Оглавление

Fallout 76: то, что мертво, умереть не может

Серия, которую хоронили после каждой новой части

«Теперь Fallout умер окончательно» — причитали фанаты после анонса Fallout 76. Их реакция понятна — серия резко меняет жанр и из ролевого приключения превращается в мультиплеерный «выживастик». Однако у тех, кто следит за историей видеоигр, возмущения поклонников «Фолыча» выглядят забавно. И дело не в том, что они ругают игру, которая еще не вышла. Просто разговоры о смерти Fallout ведутся настолько давно, что даже удивительно, что серия до сих пор жива.

Первый шаг в сторону. Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (2001)



По мнению кинокритиков, самый громкий провал в истории «Звездных Войн» — фильм «Скрытая Угроза». И если главным критерием взять соотношение ожиданий и реальности, то насколько бы ни были плохи новые Star Wars, оглушительнее провала уже не будет. Проведем аналогию — главный провал в серии Fallout уже состоялся, и им оказалась игра 2001-го года с подзаголовком Tactics.

На самом деле, и с оригинальной дилогией не все так безупречно, как представляется прожженным фанатам серии. Fallout 2 — не полноценный сиквел, а работа над ошибками, доведение механики и возможностей первой части до совершенства. О подобных проектах мы писали в статье «Обкат концепции». Между тем, такие видеоигры не критикуют. Fallout Tactics — другое дело. В то время Black Isle Studios, авторы первых двух частей серии, занимались Planescape: Tournment, за продолжение взялась студия Micro Forte, в послужном списке которой не было ни одной достойной игры. То, что они предложили в качестве спин-оффа легендарной серии разочаровало как поклонников франчайза, так и случайных игроков.



Даже сложно сказать, какой именно элемент Fallout Tactics оказался главным недостатком игры. Слабый сюжет, наплевательское отношение к лору, уход от ретрофутуризма к обычной фантастике, устаревший геймплей... Дошло даже до того, что спустя время ее перестали признавать каноном, что в игровой индустрии случается крайне редко. Уже тогда звучали первые возгласы про смерть Fallout, ведь многие думали, что Tactics получит продолжение. К счастью, этого не произошло. Правда, полноценная новая часть оказалась совсем не похожа на ранние игры серии.

Oblivion с пушками. Fallout 3 (2008)



Fallout 3 относится к сиквелам, которые с радостью принимают новички, но всем сердцем презирают фанаты оригинала, в данном случае — оригинальной дилогии. Bethesda Softworks, разработчики The Elder Scrolls, возродили Fallout, но сменили жанр — вместо тактической RPG мы увидели гибрид ролевой игры и шутера от первого лица. Помимо знакомой до боли системы S.P.E.C.I.A.L., супермутантов, гулей и Братства Стали, в третьей части серии появились интересные нововведения, прежде всего — V.A.T.S., который можно считать как альтернативой пошаговым боям, так и узаконенным читерством. При этом, в отличии от Tactics, игра относится к жанру ретрофутуризма. С точки зрения игровой индустрии, Fallout 3 оказался необычной игрой со собственным видением жанра RPG. Но фанаты серии восприняли триквел крайне негативно.

Придирались ко всему, к чему только можно. Находили дыры и нелогичности в сюжете, критиковали невыразительных персонажей, отсутствие юмора и невозможность убивать детей, ругали за смену жанра и вообще — «лучше было оставить все в 2D». О том, что пошаговая механика вместе с изометрической камерой к тому времени устарели, фанаты оригинальной дилогии и знать не хотели. И вновь, как и в 2001-м году, заговорили о смерти серии, только теперь — громче, благодаря интернету и youtube. Роликов на тему «Почему я ненавижу Fallout 3» в сети просто невероятное количество, и смысл всех сводится к тому, что раньше трава была зеленее.



Единственной современной игрой серии, которая удовлетворила как ветеранов, так и новичков, оказался New Vegas. Главным фактором его успеха оказалось привлечение к разработке тех людей, которые занимались первыми двумя частями серии. Однако через пять лет в качестве продолжения Bethesda выпустила не условный New Vegas 2, а еще один Fallout 3, только со строительством и окончательным смещением акцента на шутерную механику.

Fallout 4 (2015). Еще одна смерть серии



Анонс четвертого Fallout среди поклонников серии вызвал бурю восторга, а релизная версия — разочарование. Вновь придирались к мелочам, от несостыковок с лором предыдущих частей до упрощенных диалогов. «На фоне Fallout 4 даже третья часть кажется вполне себе каноничной» — заявляли прожженные фанаты. Ситуация повторилась — новый «Фолл» понравился, в-основном, новичкам. Качество квестов действительно упало — интересных историй стало меньше, изучать мир предлагалось при помощи повторяющихся рейдов, а затея с платными модами в очередной раз показала собственную нежизнеспособность. При этом у Fallout 4 есть и сильные стороны — строительство, крафт, понятная ролевая система и возможность проходить игру как полноценный шутер.



Первый шаг перехода серии в онлайн. Fallout 76 (2018)



Итак, в 2018-м году Fallout умрет в четвертый раз. И вновь предыдущая часть теперь кажется неплохой игрой. Интересно, что эта метаморфоза произошла уже на стадии анонса Fallout 76. На самом деле, переход в онлайн — вынужденный шаг со стороны Bethesda, которые последние десять лет упорно продвигали однопользовательские проекты. К сожалению, они проваливаются в продажах. Насколько хорошим или плохим будет Fallout 76 — еще неизвестно, но сам факт того, что серия станет исключительно мультиплеерной, для фанатов серии оказался поводом заранее поставить на игре крест. Между тем, очевидно, что эта игра — проба пера перед окончательным переходом в сеть и выпуском масштабного Fallout Online, о котором так долго мечтали фанаты. Только разрабатывать его будут вовсе не Black Isle Studios.

Причина перехода Fallout в онлайн проста — деньги. Сегодня именно мультиплеерные игры срывают кассу, ведь, помимо стартового пакета, на протяжении долгого времени издатели продают дополнительный контент, включая скины на оружие и шапочки, которые практически ничего не стоят в проивзодстве. Причем продажи той или иной игры зависят исключительно от игроков — в конечном счете, именно они решают судьбу целых франчайзов. Негативная реакция на Fallout 4, в сочетании с прибылью, которую сегодня приносят онлайн-игры, заставили Bethesda искать альтернативные пути развития серии. Но если игроки проигнорируют Fallout 76, то «Беседке» придется вернуться к старым схемам и предложить нам условный New Vegas 2. Правда, в подобный расклад событий с каждым днем верится все меньше.



История веры в Fallout, на самом деле, поражает — обычно франчайз хоронят после первого же серьезного провала. Но дело не только в том, что New Vegas в свое время дал надежду ветеранам серии. Концепция оригинальной дилогии оказалась настолько хороша, что игроки до сих пор хотят увидеть что-то подобное в современной обертке. Остается открытым лишь вопрос, сколько еще раз должен умереть Fallout, чтобы его похоронили окончательно.

Обсудить