Эпизоды Холодной войны, которые отлично смотрелись бы в новой Call of Duty

Разбираемся, какие исторические фрагменты подошли бы для Black Ops Cold War

Новая часть Call of Duty будет посвящена событиям Холодной войны. Пока не совсем ясно, что там будет: фирменная «серая мораль» или безбашенный клюквенный боевик в духе первых Black Ops, но можно представить, какие истории эпохи противостояния двух сверхдержав смотрелись бы в ней лучше всего.

Тропики и покушения



Всю первую половину XX века Куба была законной вотчиной американцев. Предприниматели вкладывали в тропическую страну так много денег, что в СССР считали революцию в государстве бредовой идеей. Советские власти были очень удивлены, когда в 1959 году группа повстанцев устроила переворот. После революции страной начал руководить Фидель Кастро.

Американцы какое-то время не понимали, что вообще происходит. Опомнившись, они начали решать проблему при помощи спецслужб. Задача была одна: убить харизматичного вождя революции. Правда, ни одна из попыток — а их было от 100 до 600 в зависимости от источника — не увенчалась успехом.



Поначалу американцы планировали вооружить полторы тысячи недовольных кубинских эмигрантов и высадить их с моря. Они должны были добраться до революционера и свергнуть его. Однако высадка в Заливе свиней с треском провалилась. Сам Кастро не стал никуда убегать, а поступил в своем стиле: выехал на танке Т-34 на поле сражения. В Call of Duty: Black Ops 2010-го года эта операция показана с другой стороны. Там главный герой убивал двойника кубинского лидера.

Впрочем, в играх показывали и другие попытки убить Кастро. В The Godfather II главный герой, бандит из США, приехал в Гавану, чтобы устранить вождя. И, как и остальные, потерпел неудачу. Нелепо? А вот и нет. ЦРУ регулярно нанимало «своих» или местных мафиози, предлагая им устранить Кастро. И каждый раз что-то шло не по плану.



В попытках достичь заветной цели рождались грандиозные планы. Чего стоила любовь Кастро к дайвингу, породившая не одну идею для убийства: от подарка зараженного акваланга до заминированных ракушек, рассыпанных в его любимых местах.

Несмотря на это, Кастро хватило наглости прилететь в Нью-Йорк для выступления в ООН. Убивать кубинского вождя американские спецслужбы не осмелились, зато принялись активно пакостить. Например, арестовали под надуманным предлогом два кубинских авиалайнера, находившихся в США. Задерживаться в Штатах было опасно из-за возможных провокаций. Однако Кастро спасли московские товарищи, одолжив один из советских самолетов.

Позднее покушения чуть не переросли в мировую войну. Все из-за характера Кастро, который с каждым нападением привыкал к мыслям о смерти и становился еще храбрее. Когда СССР симметрично ответил на размещение американцами ракет средней дальности в Турции, сделав то же самое на Кубе, Кастро распалился настолько, что даже предлагал Москве нанести превентивный ядерный удар по США. То, что Кубе в таком случае было несдобровать, революционер понимал, но относился с равнодушием — ему казалось, что рано или поздно его и так убьют.



Впрочем, обошлось без крупных конфликтов. Москва и Вашингтон обо всем мирно договорились. Советские ракеты увезли с Кубы, а американцы отстали от тропического острова. С того момента жизнь Кастро стала несколько проще.

Ядерную войну заказывали?



Но перерасти в Третью мировую Холодная война могла не только из-за упрямства сверхдержав и страха дать слабину на переговорах. Все дело в количестве ядерного оружия, которого стало так много, что его хранение в условиях постоянной готовности уже не могло обойтись без бардака. Именно неразбериха могла случайно спровоцировать обмен ударами.

К примеру, в Южной Корее у американцев располагалась база ВВС, а ее штаб-квартира находилась в Японии. В конце 50-х связь была еще слишком ненадежна и регулярно пропадала из-за плохой погоды. Страшно представить, что могло бы произойти, если из-за технических неисправностей в небо отправились самолеты, на борту которых находились водородные бомбы мощностью в мегатонну — это более полусотни Хиросим.



Еще эти бомбы были плохо защищены от механической детонации. Если самолет разобьется при посадке — произойдет ядерный взрыв. Представим, что в воздухе находятся самолеты с атомными бомбами. Летят к себе на базу, а уже через 5 минут исчезают в атомном грибе. А связи ни с чем нет. Что будет в такой ситуации делать любой нормальный пилот? Правильно, полетит в сторону противника сбрасывать ядерную бомбу.

И это лишь вершина айсберга. Каждый раз, когда американцы проводили проверки, они обнаруживали что-то страшное. То оказывалось, что нет процедуры отзыва стратегических бомбардировщиков, готовых нанести ядерный удар, то персонал самовольно упрощал процедуру пуска и проверки состояния ядерного оружия.

А еще атомное оружие обожали терять. В 50-х несколько бомб сбросили в море — у самолетов барахлили моторы, из-за чего пилотам приходилось их покидать. Еще снаряды били при посадке. К счастью, без детонации, но с распространением радиоактивных частиц вокруг.

Впрочем, советские военные тоже сталкивались с форс-мажорными ситуациями. В 1986 году произошла катастрофа подлодки К-219. Корабль затонул в Атлантике на глубине 5 километров, а вместе с ним и несколько ядерных боеголовок. С тех пор они так и покоятся на дне.



Но это было еще ничего. Американцы игрались с огнем специально. Никсон активно применял «стратегию безумца». Он создавал впечатление, будто настолько ненавидит проклятых коммунистов, что только и ждет повода скинуть на них ядерные ракеты. Безотносительно рациональных расчетов, потерь, возможных выгод и прочих последствий.

В такой тактике был смысл. В СССР должны были поверить, что имеют дело с опасным и непредсказуемым психопатом, и быть помягче на переговорах. В 1969-м Никсон попытался надавить на советскую власть, санкционировав операцию «Гигантское копье». Несколько недель американские бомбардировщики с ядерным оружием летали у границ СССР. Активно маневрировал и флот. Задумка была в том, чтобы напугать русских и заставить их отказаться от поддержки Северного Вьетнама. Но нервы у руководителей в Москве оказались стальными, и никакой реакции не последовало. Никсон был вынужден свернуть «стратегию безумца», хотя мог и доиграться.



А еще ядерная война несколько раз чуть не началась по совпадению обстоятельств. В 1967-м американцы забыли про анонсированную погодными службами вспышку на Солнце и решили, что их радары глушат советские системы радиоэлектронной борьбы. В штабе полагали, что вскоре на США полетят вражеские ядерные ракеты, и готовились к ответной атаке, но вовремя опомнились.

Несколько раз подводили и системы оповещения, выдавая ложные сообщения о запуске ракет со стороны вероятного противника. Два самых известных случая произошли в 1979 и 1983 году — у нас и у американцев соответственно.

Постоянный (и не беспочвенный) страх ядерного апокалипсиса — один из ярчайших спутников Холодной войны. Почти наверняка он будет использован и в Call of Duty: Black Ops Cold War. Будет ли там потерянная ядерная бомба, ложное срабатывание системы, «стратегия безумца» или все вместе? Увидим.

Люди против стены



Еще один спутник эпохи — Берлинская стена (кадр с Берлином как раз показали на презентации Cold War 26 августа). Разделенный ею на западную и восточную часть город был наглядным примером экономического неравенства противоборствующих сторон. Все дело в том, что Варшавский блок был заметно беднее стран «объединенного Запада». Таким был результат опустошительной войны в 40-е. Ее последствия отразились на большей части Европы, но не на США, экономика и богатство которой только росли.



Западный Берлин функционировал по законам капитализма. В восточном Берлине стремились насаждать социализм. В результате в «бедной» части было дешевое и качественное образование, а в «богатой» — зарплаты и карьерные перспективы.

Немцы стремились учиться в социалистической части города, а работать в капиталистической. На практике это означало, что расходы несет Восточная Германия, а выгоду из этого извлекает Западная, куда утекали человеческие капиталы.



Возмущенные таким подходом власти ГДР в августе 1961 году изолировали одну часть Берлина от другой, что вызвало недовольство простых немцев. Поначалу они массово перебегали через хиленькие ограждения. Позднее линию укрепили — на месте возвели трехметровые бетонные заборы, напичканные минами полосы отчуждения, и линии колючей проволоки. К ним добавили боевых собак и солдат, которые стреляли на поражение. Этим не могли не воспользоваться пропагандисты со стороны США: «Посмотрите, люди Восточного Берлина бегут туда, где настоящая свобода!»

От слов жители Западного Берлина часто переходили к делу. В 1964-м они прорыли 140-метровый тоннель, по которому сбежало 57 человек. Когда пограничники обнаружили его, завязалась перестрелка, один солдат был убит.

А бегущие тем временем совершенствовали тактику, ведь стена с каждым годом становилась все неприступнее и каждый раз приходилось придумывать что-то новое. Кто-то проскакивал под шлагбаумом КПП на машинах с низкой посадкой. Кто-то таранил стену на заполненном ни о чем не подозревающими пассажирами поезде. А кто-то строил воздушный шар. Другие переодевались в советских военных или подделывали паспорта.



За историю существования Берлинской стены ее преодолело около пяти тысяч человек — все стремились попасть на богатый Запад. В 1989-м году, когда падение соцблока шло полным ходом, проблема разрешилась сама собой: Германия запустила процесс объединения обратно, и большую часть стены разрушили.

Берлинская стена регулярно попадает в кино о Холодной войне — в последний раз она оказалась в кадре на съемках шпионского боевика «Агенты А.Н.К.Л». В Call of Duty ее пока что не было, а значит, стена и, скорее всего, ее преодоление просто не могут миновать новую часть серии.

Описанные выше эпизоды — лишь малая часть того, что стоит позаимствовать у истории. Шпионские миссии в тылу, участие в локальных конфликтах, секретные программы спецслужб — все это можно обыграть так, как этого еще не делали в предыдущих частях Black Ops. Главное чтобы сценаристам и разработчикам хватило чувства меры и здравого смысла, и тогда мы получим отличную игру о яркой эпохе, а вовсе не картонную агитку времен Холодной войны.

Обсудить