Оглавление

Эволюция серии FIFA

Как небольшой студии удалось совершить революцию в 1993 году, установить рекорд по продажам и сделать виртуальный футбол массовым увлечением



История развития франшизы FIFA — наглядный пример того, как можно ворваться в нишу, установить новый стандарт качества и не опускать планку на протяжении почти 30 лет. Рассказываем, как серия менялась с годами и во что она превратилась сегодня.

FIFA International Soccer





Первая игра в серии, которая громко заявила о себе с порога. FIFA International Soccer заметно отличалась от своих конкурентов. И в первую очередь за счет прорывной графики, а в особенности — изометрической камеры. Для 1993 года это было в новинку — раньше футбол обычно показывали только сверху. В нашу эпоху реалистичного 3D изометрия, конечно, смотрится устаревшей, но тогда это был настоящий рывок в детализации.

Смена перспективы позволила разработчикам показать, каким бывает футбол. И хотя геймплей в FIFA International Soccer оставался аркадным, как и во всех играх того периода (от Sensible Soccer до Kick off), он ощущался иначе. Игроки стелились в подкаты, вколачивали мяч в сетку после навеса или лупили из-за штрафной прямо в девятку. И даже нечестные голы после выноса мяча вратарем (для этого футболист должен был близко находится к голкиперу) воспринимались как часть общего процесса.

Отзывчивость управления — игроки не всегда сразу реагировали на команды с геймпада — несколько портила впечатления от игры. Однако ощущение праздника на стадионе и четыре режима окупали все сполна. На старте были доступны 78 сборных, пускай и с вымышленными футболистами (разработчикам приходилось добавлять даже собственные имена). Зато была Россия, Украина, Республика Беларусь и множество других команд со всего мира. Охват аудитории оказался невероятным.

Все это привело к тому, что за первые четыре недели FIFA International Soccer разошлась тиражом в 500 тыс. копий. Для игры со скромным бюджетом это был успех, который требовалось развивать.

FIFA 95





Делать каждую новую часть спортивного симулятора революционной — невозможно. Для этого нужно время, ресурсы и главное — идеи. Поэтому после громких успехов или серьезных изменений студия всегда брала паузу, чтобы внести корректировки в настройки, устранить слабые места и посмотреть, как аудитория воспринимает новую часть.

FIFA 95 — классический пример такого подхода. После мощного дебюта FIFA International Soccer создатели занялись работой над ошибками. Авторы улучшили пасы, переделали стандартные положения и обновили игру вратарей. Движок при этом остался прежним.

Вдобавок в игре появились серии пенальти после основного времени и клубные чемпионаты: английская Премьер-Лига, французская Лига 1, немецкая Бундеслига, итальянская Серия А, нидерландская Эредивизи и испанская Ла Лига.

FIFA 96





Первая игра в серии, которая вышла на PlayStation и множестве других платформ: от PC до Sega Saturn. Рост возможностей позволил авторам выпустить первую игру с 3D-графикой. Технология Virtual Stadium была революционной для своего времени: она позволяла выбирать разные углы обзора, слушать реплики комментаторов, которые в режиме реального времени обсуждали происходящее на поле, и наблюдать за реалистичным поведением футболистов на поле.

Кроме того, впервые в серии присутствовали настоящие игроки. Авторы добавили настройки кастомизации и точно перенесли имена, позиции, рейтинги и трансферные стоимости участников.

FIFA: Road to World Cup 98





Те, кто вырос в 90-е и увлекался футболом, наверняка помнят легендарную FIFA: Road to World Cup 98. Во вступительном ролике звучала Song 2 в исполнении Blur, которая в те годы разрывала MTV и все музыкальные чарты. Впрочем, EA Sports договорилась со многими популярными исполнителями и подготовила для фанатов очень достойный саундтрек.

Однако одной музыкой дело не ограничилось. Обновленный графический движок, обширный редактор команд и игроков, 16 лицензированных стадионов, улучшенный искусственный интеллект, полностью перенесенные национальные команды, система региональных отборочных и модель проведения чемпионата мира (Франция и Бразилия попадали напрямую, миную квалификационные этапы) — все это умещалось в одной игре.

Добавьте к этому адекватное определение офсайда и в целом возможность регулировать нарушения для судьи, 11 клубных чемпионатов — и получите идеальный футбол для ребенка.

FIFA 2001





Спустя три года после FIFA: Road to World Cup 98 создатели опять обновили графический движок, что позволило создавать более проработанную экипировку для команд (благодаря покупке лицензии вымпелы и эмблемы клубов начали выглядеть по-настоящему) и лицевую анимацию для некоторых футболистов. В те годы технология захвата движений использовалась не так часто из-за ограниченных возможностей самих платформ. Со временем использование motion capture стало нормой — сегодня FIFA предлагает самые реалистичные образы футболистов.

Прокачанная физическая модель и улучшенный редактор превратил FIFA 2001 в одну из самых популярных игр среди фанатов и поклонников модов. Другими важными нововведениями стала шкала силы для ударов и выход в онлайн на PC и PS2, чего не случалось ранее. Со временем именно многопользовательский режим станет ключевым для развития франшизы.

FIFA Football 2003





Настоящий графический рывок игра совершила, когда отказалась от устаревшей технологии DirectX 7. К тому моменту студия обкатала механику шкалы для ударов и пасов. В новой части заметно изменилась физика мяча, поведение искусственного интеллекта, но главное — вернулась Лига чемпионов с участием 18 лучших команд Европы. Тем не менее даже таких новшеств было мало для борьбы с Konami. В те годы Pro Evolution Soccer предлагал более глубокий игровой процесс, с которым FIFA была не способна тягаться. Настоящая революция и в техническом, и в геймплейном плане произойдет позднее.

FIFA 09





К 2008 году противостояние EA Sports и Konami вышло на новый уровень. К тому моменту создатели FIFA активно разбирали работу конкурентов и внедряли все новые механики. Постепенно игра отходила от аркадных корней в сторону более глубокого и проработанного геймплея. Каждая новая часть могла похвастаться большим списком изменений. Например, в FIFA 2009 полностью переделали систему столкновений и единоборств (теперь она учитывала скорость, вес и силу футболистов), и игру вратарей. Создатели также улучшили отзывчивость управления, добавили динамическую смену дня и ночи и увеличили влияние погодных условий на ход матча.

Но главное, что привнесла FIFA 09 — режим Ultimate Team, который совсем скоро станет основным драйвером франшизы и будет тянуть за собой все. И все благодаря простой идее, которая будоражит любого футбольного болельщика — собрать состав мечты из любимых футболистов. Ultimate Team позволяет воплотить замысел. Достаточно покупать наборы с карточками, продавать ненужных игроков на трансферном рынке и брать тех, кто тебе подходит в команду. Первые версии режима выглядели очень навороченно и громоздко. Со временем авторы довели FUT до идеала. Отсюда многомиллионые прибыли, внимание сотен тысяч игроков, блогеров, киберспортсменов и профессиональных футболистов. Последние нередко обижаются, когда видят свой рейтинг в Ultimate Team, а кто-то даже считает, что это влияет на его трансферную стоимость.

FIFA 17





С 2010-х в истории франшизы начался золотой период. Студия активно меняла движки, улучшала целые системы игрового процесса и полировала каждую мелочь. Не все у авторов получалось безупречно. Однако были части, как FIFA 12 или FIFA 15, которые заметно выделялись среди остальных.

В FIFA 17 тоже хватало изменений. Новый движок Frostbite позволил полностью переработать физические модели футболистов, изменить поведение ИИ и улучшить действия игроков в атаке. Режим Ultimate Team тоже получил свою порцию обновлений, хотя, казалось бы, куда еще лучше, чем было.

Тем не менее основным хедлайнером был сюжетный режим The Journey («История»). Создатели впервые попытались воссоздать спортивную драму, которая увлечет и взрослых, и детей. Главным героем стал вымышленный футболист Алекс Хантер, который пробирался из низов до лучшей команды английской Премьер-лиги.

Эксперимент оказался настолько успешным, что Хантер появился еще раз, а формат со спортивной драмой повторили в режиме дворового футбола — Volta.

FIFA 20





Тот случай, когда в одной игре успешно раскрылись сразу несколько режимов и новинок. Во-первых, создатели докрутили геймплей, от чего матчи перестали быть скучными или в одну калитку. Появилось тактическое разнообразие, а успех перестал зависеть от силы футболистов. Заметнее всего это ощущалось в режиме Ultimate Team, в котором игроки соревнуются друг с другом безумными составами. Все тот же FUT обычно ругают за донат, который изначально был не самым приятным. Однако со временем авторы нашли баланс и смогли сделать режим дружелюбным абсолютно для всех категорий игроков. Даже сегодня любой желающий может собрать мощный состав, не вложив и рубля.

Во-вторых, в игре появился режим дворового футбола со своими отдельными финтами и наградами (возвращение FIFA Street) и улучшенная карьера. Последняя получила не только обновленный интерфейс. Режим, который со временем утратил популярность, наконец начал обрастать давно забытым функционалом. К FIFA 22 он и вовсе преобразился. Это все еще не Football Manager с его эксель-табличками, но и глубины здесь достаточно, чтобы целый год не вылезать до выхода следующей части.

FIFA прошла путь от маленькой игры для SEGA Mega Drive до огромной франшизы, которая сегодня соперничает с Coca-Cola, Netflix, Disney и другими крупными брендами за влияние и внимание аудитории. И хотя у многих хардкорных геймеров много вопросов к развитию серии, авторы продолжают улучшать продукт. Развитие технологий и увеличение мощностей платформ этому только способствует.

Купить FIFA 22: стандартное издание, издание Ultimate.

Обсудить