«Джокер»: впечатления от фильма
Беспросветно мрачная драма об одном из самых известных злодеев в современной поп-культуре
В городе Готэме живет мужчина по имени Артур. Он работает клоуном в компании, которая обслуживает вечеринки, мечтает пробиться в стендап и ухаживает за тяжело больной матерью. Но за что бы Артур ни брался, все заканчивается крахом, со всех сторон на него сыплются удары, метафорические и буквальные, да и мир вокруг него, кажется, вот-вот рухнет, взорвется — достаточно одной крохотной искорки. Однажды Артуру почти случайно достается револьвер, и это полностью меняет его жизнь.
Пытаясь анализировать и оценивать «Джокера», инстинктивно подходишь к нему как к супергеройскому фильму, и это ошибка, потому что никаким супергеройством или даже суперзлодейством тут не пахнет. Здесь нет трюков, изощренно поставленных экшен-сцен и зрелищных спецэффектов. Это не приключение и даже не триллер, а настоящая драма, причем очень мрачная. Пожалуй, это вообще самый беспросветный фильм по мотивам комиксов, который мне доводилось видеть. Готэм тут — отвратительная клоака, в которой никогда ничего хорошего не происходило и скорее всего уже не произойдет. Улицы буквально завалены мусором, в каждой второй подворотне кого-нибудь грабят, режут или просто избивают, по-настоящему положительных персонажей, кажется, нет вообще, и даже если кто-то выглядит порядочным человеком, все равно создается такое впечатление, что мы просто не все о нем знаем. Даже люди, которые по бэтменовскому канону должны вести себя прилично, зачастую оказываются теми еще мразями. Это немного шокирует, потому что до сих пор в фильмах о Готэме много говорили, какое это ужасное место, но никто еще не показывал его настолько наглядно — без карнавальных кривляний, как у Тима Бертона или выхолощенности трилогии о Темном рыцаре.
Готэм тут — отвратительная клоака, в которой никогда ничего хорошего не происходило и скорее всего уже не произойдет
На таком фоне Артур, будущий Джокер, смотрится даже выгодно, и тут кроется главная проблема фильма. Еще до премьеры создателям картины пеняли на то, что они, дескать, романтизируют явно отрицательного персонажа и стараются вызвать к нему сочувствие. На это режиссер Тодд Филлипс, Хоакин Феникс и студия Warner Bros. в целом отвечали, что вовсе не планировали превозносить Джокера. Но, когда смотришь фильм, сложно отделаться от ощущения, что его авторы все же лукавили.
Артур действительно ужасно неприятный персонаж и даже смеется специальным отвратительным смехом — резко, визгливо, так что аж передергивает. Но в «Джокере» он все же предстает скорее жертвой — обстоятельств, системы, всеобщего равнодушия и жестокости. Так что не сочувствовать ему сложно. Даже сцена, в которой наконец впервые стреляет злополучный пистолет, и которая запускает все остальные события, разыграна так, что правда в ней явно на стороне героя. Настоящим же злодеем в «Джокере» кажется не титульный персонаж, а система, которая довела его и других простых людей до ручки. Причем олицетворяет ее не кто-нибудь, а Томас Уэйн, отец будущего Бэтмена.
С другой стороны, «Джокера» можно воспринимать как историю о бессмысленности насилия и мести: хотя Артур в конце концов поквитается с обидчиками, да так, что никому мало не покажется, счастья ему это не принесет ни капли. Да и простым жителям города, своеобразным спасителем которых ощущает себя герой, от его поступков точно не легче — просто еще больше насилия на улицах.
Настоящим же злодеем в «Джокере» кажется не титульный персонаж, а система, которая довела его и других простых людей до ручки
Но при всей неоднозначности главного героя и того, как он изображен, а может и благодаря этому, фильм все же получился хороший. Эмоционально очень тяжелый, максимально далекий от традиционного супергеройского кино, но интересный и эффектно снятый. «Джокер» — из тех картин, которые не отпускают даже за пределами зрительного зала и которые хочется немедленно посмотреть снова. Хотя интересно будет узнать, как отреагирует на нее публика, привыкшая к аттракционам в духе «Мстителей».
Читайте также:
Самые жуткие клоуны в видеоиграх
Сериал «Ведьмак» без игровых сюжетов: за и против
Какими будут фильмы по Uncharted, The Last of Us и другим играм PlayStation?