«Эту железку создавали не для России» — чего ждать от Steam Deck?
Редакторы и авторы PLAYER ONE делятся мнениями о новой игровой консоли от Valve
15 июля Valve объявила, что ворвется на рынок игровых устройств с Steam Deck — портативной игровой консолью, способной запускать игры как из Steam, так и из других сервисов по продаже PC игр. Мы уже публиковали материалы о том, как на анонс отреагировали пользователи и что именно предлагает Valve. В этом материале — мнения редакторов и авторов PLAYER ONE о новом устройстве.
Андрей Александров, главный редактор PLAYER ONE
Буквально несколько недель назад, отправляясь в отпуск, я купил версию Skyrim для Switch. И без этого горячо любимая консоль от Nintendo открылась для меня с новой стороны. Оказалось, что это просто потрясающе — взять с собой в поездку огромную и дорогую ролевую игру, с которой связана куча воспоминаний и в которой все равно осталось контента на еще одно полноценное прохождение. Steam Deck в этом плане выглядит идеальным предложением — ведь она теоретически позволит взять с собой не только избранные порты, а львиную долю ПК-библиотеки игр, выходившей в Steam и других цифровых магазинах.
Но вот дальше, увы, начинаются вопросы. И основной — к качеству. Покупая консоль от Nintendo или Sony, я уверен, что качество выходящих игр будет если не идеальным, то хотя бы достаточным. Даже рынок «больших ПК» страдает от кучи проектов, неиграбельных на старте, а как Valve огранизует портирование всего этого зверинца на портативную консоль — большой и интересный вопрос. Кроме того, для консолей примерно понятны сроки их полноценной поддержки — ту же PS5 вряд ли заменят раньше 2026 года, да и после этой даты будут поддерживать крупными играми еще пару лет. На ПК каждый разработчик определяет системные требования сам, так что даже если сегодня Steam Deck держит все тяжелые ААА-игры, то никто не даст гарантии, что аналогичная ситуация сохранится через пару лет.
Есть и некоторые вопросы к дизайну консоли. Разработчики явно вдохновлялись Switch, но если консолью от Nintendo просто приятно пользоваться, экспериментируя, например, с отсоединяемыми джойконами, то у Deck я ничего подобного не вижу — это просто портативная консоль в удобном форм-факторе и с простенькой реализацией подключения к ТВ. Сама консоль слишком тяжелая, ценник несколько выше, чем хотелось бы, а из интересных фишек — разве что тачпады.
Наконец, если посмотреть с точки зрения бизнеса, то и тут возникают большие сомнения. Steam Deck выглядит уникальным устройством только на первый взгляд — действительно, возможности брать с собой в дорогу огромную библиотеку ПК-игр пока никто не давал. Но в основном пользователи скорее будут ставить перед собой вопрос: «А на чем мне вообще поиграть в пути?» И тут Steam Deck придется потолкаться. С одной стороны у нее будет Nintendo Switch с классным набором эксклюзивов от самой Nintendo, множеством инди, некоторыми ПК-хитами, а также непревзойденным дизайном. С другой — рынок мобильных игр, на который многие смотрят снисходительно, хотя там просто огромный выбор проектов: free-2-play, платных, эксклюзивных, портов ПК-хитов прошлых лет и игр, распространяемых в рамках подписочных систем вроде Apple Arcade. А в ближайшие годы в эту сферу обязательно попробуют втиснуться операторы облачного гейминга — и тогда будет совсем весело.
Желаю ли я Steam Deck удачи? Пожалуй, да, ведь чем больше выбор — тем лучше. Но куплю ли я Steam Deck себе? Нет, для «больших» игр у меня уже есть мощный ПК и PS5, а для дороги — Switch и хороший смартфон. И чего-то принципиально нового консоль от Valve мне не дает.
Наталья Одинцова, заместитель главного редактора PLAYER ONE
За каждой успешной портативной консолью обычно стоит батарея, способная обеспечить много часов автономной работы. Качественная графика — это, конечно, хорошо, но не когда ты играешь в топовую игру от силы час-два, а потом нужно бежать на поиски ближайшей розетки, потому что твоя приставка превратилась в кирпич. Достаточно вспомнить противостояние Nintendo DS и PSP — Nintendo DS использовала устаревшее на тот момент железо, но полного заряда батареи хватало на то, чтобы играть 8-10 часов. Разительный контраст по сравнению с более продвинутой PSP, чей аккумулятор «жил» всего 4-6 часов. Хотя в России PSP была очень популярна (не в последнюю очередь потому, что ее использовали как мультимедийное устройство), в целом в мире общие продажи различных версий Nintendo DS почти в два раза превышают продажи PSP (~150 млн. копий против ~80 млн копий).
Современная Nintendo Switch как будто опровергает это утверждение — у меня, например, первая редакция приставки и играть на ней в топовую игру вроде The Legend of Zelda Breath of the Wild можно не больше двух-трех часов. Тем не менее, эта консоль в мире пользуется успехом. Но это скорее исключение из правил, и в свое время приставку очень критиковали за настолько непродолжительную автономную работу (в новых ревизиях аккумулятор постоянно стараются улучшить).
Подозреваю, что Steam Deck тоже окажется не особо автономной — в Valve говорят, что заряда хватит на период от 2 до 8 часов. То есть, долго наслаждаться в дороге (ну или на свежем воздухе, например) высокобюджетным экшеном или шутером не получится. Максимум — можно воткнуть в док-станцию и использовать как своего рода домашнюю консоль.
Второй серьезный минус — вес. Оригинальная Nintendo Switch c подсоединенными Joy-Con (обычная конфигурация при портативной игре) весит около 400 грамм. Для сравнения, оригинальная PS Vita весит ~280 грамм, PS Vita Slim — ~220 грамм, оригинальная Nintendo DS — 275 грамм. Чуть больше вес — у iPad Air 2020 (460 грамм). 400 грамм — это не особо серьезно. Но если вы играете, лежа на диване, и держите консоль на весу над собой, через какое-то время руки начинают стремительно уставать. У Steam Deck вес больше — 670 грамм. Ну то есть, это уже прямо не портативная консоль, а хайтек-гантель (выскользнет такая, пока держишь ее над собой, и мало не покажется). Если хочется играть долго — только втыкать в док-станцию и использовать как домашнюю консоль.
Вдобавок, Steam Deck — устройство недешевое. Самая базовая конфигурация стоит 419 евро, но имеющегося на ней запаса памяти (64 гигабайта, и это не SSD-диск) хватит максимум на одну высокобюджетную игру. Да и то это не будет, например, Horizon: Zero Dawn (она требует на PC где-то 67 Гбайт). Получается, что есть смысл брать только две другие версии — а за вариант с 256 Гбайт уже придется заплатить 549 евро.
При этом у Steam Deck не будет своих эксклюзивов — только те же игры, что и на PC Даже дешевые инди-игры (в России в Steam они дешевле, чем на Switch) не особо аргумент — в остальном мире они стоят одинаково. То есть, по сути Steam Deck — это еще одна версия Steam Machine, замена не Nintendo Switch, а игровому PC, и для полного опыта к ней потребуется подключать клавиатуру, мышь и другую периферию. Сейчас, в период дефицита видеокарт, это, возможно, имеет смысл (особенно если консоль действительно потянет топовые игры). Хотя будет, конечно, забавно, если майнить битки научатся и на ней.
Георгий Ядвидчук, редактор PLAYER ONE
После анонса Steam Deck со стороны СМИ, блогеров и обычных пользователей сыпались самые разные отзывы. Кто-то считает, что Valve пытается занять нишу в портативном гейминге и подвинуть Switch. Кто-то полагает, что компания в очередной раз стреляет себе в ногу, как это было со Steam Machine. Кто-то не может понять целевую аудиторию платформы, а кто-то не уверен в удобстве самой консоли и ее технических характеристиках.
Правы на самом деле все сразу. Steam Deck — очень странный продукт, к которому сложно относиться с оптимизмом единорога, даже несмотря на преимущества консоли.
Вот говорят, что Steam Deck мощнее Switch. Да, по функционалу консоль обходит конкурента, но пока непонятно, насколько удобно ей пользоваться в сидячем и лежачем положении. Базовая версия больше, тяжелее (669 против 297) и стоит дороже на 100$ ($399 против $299). Еще один недостаток — тип памяти: на 64 ГБ eMMC далеко не уедешь (медленно и не практично). И дополнительный слот памяти тут вряд ли поможет. Другие версии превосходят по этому компоненту, но и стоят, как PS5 и Xbox Series X (максимальная обойдется даже дороже консолей нового поколения). На фоне Steam Deck у Nintendo даже OLED-версия платформы кажется выгоднее.
Библиотека игр выступает самым логичным преимуществом. Тем у кого есть ПК и каталог, который бережно собирался все 16 лет, больше не надо думать о Switch. Ведь все инди и ААА-игры есть под рукой (даже те, что в EGS, Origin, UPlay и GOG). Но и тут нет уверенности, что их система Proton сможет обеспечить геймерам оптимальный опыт. По крайней мере, пока не появится больше обзоров с тестами платформы. Из-за этого невозможно предсказать время работы аккумулятора. Если Steam Deck будет разряжаться слишком быстро, то в поездках он не сильно-то и пригодится.
Но что если у тебя нет большой коллекции? Что если Steam Deck — первая попытка стать частью PC-гейминга? Если здесь преимущества по сравнению с тем же Switch? И ответ: да, только на распродажах за счет больших скидок. Почему так? Потому что консоль изначально заточена на американский рынок, а не Европу или Россию, где есть региональные цены. Конечно, нам выгоднее покупать игры по 300-500 рублей, а не за 2-4 тысячи. Но основное место притяжения — США, а там цены на те же инди-игры особо не различаются от платформы к платформе.
Steam Deck для Valve такой же эксперимент, как когда-то Steam Machine, производство которых со временем свернули. К чему это привело? К созданию Valve Index и Half-Life: Alyx. Получится ли у Steam Deck закрепиться на рынке и стать не одноразовым явлением, а регулярным, сказать пока сложно. Все зависит от продаж, интереса со стороны покупателей и самой Valve, у которой так много денег, что она может себе позволить любые эксперименты без каких-либо рисков для бизнеса.
Илья Маховиков, руководитель новостного отдела PLAYER ONE
Как я уже писал в нашем превью, Deck звучит как идеальный гибрид консоли и PC. Мощный, портативный, умеет подключаться к телевизору, да еще и не просит отдельной покупки игр — на первое время достаточно библиотеки Steam, которую наверняка многие копили годами. Но есть несколько нюансов, о котором пока задумываются не все потенциальные покупатели.
Хотя Valve и называется новинку PC, мне кажется, что к Deck будут другие, «консольные» требования. Многие все же будут рассматривать ее именно как портативную приставку, а пользователи консолей привыкли, что все работает максимально просто и быстро. Нажал кнопку — и ты уже в игре.
И вот тут возникает вопрос, будет ли Steam Deck достаточно удобной консолью для массового игрока. Например, приставка будет в два раза тяжелее Switch, от которой и так быстро устают руки. С поддержкой игр тоже есть хитрости: сетевые шутеры, например, на нынешней версии SteamOS запустить нельзя — придется самому возиться с установкой Windows 11.
Покупать самую дешевую версию с 64 Гб памяти, кажется, нет вообще никакого смысла — туда не влезет ни один приличный блокбастер. А версии подороже (549 и 679 евро) уже заставляют задуматься, насколько оправдана такая покупка. Эксклюзивов на приставке не предвидится, по характеристикам она уступает другим консолям и средним PC, а в ценовой битве Deck проигрывает и Switch, и PS5, и двум версиям Xbox Series.
Но самое главное, что портативный гейминг в пределах дома доступен давно и бесплатно. Приложения вроде Moonlight позволяют стримить картинку с PC на любое устройство и комфортно играть хоть с геймпадом, хоть на экране планшета. Да, все это требует несколько лишних кликов, но и Deck не выглядит как устройство, которое все сделает за тебя. Во всяком случае, пока.
Остаются фанаты игр, которые любят играть в дороге, но есть подозрение, что более компактную и уже раскрученную Switch вытеснить из этой ниши будет очень тяжело. Впрочем, конкуренция Nintendo и Valve в конечном счете будет выгодна именно нам — игрокам.
Евгений Лысенко, журналист
У Steam Deck есть три проблемы: сравнение с Nintendo Switch, сравнение со Steam Machines и попытка представить это устройство на российском рынке.
Девайс от Valve — многофункциональное устройство, а не закрытая игровая система, и мне легко представить сценарий, когда игровая сессия из шезлонга перетекает в рабочую — с подключенными монитором и клавиатурой. В таком режиме Steam Deck правильнее сравнить с ноутбуком — компактным ПК, который можно возить с собой и подключать к внешней периферии.
Для жизнеспособности такого формата важно иметь ОС, работающую с массовыми приложениями и играми — такой ОС не было у Steam Machines. Но после провала тех игровых ПК Valve потратила несколько лет на разработку Proton — совместимой с Linux среды, которая позволяет запускать игры, созданные для Windows, и продолжает развиваться.
В итоге аудитория Steam Deck — это не фанаты Nintendo, а потенциальные ПК-пользователи, у которых нет ПК здесь и сейчас, но которые готовы отдать $650 за устройство, работающее «из коробки». В России, где культура самостоятельной сборки компьютеров традиционно сильна и выживает даже в кризис — благодаря списанным Intel Xeon с AliExpress — такой девайс вряд ли приживется.
Но России и нет в списке стран первой волны — вполне возможно, что к нам Deck и вовсе никогда не привезут. Как и VR-гарнитуру Valve Index. Эту железку создавали для других рынков, не для России, и нам, наверное, нет смысла пытаться примерить её на себя.
Денис Мурин, технический обозреватель PLAYER ONE
На бумаге Steam Deck выглядит гораздо убедительнее своего единственного конкурента Nintendo Switch. APU от AMD с четырехядерным, восьмипоточным процессором Zen 2 с частотой до 3,5 ГГц! Видеочип на RDNA 2 с частотой до 1,6 ГГц! 16 Гб оперативной памяти! Экранчик, правда, похуже — LCD IPS у Steam Deck против OLED в Switch Pro, но остальное оставляет консоль Nintendo глотать пыль, да?
И правда, Steam Deck очень похож на базовую консоль текущего поколения Xbox Series S. Процессор помедленнее, видеокарта в 2,5-4 раза слабее, но зато архитектура и базовый функционал на месте. Valve приняла очень разумное решение, ограничив экран 720p — для портативной консоли фреймрейт и продолжительность работы от батареи гораздо важнее чуть более четкого изображения. APU Steam Deck использует достаточно медленную по современным меркам память DDR5 — для ОЗУ ее скорости будет вполне достаточно, а вот как видеопамять она наверняка будет вызывать ощутимые провалы фреймрейта в больших ААА-играх. С другой стороны — Valve постаралась оставить как можно больше задела на будущее. 16 Гб памяти для 720p — это гораздо больше, чем может потребоваться современным играм, а SSD консоли — это стандартный M.2, который можно будет заменить на более быстрый или с большим объемом. Valve показала, что на Steam Deck идут очень требовательные игры — Star Wars Jedi: Fallen Order и Control, так что на первый взгляд с производительностью все должно быть хорошо.
Однако к Valve остается много важных вопросов. Первый: операционная система. Не смотря на годы попыток Valve сдвинуть гейминг на Linux с мертвой точки, в 2020 году вышло всего 10 игр с нативной Linux-версией. Valve решает проблему комбо-ударом новых версий SteamOS и Proton — слоя совместимости, который позволяет играм, написанным под Windows, работать в среде Linux почти без замедлений и глюков. Фанатский сайт ProtonDB сообщает, что 76% из 1000 самых популярных игр в Steam работают через Proton почти без проблем. В свою очередь Valve обещает радикально улучшить совместимость к выходу Steam Deck. Однако любой слой совместимости будет хоть чуть-чуть, но замедлять игры, а на портативном железе это может оказаться очень ощутимо.
Второй вопрос: экран и батарея. Да, низкое разрешение экрана — это очень правильный шаг со стороны Valve. Но, скорее всего, даже этого будет мало. Игры так хорошо работают на Nintendo Switch потому что разработчики потратили немало времени на оптимизацию и, в каких-то случаях, на серьезную переделку оригинальной игры под возможности мобильного чипа консоли. Но Switch купило больше 80 млн людей, это гигантский рынок, который Valve не сможет захватить при всем желании. Соответственно, у разработчиков будет меньше мотивации оптимизировать свои игры конкретно под Steam Deck. Лучшим другом игроков станут динамические разрешение и графические настройки, которые смогут помочь не только с фреймрейтом, но и с продолжительностью работы от батареи. Технология апскейлинга AMD FSR тоже придется как никогда в тему. Да и не стоит забывать, что Steam Deck — это компьютер, и на него можно поставить Windows, потенциально избавив себя от проблем с совместимостью.
И третий, самый важный, вопрос: не забросит ли Valve Steam Deck через год-другой после релиза, как она сделала с Steam Controller, Steam Link, Steam Box, HTC Vive и Valve Index?
Скорее всего, ответы на эти и другие вопросы мы узнаем только после выхода консоли. Хочется надеяться на лучшее, но пока Steam Deck выглядит как консоль для богатых энтузиастов, которым не больно выкинуть на нее $500, а потом не будет обидно, если затея провалится. Как с любыми инвестициями, надейся на лучшее, рассчитывай на худшее. В любом случае, даже если с новыми ААА-играми Steam Deck не будет справляться, то это будет одно из лучших устройств для ретро и инди-игр и эмуляции.