Оглавление

«Дюна» Фрэнка Герберта в играх

От ролевого приключения до глобальной стратегии и симулятора выживания

В прошлом году выход новой и на данный момент наиболее удачной экранизации «Дюны» всколыхнул интерес и к первоисточнику, и к продукции на его основе. Тогда мы писали, как классика научной фантастики пробивала себе путь на экраны. В апреле 2022-го в ранний доступ Steam вышла первая за много лет игра на основе вселенной Фрэнка Герберта. И в этом же году 30-летие отмечает культовая Dune II: Battle For Arrakis — игра, определившая развитие жанра RTS, и первая стратегия для многих современных геймеров. Самое время подробнее поговорить об играх франшизы — и вышедших, и грядущих.

Dune (1992)



Первая видеоигра о вселенной «Дюны» — по крайней мере, из выпущенных официально и известных истории. В немалой степени своим появлением она обязана фильму Дэвида Линча 1984 года — провалившемуся, но культовому в узких кругах. Это видно хотя бы по лицу главного героя — Пола Атрейдеса. Он срисован с актера Кайла Маклахлена, исполнившего ту же роль в фильме и широко известного по роли агента Купера в сериале «Твин Пикс».
Разработку Virgin Games, владевшая лицензией на создание игр по Dune, поручила французской студии Cryo Interactive. Увы, первый прототип показался издателю неудачными — странный гибрид квеста, ролевой игры и экономической стратегии оказался на грани закрытия. Неудобный интерфейс, непонятный дизайн — американские партнеры не видели в подобном нагромождении коммерческого потенциала.

Издатель уже передал материалы другой команде и выпускать изначальную версию Dune даже не планировал. На помощь пришла SEGA, купившая европейское подразделение Virgin и узнавшая о проекте. Руководство лондонского офиса оказалось более благосклонно и дало зеленый свет дальнейшей разработке.
В итоге мир получил игру, которая на ранних этапах напоминала квест с ролевыми элементами. Задачей игрока было летать по Арракису на орнитоптере и заключать союзы с ситчами фременов, попутно добывая спайс для Императора. Но чем дальше двигался сюжет, тем важнее становились развитие базы и менеджмент армии, которой предстояло схлестнуться с войсками Харконненов.
Dune, которую некоторые геймеры могли обнаружить на популярных в начале 00-х дисках с этикетками в духе «Миллион игр для престарелых ПК», вышла в 1992 году на платформе DOS, а через год добралась до Sega Mega-CD. Тот же путь параллельно прошла другая, куда более известная и популярная игра о песчаной планете.

Dune II (1992)



Не впечатлившись проектом Cryo, Virgin заказала параллельную разработку «Дюны» американской Westwood Studios, известной благодаря портированию различных RPG по лицензии Dungeons & Dragons и собственной научно-фантастической ролевой игре Mars Saga.
Студия, в дальнейшем известная серией Command & Conquer, а сегодня именуемая Petroglyph Games, фактически закрепила в Dune II основы стратегий в реальном времени и задала вектор развития жанра на годы вперед. На тот же фундамент опиралась оригинальная Warcraft: Orcs & Humans — вид сверху, несколько фракций со своими уникальными юнитами, строительство базы и атака роя маленьких пикселей на другой рой — иного цвета.
Игра, не связанная с детищем французов ничем, кроме имени и первоисточника, вышла в том же году, но немного позже, почему и получила цифру II в названии и подзаголовки: The Building of a Dynasty в США и Battle For Arrakis — в Европе. В 1993-м вышел порт для MegaDrive II, хорошо знакомый геймерам на постсоветском пространстве — и для многих являющийся единственно правильной, «той самой» игрой по «Дюне».
В отличие от Cryo, с первоисточником Westwood обошлась куда менее бережно. Начиная со смены клановых цветов Атрейдесов и Харконненов (в книгах гербовой орел первых был красным, тогда как вторые использовали синего грифона) и применения огнестрельного оружия — и заканчивая домом Ордос. Последний у Герберта вообще отсутствовал.

Dune 2000 (1998)



Dune 2000 ярко иллюстрирует некоторую стагнацию Westwood в рамках созданного же ей дизайна RTS. После выпуска нескольких частей Command & Conquer студия вернулась к истокам и сделала по сути ремейк Dune II — вплоть до буквального повторения ряда миссий. Большая часть механик перекочевала в новую игру прямиком из 1992 года, обновилась только картинка — заново нарисованные спрайты в повышенном разрешении действительно радовали глаз в свое время.
Более радикальный подход демонстрировала версия для первой PlayStation, изданная Electronic Arts. Консоль Sony очень любила полигоны, и конец 90-х был бумом угловатой трехмерной графики на приставках. Вот и Dune 2000 перебралась в 3D, подружилась с геймпадом — и, надо сказать, вполне бодро игралась. Тем, кто пропустил Battle for Arrakis на MegaDrive, даже не грозило перманентное дежавю. Но было очевидно, что надо что-то менять. И Westwood поменяла.

Emperor: Battle for Dune (2001)



Заручившись поддержкой Electronic Arts, создатели Command & Conquer — этот статус был важной частью рекламной кампании — принялись за свою третью игру во вселенной «Дюны». В 2001 на ПК под управлением Windows вышла Emperor: Battle for Dune — последняя «классическая» RTS франшизы и на двадцать следующих лет — единственная официальная стратегия под этим брендом. На ПК пришла трехмерная полигональная графика, к трем Великим Домам добавились еще пять фракций — союз с двумя из них по мере прохождения давал игроку уникальные бонусы и повышал реиграбельность.
Emperor была тепло принята сообществом и показала, что дизайнеры Westwood не разучились придумывать новые механики. Впоследствие творческие изыскания сыграют со студией злую шутку — часть команды в составе Petroglyph будет с переменным успехом нащупывать новые форматы, но в итоге вернется к стандартной формуле и сделает для EA ремастер Command & Conquer. Другая под вывеской Danger Close Games выпустит не лишенную смелых идей, но все же весьма спорную C&C 4: Tiberian Twilight — и похоронит великую серию.

Frank Herbert's Dune (2001)



После Emperor права на новые игры по франшизе оказались в руках Cryo Interactive, создателей самой первой Dune. К началу нового века компания уже была сама себе издателем, а на экраны в 2000 году вышел мини-сериал «Дюна Фрэнка Герберта» — бюджетный, но вполне сносный и достаточно бережный по отношению к первоисточнику. Позднее также были экранизированы «Мессия Дюны» и «Дети Дюны», где одна из главных ролей досталась молодому Джеймсу МакЭвою.
На новой волне интереса ко вселенной Герберта Cryo решила повторить трюк десятилетней давности и запустила в разработку сразу три игры под брендом Dune. Первым стал стелс-боевик Frank Herbert's Dune, выпущенный в 2001 году. Страшный визуально, неуклюжий геймплейно и состоящий всего из пяти похожих друг на друга примитивных миссий. Игре было далеко как до собратьев по жанру, так и до самой первой Dune 1992-го.
Провал Frank Herbert's Dune стал одним из катализаторов грядущего банкротства Cryo Interactive, но она все же попыталась закончить два других проекта по франшизе. Безуспешно.

Dune Generations (2001, отменена)



Вторая игра Cryo — амбициозная онлайн-стратегия, разработку которой поручили внутренней студии, специализирующейся на сетевых проектах — Cryo Networks. Игрокам обещали три играбельные фракции — солдат, наемников и торговцев — с уникальными юнитами и бонусами. В Dune Generations, помимо собственно войны и добычи спайса, предполагались торговля, союзы, шпионаж и даже развитие собственной династии.
И, несмотря на онлайн-ориентированность, ожидалась полноценная сюжетная кампания. По ранним концептам создавалось впечатление, что перед нами представитель так и не родившегося (но несколько раз пытавшегося появиться) жанра MMORTS — с элементами как классической Dune II, так и с механиками из современных игр Paradox.
Увы, Dune Generations, несмотря на уже открытую регистрацию на бета-тестирование, сначала была перенесена, а потом и вовсе канула в Лету вместе с Cryo Interactive, в 2002 году объявившей о банкротстве.

Dune: Ornithopter Assault (2002, отменена)



Третий — и наименее известный — проект Cryo. Аркадный симулятор орнитоптера (основной летательный транспорт на Арракисе), пилотом которого выступал Дункан Айдахо. В его роли игрок мог бы сражаться с вражескими машинами, охранять добывающие спайс харвестеры и сопровождать транспорт. Релиз планировался на портативной консоли Game Boy Advance.
Увы, и эта игра до релиза не дожила. Но ее судьба все же чуть менее печальна и чуть более интересна, чем у Dune Generations. В 2015 году ROM-файл незаконченной игры появился в сети — на фанатских сайтах его можно найти и сегодня, чтобы запустить на эмуляторе Game Boy Advance. Но и это еще не конец истории.
В ноябре 2021 года на Kickstarter появился проект Elland: The Crystal Wars от The Retro Room Games. На поверку это оказалась та самая Dune: Ornithopter Assault, которую маленькая студия обещает закончить и выпустить, переписав сценарий и заново озвучив ролики и диалоги. К работе подключились и сотрудники Soft Brigade — компании, которая создавала, но так и не довела до финала оригинал.
При цели чуть выше $7000 Elland: The Crystal Wars собрала больше 21 тысячи долларов и все еще находится в разработке — новости от студии поступают регулярно.

Dune: Spice Wars (2022)



Французская студия SHIRO Games хорошо зарекомендовала себя игрой Northgard. Стратегия про викингов в мире скандинавских мифов несла в себе элемент градостроительной и экономической RTS, основанной на контроле территорий, ресурсов и развитии фракции. Здесь можно усмотреть элементы The Settlers, Rise of Nations и даже Civilization — уникальные пропорции определили узнаваемый дизайн «стратегии SHIRO». И он же лежит в основе новой Dune: Spice Wars.
Не самая лучшая новость для тех, что ждал еще один ремейк Dune II и устаревшую RTS в духе C&C в 2022 году. Но механики контроля территорий и ресурсов, дипломатии и разведки в условиях дефицита воды, борьба за влияние — куда лучше отражают устройство вселенной, придуманной Фрэнком Гербертом. К тому же, харвестеры, спайс и песчаные черви никуда не делись.
У Dune: Spice Wars есть проблемы с балансом и темпом игры, а важность дебюта в каждой партии слишком высока — допущенные на первых этапах ошибки можно уже и не исправить. Да и режимов и фракций пока маловато. Но на то он и ранний доступ — Northgard тоже не за один день строилась. Потенциал у новой стратегии по «Дюне» есть.

Неанонсированный симулятор выживания



Норвежский издатель и разработчик Funcom объявил о соглашении с Legendary Pictures в феврале 2019 года. Шестилетний контракт предполагает разработку трех игр по франшизе «Дюна», новую жизнь в которую по плану должен был вдохнуть — и вдохнул — фильм Дени Вильнева. Первая из игр — Spice Wars. Еще об одной нет даже толковых домыслов и слухов. И третья — симулятор выживания на Арракисе в духе достаточно популярной Conan Exiles, разработанной самой Funcom.
Проект упомянут на сайте компании, но полноценного анонса и утвержденного названия до сих пор нет, как и каких-либо внятных концепт-артов. Известно лишь, что вместе с Funcom над игрой работает студия Nukklear, в прошлом году выпустившая совместно с THQ Nordic посвященный вертолетам боевик Comanche, и Abstraction Games, помогавшая разным студиям с огромным количеством проектов, среди которых Halo: The Master Chief Collection, Mass Effect Legendary Edition и Surviving Mars.

Помимо официальных игровых воплощений, свой взгляд на вселенную Фрэнка Герберта или попытки представить правильного наследника любимой с детства Battle for Arrakis предпринимают создатели модов и независимые студии. В 2009 вышла модификация Dune Wars, превращающая Civilization IV: Beyond the Sword в глобальную стратегию в мире «Дюны». Для Command & Conquer 3: Tiberium Wars существует модификация Dune 2 Remaster, превращающая последнюю крутую часть C&C в ремейк «той самой» Dune II. Красноярская студия Glyph Worlds на DevGamm 2021 представила проект Barkhan — беззастенчивый клон Dune 2000 и Emperor на современном движке. Если вы знаете другие неофициальные проекты, посвященные «Дюне», — рассказывайте в комментариях.

Обложка: Марк Симонетти, «Дети Дюны» для издательства Aleph

Обсудить