Fallout: New Vegas в реальной жизни

По случаю юбилея Fallout: New Vegas вспоминаем, как в мире в 50-е годы относились к ядерному оружию, чем были знамениты техасские рейнджеры и как видели мир римские легионеры

10 лет назад, 18 октября 2010 года, вышла Fallout: New Vegas – пожалуй, самый любимый в народе «трехмерный» Fallout. Многие из нас не прочь и сегодня вернуться на радиоактивные просторы Мохаве и прикончить Когтя смерти-другого. А, чтобы возвращаться захотелось еще сильнее, вспомним, чем вдохновлялись авторы.

Дрожь пустыни



Невозможно вообразить ни один Fallout без ядерных бомб. О результатах их воздействия обычно говорит каждый квадратный метр карты. А в рамках отдельных квестов можно даже запустить ракеты и шарахнуть немирным атомом по кому-нибудь. Но в случае с New Vegas у такого положения дел есть если не историческая привязка, то историческое родство. Ведь в какой-то жалкой сотне километров от Вегаса находился Невадский испытательный полигон, где успели произвести более 900 ядерных взрывов!



Еще Fallout обыгрывает эпоху и эстетику 50-х, и это неспроста – на заре ядерного оружия еще не была до конца осознана настоящая убойная сила радиации, и обладающие им страны ни в чем себе не отказывали. И самое интересное как раз происходило на Невадском полигоне. Именно там строились искусственные кварталы, чтобы посмотреть, как они выдержат взрыв атомной бомбы. Эта ситуация, например, обыгрывалась в последнем «Индиане Джонсе» – в том самом, где несчастный Харрисон Форд успел полетать в холодильнике. Но это, впрочем, были лишь цветочки.

Осенью 1951-го в Неваде прошла операция «Бастер-Джангл» – серия из 7 ядерных взрывов. Любопытнее всего был тот, что бабахнул 1-го ноября – бомбардировщик «Суперкрепость» сбросил 21-килотонную бомбу. Отличающим фактором было то, что на этот раз в десятке километров на песочке расположились десантники из 188-го пехотного полка. Задумка была в том, чтобы проверить на деле воздействие радиации на солдат, ну и сделать так, чтобы те привыкли к ядерным грибам на поле боя. После взрыва прозвучала команда сесть на грузовики, и прокатиться по пораженной взрывом территории.

В следующем году испытания продолжились – и количество участвовавших в них солдат только росло. Отдельных добровольцев окапывали в нескольких километрах от взрыва, другие маршировали по эпицентру после срабатывания снаряда и оседания облака пыли, третьи высаживались туда же на вертолете.

Некоторые взрывы были видны даже из находящегося на побережье Лос-Анджелеса. А из Лас-Вегаса, в котором и происходит львиная часть действия Fallout: New Vegas, были видны почти все. Естественно, такие дела не могли идти на пользу местным жителям, хотя в удовольствии посмотреть на ядерный гриб прямо из окна казино не отказывал себе никто. Впрочем, роза ветров была для игровой столицы благоприятной – радиоактивные осадки несло, в основном, в Юту.



И через какое-то время там начались странные вещи – люди начали массово лысеть, терять ногти и болеть раком. В итоге в 1962-м на полигоне приняли решение проводить только подземные взрывы. Всего в процессе испытаний успели в той или иной мере облучить около 400 тысяч человек – как солдат, так и проживающих неподалеку обывателей.

В Советском Союзе, кстати, первое время тоже баловались подобными вещами, но размах был куда меньше – к делу привлекалось около 45 тысяч солдат и офицеров, а количество затронутого «мирняка» оценивается в районе 10 тысяч человек. К счастью, обе стороны успели одуматься и ужесточить условия проведения испытаний, пока счет не пошел на миллионы.

Последний аргумент НКР



Новая Калифорнийская Республика в New Vegas переживает не лучшие времена. Коррупция, беспорядок, стремление откусить больше, чем получится переварить. Все эти обстоятельства в немалой мере порождают обилие доступных герою квестов. Ведь дела обстоят настолько плохо, что на местах рады любой хоть сколько-нибудь результативной помощи. Но у республики есть и туз в рукаве – а именно, Пустынные рейнджеры.



И, конечно же, тут разработчики вдохновлялись знаменитыми техасскими рейнджерами – причем это настолько не скрывалось, что происхождение от них даже прямо упоминается в лоре игры. Да и эстетика очевидна – специфические шляпы, револьверы, винтовки с рычажным затвором… в общем, Дикий Запад.

А ведь разработчики знали, кого выбирать в качестве «предков». Техасские рейнджеры и правда отличный выбор для нерегулярной войны или поддержания порядка на далеком фронтире. Начинали они в 1820-е годы, когда Техас еще не был никакой Америкой, а являлся неотчуждаемой, как тогда казалось, частью Мексики. Мексиканцы имели перспективные земли, но не успевали самостоятельно их освоить. И не мешали притоку американских иммигрантов. И поначалу рейнджеры были основаны этими самыми мигрантами в качестве своеобразной милиции для поддержания порядка и войн с вечно набегающими индейцами.

Несколько десятилетий спустя иммигранты почувствовали за собой силу, и подняли бунт, в результате которого Техас обрел независимость, а в итоге и вовсе присоединился к Соединенным Штатам. Рейнджеры вовсю участвовали в последовавшей войне, которая стоила Мексике чуть ли не половины ее территорий. И после этого легализовались уже как американская структура.



Техасские рейнджеры сочетали в себе сразу несколько качеств – убийственную репутацию и эффективность, а также весьма слабую разборчивость в средствах. Скажем, нелегального мигранта из той же Мексики они могли просто пристрелить на месте, чтобы особо не возиться. То же массово проделывали с салунными дебоширами. А опасных преступников предпочитали убивать сразу, причем желательно из засады и в заведомо превосходящем количестве. Так надежнее.

Рейнджеров неоднократно пытались приструнить, но всякий раз этому мешала очередная лавина накатывающегося на Америку криминала – то эпоха Дикого Запада настанет, то Сухой закон все карты перемешает. И всякий раз на самоуправство закрывали глаза – в тяжелые времена никогда не будет лишним иметь своих, хотя бы относительно управляемых, головорезов.

Отдельным плюсом рейнджеров была их неортодоксальность в вопросах преследования преступников. Взять, например, знаменитых Бонни и Клайда – одну из легенд 30-х годов. Романтизированная газетчиками и режиссерами парочка грабителей носилась по Штатам на машине, разбойничая где попало. У Бонни и Клайда имелся целый арсенал – не только пистолеты, но даже и легкие пулеметы BAR. Они легко убивали встречных людей, в том числе и за весьма небольшие суммы. И их никак не могли поймать: Клайд угнал себе одну из самых мощных машин в стране – 8-цилиндровый «Форд». При этом, чтобы уйти от погони, ему было достаточно просто добраться до границы штата, и полномочия местной полиции на этом кончались.



Но Бонни и Клайд совершили непростительную ошибку – они разозлили техасцев. И те выслали в погоню отряд из четырех рейнджеров. Те нашли нужный подход к луизианским копам – тех парочка грабителей с большой дороги также успела достать – и организовали засаду в Луизиане. После чего изрешетили автомобиль, добившись более полутора сотен попаданий.

Напоминающая кусок хорошего сыра машина Бонни и Клайда, хорошо поездив по США в качестве выставочного экспоната, осела в невадском казино. В реально существующем городе Примм. Такой же есть и в Fallout: New Vegas. И в нем тоже наличествует казино с такой же машиной. Только вот вместо легендарных Бонни и Клайда машина принадлежала вымышленными Викки и Вэнсу – персонажам-пародиям, в общих чертах повторивших судьбы реальной парочки грабителей. Но только вот делавшим все максимально нелепо – как и полагается в таком случае.

Цезарь, да не тот



Другая фракция, оспаривающая у НКР набитый казино Вегас и важнейшую дамбу Гувера, – Легион Цезаря. Причем легион очень и очень специфический.

Все дело в том, что в «фоллаутовском» Легионе правил бал радикальный социал-дарвинизм. Все люди были поделены на рабов и воюющих легионеров, целью фракции была, в основном, война до победного конца, а все, кого Легион не мог использовать для этого дела, безжалостно и жестоко уничтожались.



Причем Легион с подозрительным усердием использовал римскую военную эстетику, звания, должности и даже униформу. При этом на римлян все его члены походили примерно как супермутант на породистого котенка – то есть, никак. Ведь римлянин – это, в первую очередь, человек Вечного города, родившийся в рамках большой городской цивилизации и смотрящий на все вокруг через ее призму.

Да, римляне были грубоваты и практичны, но в походах в галльских или германских землях (а ведь они и прославили Цезаря) они, безусловно, были самыми «цивилизованными» людьми в округе. Что делает их бесконечно далекими от «фоллаутовских» легионеров с их ненавистью к «обрюзгшим плутократам».

Взять, к примеру, Цезаря из New Vegas – тот предпочитает демонстративно спартанские условия жизни, презирает изнеженность, живет ради войны. А реальный Гай Юлий Цезарь, при всей своей приспособленности к суровым походным условиям, был выходцем из патрициев, и фактически одним из крупных римских олигархов. Все подвиги, совершавшиеся в далеких диких землях, Цезарь совершал ради Рима – вернее, власти в нем. В том самом изнеженном большом городе, который презирал «игровой» Цезарь.



Так что же это – неужели на этот раз разработчики сделали свою работу плохо, и лишь нахватались по вершкам? А вот и нет – всему есть свое объяснение. На самом деле игровой Цезарь – вполне себе человек цивилизации. Мало того, он – хороший антрополог, знающий древнеримскую культуру и латынь. А эстетика Рима нужна ему только для того, чтобы спаять разрозненных дикарей во что-то сильное и единое – то, что, по иронии судьбы, пытался сделать не Цезарь, а его галльский противник Верцингеторикс.

По плану Цезаря, Легион должен был завоевать прогнившую НКР, и принести на ее земли настоящий порядок. Используя инфраструктуру калифорнийцев, легионеры должны были бы основать новую империю – эдакий четвертый Рим, но уже в постъядерном мире. Результат (по крайней мере, промежуточный), как всегда, зависит от выборов игрока.

Недавняя покупка Bethesda компаний Microsoft и необходимость наполнять сервис Game Pass длинными, но при этом конкурентоспособными против сильнейших Sony-эксклюзивов проектами могут многое изменить. В одних руках находятся как разработчики оригинального New Vegas, так и права на саму франшизу. А еще у Microsoft есть деньги. Все это делает более чем возможным появление прямого продолжения – ведь первый «Вегас» отлично зашел игрокам. А, пока заветного анонса не состоялось, можно освежить воспоминания, запустив классическую первую часть.

Обсудить