дракулы. Дальше основное действо перейдет во флешбеки. К чести создателей, Гэтисс и Моффат не тратят хронометраж на разжевывание экспозиции. Предполагается, что вы уже отлично знакомы с исходным материалом. Поэтому спустя всего минут пятнадцать с начала первой серии герой и зрители попадают в какой-то макабрический, но слегка гротескный ад. Летучие мыши, гробы, живые мертвецы, темные лабиринты, рыдающие младенцы, постоянные скримеры и многие другие приемы классических хорроров сваливаются в общую кучу. И делается это не столько ради того, чтобы напугать зрителей (хотя определенное напряжение антураж создает). Так режиссеры «Дракулы» (всего их трое — по одному на эпизод) отдают дань уважения жанру. Поэтому сериал наполнен отсылками: от «Носферату» до «Сияния». Дальше всех пошел Пол Макгиган — постановщик «Одержимости» и «Счастливого числа Слевина». Он раскрасил свои кадры в торжественно-угнетающие тона «Дракулы» 1992 года, который снимал Фрэнсис Форд Коппола. Наблюдать за оммажем такого уровня одно удовольствие.
Но вернемся к сюжету. Интервьюирует Харкера бойкая монахиня — сестра Агата (Долли Уэллс). Она совсем не верит в Бога, зато многое знает о вампирах. Их разговор, который время от времени перебивается абсурдистским юмором («Ответьте мне, мистер Харкер, у вас был секс с графом Дракулой?») приведет к трагическому и очень кровавому финалу первой серии. Тут стоит вынужденно прикусить язык, чтобы не раскрыть сценарные сальто, коих в сериале в избытке. Как Харкер спасся из замка? Кто такая Агата? Почему вампиры не боятся распятий, а граф их не выносит? И это мы еще не касаемся главного сюжетного поворота, который легко способен довести до полного исступления.
Гэтисс и Моффат — известные любители сложносочиненных конструкций (вспомните хотя бы финальную серию второго сезона «Шерлока»). И тут они развернулись на полную катушку. Повествование идет извилисто, мешая временные отрезки и действующих лиц. При этом история не разваливается, а приходит к общему знаменателю, как в недавних «Хранителях». В общем, сценарий почти безупречен.
Но главный бриллиант «Дракулы» — сам Дракула. Тут важно помнить, что образ главного вампира давно стал мультикультурным. За неполную сотню лет только в кино его исполняли Бела Лугоши, Кристофер Ли, Клаус Кински, Гэри Олдмен и даже Лесли Нильсен! Игровая индустрия также подарила нам легендарную серию Castlevania, перезапуск которой — речь о Castlevania: Lords of Shadow — дал необычный взгляд на известного персонажа.
Сериал тоже представляет «Принца тьмы» с невиданной перспективы. В одном из интервью Моффат сказал, что в их интерпретации Дракула — не призрачная угроза, с которой борются герои. Он и есть герой, который ведет за собой весь сюжет. Поэтому неопрятный старик быстро превращается в манерного плейбоя с бисексуальными наклонностями и неутолимой жаждой убивать, которая сродни наркотической зависимости. Для вампира здесь написаны лучшие диалоги, сцены и шутки:
— Граф, почему вы хотите перебраться в Англию?
— В этой дыре люди какие-то… безвкусные.
Играет Дракулу датчанин Клас Бэнг. Любители фестивального кино должны помнить его по главной роли в «Квадрате» Рубена Эстлунда («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах в 2017 году). И на протяжении всех трех серий он не только зловеще нависает над окружающими — рост актера 194 см — но и выдаёт местами гениальные перфомансы, которые воплощают как мизантропию персонажа, так и дьявольский дух кровопийцы.
В итоге, «Дракула» вышел очень элегантным, захватывающим и порой очень смешным зрелищем. Благодаря необычному хронометражу — три серии по девяносто минут, сериал не успевает надоесть, посмотреть его можно как за день, так и за три праздничных вечера. Без апломба на вечность, зато с клыками и закрученным сюжетом. Для неспешного начала года — лучше не придумаешь.