Оглавление

Эксклюзив: рецензия на первый сезон «Ведьмака»

20 декабря на Netflix вышел «Ведьмак» — фэнтези-сериал по книгам Анджея Сапковского. Мы уже посмотрели все восемь серий и делимся неоднозначными впечатлениями

Четыре страницы эмбарго — именно столько пришлось подписать, чтобы посмотреть новый флагманский проект Netflix в числе первых. Поэтому говорить о сюжете предметно придется иносказательно.

Как и обещали авторы сериала, история игнорирует трилогию игр от CD Projekt RED — и это логично хотя бы потому, что события стартуют задолго до нее. В основе сценария первого сезона лежит солянка из ранних книг Сапковского. Например, первая серия — адаптация рассказа «Меньшее зло» из сборника «Последнее желание». Зрителям показывают молодого ведьмака по имени Геральт из Ривии, который бродяжничает по свету и убивает чудовищ за еду и деньги. Судьба приводит его в городок Блавикен, где он встречает знакомого чародея Стрегобора, из лучших побуждений совершает кровавое убийство, за что получает свое известное прозвище «Мясник из Блавикена».



Уже в пилоте можно понять куда метит Netflix. Конечно, это статус «Игры Престолов», после неоднозначного финала которой ниша «взрослого фэнтези» на телевидении оказалась свободна. И для реализации задумки компания не поскупилась. «Ведьмак» очень дорого выглядит. Тут и съемки на натуре, и полноценные декорации, и богатая массовка. А вот CGI, кстати, не много. Оно и к лучшему — мы давно избалованы киноблокбастерами за сотни миллионов долларов и тягаться с ними в графике сериалы пока не могут.

Три ключевых эпизода из восьми поставил наш бывший соотечественник Алик Сахаров — оператор «Клана Сопрано» и один из режиссеров «Подпольной империи», «Декстера» и «Карточного домика». Остальные серии распределились между Алексом Гарсия Лопесом («Отбросы»), Шарлоттой Брэнстрем («Человек в высоком замке») и Марком Йостом («Ганнибал»). Такой союз пошел «Ведьмаку» лишь на пользу. Сериал ощущается сборником разномастных приключенческих историй, примерно как «Мандалорец» от Disney+. Но с поправкой на возрастной рейтинг, разумеется. Жестокость, голые женщины, брань — все это на месте. Особенно смачными получились бои.



Геральт скачет кузнечиком, постоянно использует знаки и картинно фехтует. При этом, поединки не ощущаются театральными и отлично вписываются в сеттинг. Больше всего баталии походят на недавний фильм «Король» с Тимоти Шаламе и Робертом Паттинсоном, где без прикрас показаны рыцарские стычки: с грязью, мольбами о пощаде и вскрытыми, как консервные банки доспехами. Ничуть не хуже получились и битвы с нечистью — экшена в сериале много и весь он качественный.

С задачей показать фэнтезийный мир максимально суровым создатели также справились на ура. Кстати, лучше всех это вышло у Сахарова. В его эпизодах повествовательный тон «Ведьмака» органично рифмуется с «Трудно быть Богом» Стругацких. По крайней мере, лишь в них режиссер делает акцент на то, что самое страшное чудовище — всегда человек, а не упырица или дракон.



Мета-сюжет в «Ведьмаке» основывается на сборнике рассказов «Меч Предназначения» и первых двух романах: «Кровь эльфов» и «Час презрения». Именно там в жизни Геральта появились роковая чародейка Йеннифэр — главный любовный интерес героя — и девочка Цирилла, которую охотник на чудовищ стал считать дочерью. Дело в том, что в детстве ведьмаки подвергаются особым мутациям, которые значительно повышают их боевые навыки, но лишают возможности иметь детей. Вообще, одиночество и жажда семьи — центральные темы в сериале, которые требуют достойного актерского исполнения. И тут к «Ведьмаку» возникают вопросы.

Генри Кавилл прекрасен. Он никогда не был великим артистом, но тут видно как его прет от роли и происходящего вокруг. Поэтому выкладывается бывший Супермен на пределе возможностей. А вот Фрейя Аллан (Цири), Аня Чалотра (Йеннифер), Анна Шафер (Трисс) и многие другие порой все-таки дают промашки. Исключением является лишь Мышовур. Играющий его Адам Леви раньше участвовал в театральных постановках по пьесам Шекспира. Поэтому друид со Скеллиге напоминает волшебника Просперо. Но оно и к лучшему.

Возможно, проблему создает геймерское прошлое. Вроде и играют актеры хорошо, и персонажам веришь. Однако, память об образах из «Ведьмака» от CD Projekt до сих пор сильна. И 200 часов в «Дикой охоте» дают о себе знать. Поэтому анимационные модели лично мне кажутся милее и убедительнее. А привыкание к новому — исключительно дело времени. И судя по тому, что «Ведьмак» уже продлен на второй сезон (всего создатели запланировали семь) — интерес к развитию проекта огромный.



Из этого вытекает еще одна проблема сериала. На этой неделе Дэймон Линделоф элегантно завершил «Хранителей», подвязав все сюжетные нити так, что продолжение возможно, но и без него хорошо. А первый сезон «Ведьмака» лишь развешивает чеховские ружья, которые без сомнения выстрелят когда-то потом. С точки зрения бизнеса, Netflix можно понять. Компания очевидно смотрит в будущее. И то, что вышло сейчас — лишь восьмичасовая экспозиция. Первое знакомство новой аудитории с огромной вселенной. Поэтому нет никаких сомнений. В продолжениях мы увидим и вампиров, и масштабные войны. Появление Дикой Охоты тоже вопрос времени. Но хочется ведь сейчас! Да и такой порционный подход не дает произведению ощущения целостности. Поэтому на финальных титрах преобладает чувство обиды. Сериал фактически обрывается на полуслове, не хватает разве что надписи «Продолжение следует».

В остальном, вышло блестяще. Наравне с «Чернобылем», «Конем БоДжеком» и вышеназванными «Хранителями», «Ведьмак» — одно из главных шоу года. И точно самое громкое фентези как на телевидении, так и в кино. По крайней мере, до выхода «Властелина колец» от Amazon. Но случится это черти когда. Поэтому цените!

Обсудить