Фанатские теории: от коммуниста Марио до проделок Кодзимы
Легенды и мифы игровой индустрии
Домыслы и фантазии — то, без чего не может ни один человек. Даже если сюжет игры, фильма или романа не оставляет вопросов, никто не мешает предложить свой взгляд на события. Хорошо сотканные теории продлевают жизнь уже рассказанной истории и наполняют ее новыми смыслами. Даже бредовая интерпретация может позабавить поклонников автора или самого создателя. Современники Франца Кафки слали писателю письма с просьбой объяснить значение рассказа «Превращение». Но правда в том, что самих смыслов было так много, что назвать какой-то один единственно верным нельзя даже сегодня. Видеоигры не исключение: здесь тоже хватает теорий и вымыслов. И хотя одни со временем устарели, другие даже спустя десятилетие остаются предметом для обсуждения в комментариях. Мы отобрали с десяток самых разных историй об играх прошлого и настоящего, которые заставят вас улыбнуться, поностальгировать или задуматься.
Марио — коммунист
Тот случай, когда можно сказать «Ну и чушь!» За последние пять лет Мэттью Роберт Патрик получил сотни таких комментариев. И все из-за видео на канале The Game Theorists. В ролике блогер предположил, что итальянский водопроводчик — сторонник коммунистической философии. На это намекает цветовая палитра нарядов (а заодно и грибов), шляпа в виде советской фуражки, усы как у Сталина, красный флаг со звездой, который возникает над замком после прохождения уровня, владение молотом (но не серпом), а еще наличие антипода — капиталиста Варио, который стремится приумножать богатства. Конечно, все это звучит очень притянуто. С тем же успехом можно вооружиться Фрейдом и рассказывать об изображении половых органов в Dark Souls 2.
Хоук появится в Dragon Age 4
В ожидании Dragon Age 4 фанаты серии строят теории о событиях, персонажах и сюжетных поворотах. Одна из самых популярных тем — судьба Хоука, главного героя Dragon Age 2 и одного из ключевых персонажей Dragon Age: Inquisition.
Осторожно, спойлеры Dragon Age: Inquisition!
По мнению поклонников, во время задания «Там лежит Бездна» Защитник Киркволла не погиб, а скорее всего выжил и теперь заперт в Тени. Пользователь Reddit с ником Valar_Derpghulis в качестве аргумента привел слова ведьмы Флемет (она же эльфийская богиня Митал) из разговора с Хоуком в DA2: «Мы стоим над пропастью грядущего. Мир ждёт своего часа, чтобы рухнуть в бездну. Жди... и когда этот миг настанет, не бойся и прыгай. Только падая, можно научиться летать».
Фанаты полагают, что Хоуку отведена определенная роль, о которой знает только эльфийская богиня. В своей речи Митал использует слово бездна, которое отсылает и к названию задания в DAI, и к самой ситуации. Вероятно, битва с могущественным демоном способна раскрыть потенциал героя.
Как и при каких обстоятельствах должна состояться встреча — тема для отдельных размышлений. Учитывая, что в тизере DA4 особое внимание уделено идолу из красного лириума (того самого, что нашли Хоук и Варик в DA2), высока вероятность появления одного из них (а то и обоих). Но узнаем мы об этом не раньше, чем в 2022 или 2023 году, так как игра сейчас находится на ранних этапах разработки и в ближайшее время точно не выйдет.
А двемеры выйдут?
Тема, которая не дает покоя фанатам вселенной The Elder Scrolls даже сегодня. Нет однозначного ответа, что произошло с расой глубинных эльфов и почему они исчезли. Даже оценки историков по дате расходятся: инцидент произошел не то в 668, не то в 700 году. Точно известно только одно: это было во время войны Первого Совета, в битве под Красной горой. Единственный, кому удалось спастись, был тональный архитектор Ягрум Багарн (его можно встретить в TES III: Morrowind), который в тот момент путешествовал по одному из Внешних Царств.
Так что же случилось с двемерами? По одной версии, их наказали боги за нечестивые ритуалы и эксперименты (поговаривают, что даже сама Азура вмешалась в битву и уничтожила глубинных эльфов). По второй — верховный жрец Кагренак использовал Инструменты (Разделитель, Разрубатель и Призрачный Страж) на сердце бога Лорхан, чтобы пробудить Нумидиума — гигантского голема. Жрец пытался превратить существо в медное божество благодаря энергии сердца. Однако в процессе что-то пошло не так, и глубинные эльфы исчезли. По третьей — после активации Кагренак перенес себя и всю расу во Внешние Царства, где они и остались. Есть и более дикая версия — якобы двемеры превратились в орков, — но в ней хватает несостыковок. Хочется верить, что однажды Bethesda не оставит этот период без внимания и расскажет чуть больше о загадочной расе глубинных эльфов.
Теория одурманивания в Mass Effect
Споры и скандалы вокруг The Last of Us 2 можно сравнить с тем, что творилось после выхода Mass Effect 3. Фанаты трилогии очень бурно реагировали на концовку серии (уж больно она была куцей и невнятной). Разгромные посты на форумах, петиции разработчикам, ролики на YouTube, желчь в социальных сетях — шум стоял такой, что после релиза создатели пообещали в кратчайшие сроки внести больше ясности в финал третьей части.
И пока авторы придумывали сцены и прописывали разные варианты событий, в сообществе составили теорию. Согласно ей Жнецы на протяжении всей трилогии промывали мозги Шепарду, одурманивали и готовили к порабощению. Учитывая, насколько немногословным оказался финал, в котором почти ничего не объяснили, полуторачасовые видео с подробным разбором оказались кстати.
Осторожно, спойлеры Mass Effect 3!
Суть теории одурманивания сводилась к следующему: в финале главный герой оказывался в полной власти Жнецов. После выстрела из Предвестника командор пробуждался как будто во сне, где ему предстояло пройти последнюю проверку. Шепард попадал на Цитадель, чтобы активировать Горн. Вот только помещения космической станции выглядели совсем не так, как обычно, а наподобие образов, основанных на базе «Коллекционеров», «Корабля Серого Посредника» и логова Призрака.
Разговор между Шепардом, адмиралом Андерсоном и Призраком был не чем иным, как противостоянием двух личностей командора с влиянием Жнецов. Последним этапом оказывался диалог между главным героем и Катализатором. Тот описывал истинный замысел Жнецов и предлагал три варианта развития событий: синтез (слияние синтетиков и органиков), контроль (Шепард становился Катализатором) и уничтожение (смерть всех синтетиков). При выборе последней опции игрок смотрел на красный луч — якобы намек на неправильное решение, с точки зрения Жнецов. При выборе двух других — на зеленый и синий, что означало безоговорочную победу захватчиков.
Впрочем, теория просуществовала недолго. До выпуска расширенной концовки, в которой появился и четвертый вариант исхода: если стрельнуть в Катализатора, он исчезал (некоторые игроки восприняли эту сцену как насмешку над теми, кто верил в теорию одурманивания). Остальные три варианта были настолько подробно расписаны, что не оставили места для фанатской версии. Впрочем, даже сейчас она для многих звучит намного лучше, чем официальная версия.
Яйцеобразные человечки в Rocket League
Когда студия Psyonix выпустила Rocket League, игроки обратили внимание на зрителей на трибунах. Они выглядели не как обычные люди, а как антропоморфные существа в форме яиц. Так в сообществе появилась теория о яйцеобразных человечках, которые населяют мир RL. Долгое время разработчики подкидывали сторонникам теории все новые и новые доказательства, пока в сентябре 2017 года в промо-материалах обновления не появился плакат с музыкальной группой некоего Митчелла — бородатой бандой... яиц. Таким образом создатели подтвердили фанатскую теорию о яйцеобразных людях. Живите теперь с этим.
Хитрый план Полярис в Control
Не морщите лоб, в Control есть сюжет, и он не менее интересный, чем в прошлых играх Remedy. К игре уже вышли два сюжетных дополнения, которые расширили вселенную и подкинули новых загадок и вопросов. До сих пор так и неясно, что такое совет? Как он возник? Для чего он создан? Формер — его бывший участник? А Ахти? Он финский бог моря или сам Старейший дом? Кто и главное зачем убил Тренча? И что такого обнаружил Дарлинг? Учитывая любовь разработчиков не разжевывать каждую деталь, а оставлять пространство для фантазий (в записках, раскиданных по уровням), поклонники игры напридумывали десятки теорий. И одна из них касается Полярис — паранормальной сущности, которая играет очень важную роль в сюжете игры.
Осторожно, спойлеры Control!
Согласно фанатской версии, все события Control были спланированы Полярис (главная героиня назвала ее так из-за сходства со звездой). Стартовой отметкой можно считать встречу сущности с Джесси и Диланом Фейден, после которой дети, вероятно, стали параутилитами (одаренные люди, способные овладевать предметами силы и применять сверхъестественные способности). Они обратились к ней, чтобы остановить беспредел в родном городе. К моменту знакомства из Ординариума пропали все взрослые. Вместо них там орудовали подростки-хулиганы, которые подчинились некой Нематери — другой паранормальной сущности — и превратились в монстров. Детям удалось закрыть портал в ее измерение и прекратить насилие на улицах города. А чтобы подобное больше не повторилось, Джесси сожгла все слайды, кроме мира, в котором обитала Полярис. Впрочем, Федеральное Бюро Контроля нашло еще один — обгоревший диапозитив, ведущий в мир ииссов.
У ииссов с Полярис сложились сложные отношения. В своем измерении сущность уже пыталась уничтожить их. Погибли многие, но далеко не все (согласно теории, она не истребила врагов намеренно). Некоторым удалось скрыться. Именно выжившие проникли в ФБК и на протяжении многих лет промывали мозги директору бюро — Закари Тренчу. Кто и зачем убил главу ведомства — отдельная тема для разговора. Однако теория объясняет его смерть очень просто: при помощи Гедрона (проводника сигналов Полярис, который перенесли из ее мира в ФБК), сущность убедила доктора Дарлинга создать РУГи (защитные устройства от ииссов), а заодно и застрелить главу бюро. К тому моменту Тренча раздирали одержимость и паранойя. Перед смертью он открыл портал во враждебный мир, чтобы утопить Старейший дом в хаосе и не дать Гедрону захватить его (Закари всюду мерещились заговоры и предатели). После он уступил место Джесси Фейден, которая к началу Control впервые получила сообщение от своей спасительницы — ее позвали приехать в ФБК.
Все дальнейшие события — план Полярис в действии. Джесси безоговорочно выполняла поручения под предлогом спасения Старейшего дома и спасения человечества. На самом деле ей руководила паранормальная сущность, которая решила убить сразу трех зайцев — расквитаться с ииссами, сделать своим проводником не Гедрона, а доверчивую девочку с необычайной силой, и оказаться в нашем измерении. Единственный вопрос, на который не отвечает теория, — что дальше? Захват мира? Или уничтожение еще какой-нибудь паранормальной сущности, которая не дает жить Полярис? Хочется верить, что сценаристы Remedy однажды расскажут об этом.
Аркадный автомат-убийца
В 90-е и 00-е среди игроков по всему миру ходила байка про аркадный игровой автомат Polybius, который якобы вызывал эпилептические припадки и доводил игроков до самоубийства. По слухам, за созданием устройства стояли сотрудники ЦРУ, которые тестировали на игроках новое психотропное оружие. В реальности теория об автомате-убийце не подтвердилась. Расследование журналиста Стюарта Брауна (автора YouTube-канала Ahoy) показало, что за легендой стоял создатель портала об аркадных автоматах coinop.org Курт Коллер. Он хотел нагнать трафика на свой сайт, но ненароком создал страшилку, которая еще многие годы гуляла по сети. Впрочем, это была не единственная байка. Существовали и другие.
Семья id Software
Еще одна теория, которая родилась на форумах и была подтверждена создателями. Вы когда-нибудь предполагали, что главные герои серий Commander Keen, DOOM и Wolfenstein — родственники? В прошлом авторы неоднократно намекали на взаимоотношения разных героев. Например, энергетическая пушка «Убергевер» из Wolfenstein II использовала три топливных источника: лазерный, дизельный и межпространственный (по описанию он очень походил на аргент-энергию). В DOOM II 31 уровень повторял карту из Wolfenstein 3D, а на 32 уровне авторы спрятали пасхалку с Билли Блэйзом. Игрок должен был расстрелять Командира Кина, чтобы активировать дверь, за которой скрывался переключатель.
В январе 2018-го основатели id Software Том Холл и Джон Ромеро подтвердили, что между тремя героями есть родственная связь. Би-Джей Бласковиц — дед Билли Блэйза, а сам Командир Кин — отец Палача Рока. Вот такая вот дружная семейка у id Software.
Кратос и назад в прошлое
После перезапуска God of War среди фанатов стали возникать теории о настоящей сущности главного героя. Будто бы он не тот, за кого себя выдает. И такая версия возникла не совсем на пустом месте.
Осторожно, спойлеры God of War (2018)!
Ближе к концу игры Кратос узнает, что у Атрея есть и второе имя. Мать назвала сына Локи. Этот сюжетный поворот вызывает много вопросов. Например: если Атрей — это Локи, отец Ёрмунганда, то каким образом герои встречают змея в игре? Объяснить эту «нестыковку» можно путешествиями во времени.
По мнению пользователя Redjester016, во время предстоящего Рагнарока Тор так мощно приложил змея, что тот ненароком вернулся в прошлое. Нечто подобное, возможно, произошло и с богом чести и войны Тюром, который пал от руки Одина, но не умер, а переместился в пространстве. Хотя мы не встречаем его лично, Тюру уделяется чрезвычайно много внимания в игре, из-за чего многие фанаты GoW уверены, что Тюр — Кратос из будущего.
Правдива теория или нет, мы узнаем в следующей части. Однако если представить, что Кратос — Тюр, становится понятно, почему он видит скрытое послание в логове бога войны и перемещается между мирами разных мифологий, как по легендам это делал Тюр.
P.T. — не тизер Silent Hills
Настоящий гений способен не только предсказывать будущее в своих играх, но и проворачивать невероятные трюки в реальности. Хидео Кодзима — именно такой человек. По крайней мере, в это легко поверить, если изучить 30-минутный разбор на YouTube-канале TheGreatDebate о значении и тайных смыслах P.T. Авторы выстроили убедительную теорию с десятками доказательств, свидетельств и намеков на то, что японский геймдизайнер не собирался выпускать Silent Hills. Все, чего он хотел, — похоронить репутацию Konami, отомстив компании за предательство.
В 2011 году у Кодзимы были большие планы на движок Fox Engine и продолжение серии Metal Gear Solid. Однако оба эти проекта требовали огромное количество ресурсов. По слухам, геймдизайнер потратил колоссальную сумму — около $100 млн. До определенного момента топ-менеджмент Konami был не против, так как компания собиралась использовать наработки в новых играх. Однако все изменил тот день, когда маленькая команда выпустила мобильную игру Dragon Collection. Проект продюсировал Хидэки Хаякава. Его игра оказалась настолько успешной, что ежедневно приносила по миллиону долларов своим создателям. На фоне Кодзимы, который только требовал и ничего не зарабатывал, Хаякава выглядел волшебником. Для основателя и президента Konami Кагэмаса Кодзуки в тот момент все стало ясно: он больше не нуждался в Кодзиме, на его место появился новый человек.
В октябре 2013-го после истечения контракта (в Konami все соглашения длятся не более двух лет) Хаякаву повысили. Он стал старшим корпоративным директором. В июле 2014-го это случилось еще раз — Хидэки получил пост вице-президента в Konami Digital Entertainment. Все бы ничего, но он сместил на должности Хидео Кодзиму (его обещали понизить до главы корпоративного департамента также в октябре 2013-го). За два года до тридцатилетнего юбилея в Konami отцу Metal Gear четко дали понять: доделываешь MGS V: The Phantom Pain и выметаешься из компании.
Такой жест Кодзима не мог оставить без ответа. Хидео, который очень хорошо знал детали контракта и срок его истечения, решил насолить и Кодзуки, и Хаякаве, и всей компании. Как? На выставке Gamescom 2014 он презентовал P.T. Разработка и показ демо-версии Silent Hills началась в октябре 2013-го вопреки всем запретам топ-менеджмента. Важное уточнение: хоррор действительно начинали создавать в 2012 году, однако разработку быстро прикрыли, поскольку к тому моменту от Кодзимы ожидали получить хотя бы одну игру. Топ-менеджмент Konami не хотел, чтобы студия тратила силы и бюджет на еще один амбициозный проект.
У Хидео не было возможности говорить открыто о конфликте. Тогда он обратился к привычному языку метафор и отсылок. Так, например, в начале P.T. звучит монолог, в котором Кодзима рассказал об отношениях с Konami и планах на будущее: «Отец был таким скучным. Каждый день он ел одну и ту же еду, носил одну и ту же одежду, сидел за одними и теми же играми. Да, вот таким он был. А потом в один день он убил нас всех. И даже это не смог провернуть хоть сколь-нибудь оригинально. Я не жалуюсь… Я все равно умирал от скуки. Но знаешь, что? Я вернусь».
По версии TheGreatDebate, Кодзима заранее все просчитал. Он знал, что Silent Hills никогда не выйдет. Он знал, что продолжение хоррора будут ждать не только поклонники серии, но и массовая аудитория (актер Норман Ридус и режиссер Гильермо дель Торо привлекли дополнительное внимание к проекту). И он также знал, что однажды Konami придется опровергать новости о работе над Silent HIlls, что очень огорчит поклонников. Так и получилось.
Теория о Хидео Кодзиме может запросто стать сюжетом для фильма на Netflix. Другие таким похвастаться не могут. Впрочем, им и не нужно. Самое главное, что их обсуждают. Пускай не каждый день, но время от времени. Как классику кино или литературы.