Оглавление

Еще 5 игр, на которые можно обидеться

В GTA унижают меньшинства, в Call of Duty обходят вниманием женщин, а в Pac-Man не хватает трансгендеров. Объясняем, при чем тут Kingdom Come

Скандал вокруг отсутствия чернокожих людей в виртуальной Богемии XV века — одно из самых обсуждаемых событий в игровой индустрии на этой неделе. Это было бы смешно, не будь это так в духе времени. Из галереи Манчестера недавно убрали картину прерафаэлита Уотерхауза «Гилас и Нимфы», потому что она, предположительно, символизирует объективацию женщин. Колумнист уважаемого нью-йоркского издания The New Yorker в колонке о творчестве культового шведского режиссера Ингмара Бергмана неодобрительно отмечает, что герои-то у Бергмана — сплошь белые. Ведущая прогрессивного феминистского канала в Telegram пишет: «Надо срочно что-то делать с «Черным квадратом»! Вообще-то на нем написана несмешная расистская шутка». Шутка на картине действительно была, но давно стерлась, с трудом восстановили. И тем не менее, с Малевичем надо что-то делать.

Обида и возмущение — важные инструменты коммуникации в современном обществе: в России за эту сферу отвечают православные верующие, потомки ветеранов и отдельные части аудитории телеканала ТНТ. На видеоигры то и дело обижаются почти все, но, на наш взгляд, недостаточно настойчиво. Поэтому мы подготовили список из пяти игр, в которых в нелестном свете изображены самые разные социальные группы. Оскорбляйтесь на здоровье!

Grand Theft Auto





Обычно Grand Theft Auto назначают в козлы отпущения в связи со школьными шутингами, грабежами и жестокими убийствами (см. «Банду ГТА»). Но с точки зрения социальной справедливости дела обстоят ничуть не лучше. Над национальными меньшинствами там прямо издеваются. Гаитянин исповедует культ вуду, русские пьют чай из самовара и шутят про капусту и картошку, армянин обязательно оказывается нечистым на руку владельцем автосалона, ну а все чернокожие герои — наркоманы, убийцы или то и другое разом.

С женщинами все еще хуже. В роликах они проявляются в виде забитых жен олигархов (GTA 4), истеричных теток (GTA 5), а единственная главная женская роль на всю серию (Каталина из GTA 3 и San Andreas) оказывается ролью двуличной наркобаронессы, садистки и психопатки. Что, в общем, типично и для многих «положительных» героев GTA, но в конце третьей части Каталину все равно надо убить. Единственный по-настоящему положительный женский персонаж — Талина Мартинез из GTA 5, которую можно спасти и нанять водителем для дальнейших ограблений. Мартинез всегда выполняет работу блестяще, при этом требует наименьший процент от сорванного куша. Воспринимать это как дополнительное оскорбление или нет (все-таки сценаристы-угнетатели решили платить женщине меньше, чем большинству мужчин) — решите самостоятельно.

Call of Duty





В Call of Duty дела с женщинами тоже обстоят не очень: в основном, женщин нет. Конечно, сейчас-то ответственные за серию подтянулись: в последней игре есть и женщина-лидер французского сопротивления, и даже чернокожие женщины на службе Рейха (в сетевой игре). Однако до Black Ops 3 играбельных леди в серии не было целых десять лет (до этого за всех отдувалась Таня Павловна из Call of Duty: Finest Hour), что, сами понимаете, махровый сексизм. Да и со второстепенными персонажами все плохо: взгляните только на список героев игры — первая женщина фигурирует там ближе к концу первой сотни. Это любовница Фиделя Кастро, у которой даже своего имени нет.

Кстати, трансгендеров в этой серии нет до сих пор, что, конечно, не дело. И то, что ранние части Call of Duty, как и самая последняя, происходили в эпоху Второй мировой — не аргумент. Ведь достоверно известно, что в армии США в 1942 году проходил службу знаменитый трансвестит (более известный как кинорежиссер) Эд Вуд.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth





Не только у меньшинств есть поводы оскорбиться видеоиграми! Белые протестанты могут и должны возмутиться образом населения портового городка Иннсмута из Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Если судить по этой игре, без малого все белые в этой части штата Мэн — сплошь хамоватые, некрасивые белые люди с отвратительной дикцией. Типичный англосаксонские снобы, они презрительно относятся к приезжим, а в преклонном возрасте вообще превращаются в рыб и отгораживаются от внешнего мира в городе под водой. Совсем как привилегированные белые богачи прячутся в своих престижных загородных клубах! На кого это авторы намекают?!

Pac-Man





Еще одна вызывающе шовинистическая серия — это, конечно, Pac-Man. Слово «Man» в названии уже должно насторожить, но этим дело не исчерпывается. Вроде бы, есть Ms. Pac-Man. Но ее образ, нарисованный на американских игровых автоматах, сексуализирован (взгляните только на эти ноги и томный взгляд!) и явно нацелен на привлечение внимания озабоченных подростков. И потом, почему она всего лишь «мисс Пакмэн», а не «Паквумэн»?! Впрочем, не исключено, что таким образом разработчики как будто намекают на транссексуальное альтер-эго Пакмэна (хотя где же в таком случае спин-оффы Pac-Man-To-Woman и Pac-Woman-To-Man?). Но вслух они такого никогда не скажут, а меж тем в японских видеоиграх в тех же 80-х уже придумали квира-дракончика Бердо.

Ситуацию несколько сглаживают гендерно-нейтральные привидения — во всяком случае, трое из них, потому что четвертое зовут Клайд.

Prehistorik





Классическая аркада про похождения пещерного человека вышла в 1991 году, но обидеться на неполиткорректность никогда не поздно. Что не так с этой игрой? Во-первых, ее главный герой — настоящий неандерталец: ходит весь волосатый, по ночам видит сны о мясе, а все проблемы решает с помощью дубины. Во-вторых, он бьет по головам возникающих из воздуха индейцев и получает за это бонусы. В-третьих, он подозрительно белый, что по современным меркам скоро будет и вовсе неприличным. Какой из этого можно сделать вывод? Трудно сказать, но, весьма вероятно, с Prehistorik тоже надо срочно что-то делать.

Как только игры стали заметным культурным явлением, приход политики (а с ней и политкорректности) в них был лишь вопросом времени. Скандал с отсутствующими в средневековой Чехии неграми был далеко не первым. Например, на днях мы рассказывали шикарную историю Call of Duty: WWII, которую ругали за то, что негры, женщины и еврей якобы были в нее добавлены лишь затем, чтобы избежать лишних вопросов от поборников политкорректности.

Дальше будет только хуже, и вымышленные претензии к играм, приведенные в этой статье в иронических целях, вполне могут стать реальными. В преддверии этих веселых и страшных времен нам остается только посоветовать участникам будущих холиваров быть сдержаннее в своих суждениях и вежливее друг к другу. Наверное, мало кто прислушается, но мы должны были попытаться
.

Обсудить