Оглавление

Еще один японский гений: чем хороши фильмы «нового Миядзаки»

Автор самого кассового аниме в истории представил в Москве новый фильм «Дитя погоды», который появится в кинотеатрах с 31 октября

Режиссер Макото Синкай начинал с того, что в мире геймдева называлось бы «инди-разработкой», — в одиночку по вечерам рисовал короткометражные аниме-фильмы. Жена озвучила главную женскую роль, друг написал саундтрек – знакомая история, правда? В статусе эдакого аниме-подвижника и странного перфекциониста, помешанного на качестве картинки, Синкай уже приезжал в Россию лет шесть назад, где выступал перед местными отаку, да и только. Сейчас Макото Синкай – автор фильма «Твое имя», самого кассового аниме в истории, и раздает интервью российской прессе в статусе «нового Хаяо Миядзаки», в гостинице с видом на Кремль (той же самой, где жил Кодзима). А что – тоже гений, без шуток.

Повод для приезда – новый полнометражный анимационный фильм «Дитя погоды», который выходит в прокат 31 октября. Стоит объяснить, что Синкай (как и Миядзаки) экранизирует оригинальные истории, не занимается аниме-сериалами и очень далек от тамошних жанров, шаблонов, архетипов персонажей. Поэтому чем хуже вы знакомы с современной аниме-культурой – всеми этими мемами про ДжоДжо и Синдзи, — тем больше вам понравятся работы режиссера. Конкретно «Дитя погоды» рассказывает о мальчике, который сбежал со скучного маленького островка аж в самую столицу и мало-помалу нашел для себя место в Токио. А еще – о девочке, которая умеет приносить себя в жертву ради всеобщего блага (по кусочкам или же целиком). Фантастики здесь немного (мелькающих трусиков или пафосных битв так и вовсе нет), но Макото Синкай умеет удивительно достоверно переносить на экран настоящую современную Японию и тех, кто в ней обитает. За это его и любят.



Работы Синкая всегда отличают две особенности.

Во-первых, чисто технически «Дитя погоды» (как и «Твое имя») просто нарисовано куда детальнее, чем любой другой полнометражный анимационный фильм, не говоря уже о сериалах. И если недавно шедший в прокате «Промар», например, выкручивается благодаря необычному дизайну, то любое другое полнометражное аниме 2019 года (не говоря уже о сериалах) попросту выглядит бедновато на фоне работ Синкая, где прорисована каждая капелька на ветровом стекле, каждая скомканная бумажка под столом неряхи-журналиста. Смотря «Твое имя» в кинозале, хочется времени от времени ставить фильм на паузу, чтобы разглядывать кадр как картину. Синкай, впрочем, не хочет обсуждать бюджет и лишь дипломатично говорит, что да, поработать пришлось много. Возможно, дело в том, что на родине режиссера уже критикуют за слишком высоко поставленную планку качества – дескать, нечестно привлекать лучших актрис озвучки и использовать в саундтреке песни популярных групп.

Чем хуже вы знакомы с современной аниме-культурой – всеми этими мемами про ДжоДжо и Синдзи, — тем больше вам понравятся работы режиссера.






Во-вторых, Синкай не просто вдохновляется современной Японией, но и рисует конкретные перекрестки, мосты, дома, святилища, рестораны и магазины, где можно побывать взаправду. Практически каждый бренд пива, кофе, одежды, бургеров, одежды в «Дитя погоды» – настоящий. В российских реалиях это может показаться прибыльным продакт-плейсментом, но в японских все совсем наоборот. Чтобы показать бренд или даже здание, нужно получить разрешение у правообладателя, на что требуется потратить кучу сил, времени и, как следствие, производственного бюджета. Другие режиссёры выдумывают все бренды из головы, но Синкай считает иначе: «Мы живем в мире, окруженном этими самыми логотипами и названиями, и мне хотелось воссоздать это в полной мере. Поэтому мы и бились за то, чтобы получить разрешение на использование реальных товарных знаков».

В итоге фильм «Дитя погоды», как и «Твое имя», интересен даже не столько как самостоятельная история, сколько как красивый трейлер поездки в Японию с полным культурным погружением – чтобы и на праздник Обон попасть, и на танцующих жриц-мико посмотреть. Туристические компании уже продают экскурсии в городок Хида-Фурукава из «Твоего имени», а ютуберы снимают видео о заброшенном здании из «Дитя погоды». Макото Синкай, впрочем, утверждает, что не собирался притягивать внимание к тем или иным местам. Он даже отказывается публично назвать остров, с которого срисовывал родину героя «Дитя погоды» – ведь там «есть живые люди, которым не нужно назойливое внимание туристов». Звучит логично, ведь остров из «Дитя погоды» – типичная японская глубинка, в которой ничего не происходит, и прекрасен в этой своей аутентичности.



Макото Синкай объясняет, что не считает жизнь в деревне чем-то плохим, но это только сейчас, а раньше он думал иначе: «Я и сам рос в провинции, разве что не на острове, а в долине, окруженной горами. Я чувствовал себя запертым на небольшом участке земли, и в силу возраста хотел повидать мир, ощутить больше пространства. Сейчас, будучи взрослым человеком, я вспоминаю о детстве в глуши и понимаю, что та жизнь, наверное, была очень богатой и насыщенной, но тогда я не понимал и не умел этого ценить. Мне очень хотелось вырваться, поэтому я и переехал в большой город. Здесь я рисую историю, в которой происходит то же самое».

«Дитя погоды» интересен даже не столько как самостоятельная история, сколько как красивый трейлер поездки в Японию с полным культурным погружением



История в «Дитя погоды», впрочем, не ограничивается проблемами сбежавших из дома школьников. На пути им встречаются мелкие бандиты и туповатые полицейские, журналисты-фрилансеры и топ-менеджеры корпораций, – и в каждом тоже словно отражается жизненный опыт Синкая. Вот мужчина средних лет, например, строчит тексты в подвале в окружении пустых пивных банок, а вот прошло несколько лет – у него уже офис, секретарша и жирный кот. С такими взрослыми героями второго плана можно оставлять в центре истории школьников и все равно снимать фильм, интересный в любом возрасте.




Главный, впрочем, серьезный сюжетный поворот ждет ошеломленных зрителей в финале – Синкай внезапно бросает вызов экологическим активистам, говоря, что незачем переживать о глобальном потеплении, ведь погода циклична, а природа всегда сильнее, чем человек. Режиссер словно включает Достоевского и популярно объясняет: никакие мечты о чистой планете не стоят дороже, чем слезинка ребенка. Особенно забавно, что на пресс-показе журналистка одного из федеральных изданий вышла из зала на кадрах счастливых объятий героев, до этого поворота и, наверное, написала смешной текст о том, что «Дитя погоды» – детская сказочка, в которой все заканчивается хорошо. Нет, заканчивается не хорошо – заканчивается правильно.

Читайте также



Обсудить