Фильм, который мы не увидели: как могли бы снять Mortal Kombat

Какой чуть было не получилась третья экранизация «Смертельной битвы» и что с ней пошло не так

Новый фильм по франшизе Mortal Kombat оказался своеобразным. Будет ли лента успешной в прокате, пока сказать сложно: в зарубежных кинотеатрах и на стриминговом сервисе HBO Max только стартовали показы. Мы решили разобраться, какой могла стать третья адаптация «Смертельной битвы», которая за годы работы несколько раз меняла направление.

Фаталити после чистой победы






Третья «Смертельная битва» находилась в производственном аду дольше любой другой игровой адаптации. Ее запланировали еще до выхода первого фильма в 1995-м: в контракте у Робина Шу (Лю Кан) говорилось об участии в трех картинах. Но в итоге он снялся лишь в двух. Чтобы понять, почему трилогию так никогда и не завершили, нужно вспомнить, какими получились фильмы. Недавно мы рассказывали о них, но тогда не вдавались в детали.

Когда в июне 1993-го продюсеру Ларри Касаноффу показали первые две игры серии, он тут же захотел сделать из них медиафраншизу и снять кино. Идею встретили критически и без энтузиазма из-за провальной адаптации Super Mario Bros — первого фильма по видеоигре. Необъяснимым образом Касаноффу все же дали добро на съемки. Вот только никто, включая создателей игры Эда Буна и Джона Тобиаса, не верил в успех. Незадолго до премьеры режиссер Пол У. С. Андерсон даже уехал на Гавайи, чтобы укрыться от возможного позора.

Опасения оказались напрасны: при бюджете в $18 млн картина собрала в кинотеатрах $122 млн. Фактически она проложила дорогу для других экранизаций игр, которых после выхода «Супербратьев Марио», «Двойного дракона» и «Уличного бойца» могло больше и не быть. Спустя годы «Смертельная битва» обрела культовый статус и до сих пор считается одной из лучших адаптаций.



А потом случилась «Аннигиляция» — злополучный сиквел. Авторы так торопились его сделать, что напортачили буквально во всем. При увеличенном бюджете снимать фильм доверили оператору-постановщику первой части, а сочинять сюжет — Ларри Касаноффу, который никогда этим не занимался.

После прочтения сценария часть актеров отказалась от участия. Кристофер Ламберт (Рейден) сказал, что история была откровенно плохой, а Линдену Эшби (Джонни Кейдж) не понравилось, что его героя убивают в самом начале и что дракам в фильме уделили больше внимания, чем толковому сюжету. По мнению актера, Касанофф сократил его роль из страха, что он запросит повышенный гонорар за съемки.

Все это, вкупе с незаконченными спецэффектами и большим количеством вырезанных сцен, превратило сиквел в один из худших фильмов в истории кинематографа. Даже Эд Бун назвал «Аннигиляцию» одним из самых неприятных воспоминаний, связанных с франшизой.

Продолжение «Аннигиляции»



Защитником Земли в триквеле должен был стать младший брат Рейдена — Фуджин


Провал MK: Annihilation почти поставил крест на кинофраншизе. После фиаско Касанофф выпустил сериал-приквел «Смертельная битва: Завоевание», но его закрыли после первого сезона. Тогда продюсер и его компания Threshold Entertainment вернулись к идее снять третий фильм, который не отменили после неудачи с «Аннигиляцией».

Касанофф возложил всю вину за провал на якобы никудышный менеджмент New Line Cinema, ускоренный релиз и ограничения бюджета, хотя именно его продюсерские решения отправили картину к позорному столбу. В 2000-2001 годах права полностью перешли от New Line к Threshold, после чего триквел официально запустили в производство. Касанофф сделал выводы из суматошной работы над «Аннигиляцией» и на этот раз подошел к делу более вдумчиво. Но даже это не помогло. Впрочем, если бы его усилия оправдались, третий фильм выглядел бы совсем иначе, чем недавняя экранизация.

В 2001 году продюсеры наняли сценаристов Дрю МакУини и Скотта Свона, которые за следующие три года написали несколько версий сюжета. По намекам, которые оставили авторы, можно понять, что могло появиться в фильме. Например, создатели рассматривали обширный список героев. В 2001-м продюсеры организовали опрос на сайте франшизы, в котором спрашивали игроков, какой персонаж может погибнуть в фильме. Кроме классического набора из Скорпиона, Саб-Зиро, Рейдена, Сони, Джакса, Лю Кана и Китаны, авторы упомянули появлявшихся в «Аннигиляции» Шиннока, Джейд, Ночного Волка и Нуб Сайбота, а также «новичков» для кинофраншизы — Таню, Страйкера, Кинтаро и Фудзина. Собирались ли авторы задействовать всю эту компанию, сложно сказать, но намеки на это были: актриса Стейси Дэш («Бестолковые») проговорилась, что собирается играть некую Таню, которая много дерется.

В 2005-м на сайте франшизы обнаружили краткое описание сюжетной завязки. Из текста следовало, что сценаристы собирались продолжить события «Аннигиляции»: вторжение Шао Кана и слияние миров были предотвращены, Рейден стал Старшим Богом. Оставленную громовержцем роль защитника Земли передали богу ветра Фудзину. Однако спокойствие длилось недолго, на горизонте замаячила новая угроза: «Кто на этот раз покусится на Земное Царство? Колдуны, порочные кланы ниндзя или могущественное существо из дальнего измерения?». Известно, что злодеем в этой версии фильма должен был стать колдун Куан Чи. На это не раз намекали продюсеры. К тому же он фигурировал в вырезанной концовке «Аннигиляции»: в финале Шиннок освободил мага из заточения.



По словам продюсера и сценариста «Аннигиляции» Джошуа Уэкслера, авторы собирались «переизобрести жанр кинофайтингов», показав такие драки, каких никто раньше не видел. Также они намеревались исправить одну из главных ошибок второго фильма и позвать на главные роли тех же актеров, что снимались в первой части. В триквеле точно должны были появиться Кристофер Ламберт (Рейден), Робин Шу (Лю Кан), Крис Касамасса (Скорпион) и Линден Эшби (Джонни Кейдж), который на этот раз похвалил сценарий. Вопросы оставались только по Талисе Сото (Китана) и Сандре Хесс (Соня Блейд), которые тогда только вели переговоры.

Перед началом съемок пошли слухи, будто следующий фильм возьмет в расчет последнюю игру серии, которая возродила интерес к франшизе, — Mortal Kombat: Deadly Alliance. Якобы Рейден возродит убитого в «Аннигиляции» Кейджа, чтобы противостоять колдовскому альянсу Куан Чи и Шан Цзуна (хотя в играх бог грома оживил Джонни раньше — в Mortal Kombat 4). Вдобавок один из работников Threshold намекнул, что в фильме появится слепой мечник Кенши из Deadly Alliance. Другой источник указывал еще на одного персонажа — женщину-воина Фрост, которую сотрудники Midway якобы создали в сотрудничестве с Threshold. Наконец, предполагаемыми заголовками были Devastation, Deception и как раз Deadly Alliance.



Пока продюсеры искали новую кинокомпанию-спонсора, по сети пошли слухи о режиссере фильма. Сначала говорили, что постановщиком станет Роджер Кристиан, снявший «Поле битвы — Земля», — еще один худший фильм кинематографа. Затем выяснилось, что авторы хотят вновь видеть в съемочном кресле Пола У. С. Андерсона и даже предложили ему много денег. После провала «Аннигиляции» Андерсон сильно жалел, что не снял сиквел сам, а когда занялся «Обителью зла», то твердо решил остаться с франшизой до конца. Поэтому от триквела «Смертельной битвы» режиссер в итоге отказался.

Следующим в постановщики ленты прочили Рассела Малкэя («Горец»). К тому моменту авторы якобы решили забыть про события «Аннигиляции» и снять два истинных продолжения первого фильма — Devastation и Warzone. Тогда же Кристофер Ламберт одобрил действующий сценарий, а начало съемок плавно переехало на ноябрь 2004-го. Впрочем, процесс забуксовал, и в январе 2005-го режиссером называли уже Джорджа П. Косматоса («Рэмбо: Первая кровь 2»). Было ли это правдой или нет, сейчас не понять, так как Косматос умер через четыре месяца.

Приквел или перезапуск?



Наконец, проект взял в руки Кристофер Моррисон, известный по псевдониму Минк («Тень якудза»), а в качестве дистрибьютора выбрали студию Universal. К августу 2005-го Касанофф задумал построить в Новом Орлеане на берегах Миссисипи огромную съемочную площадку, которая одновременно была бы тренировочным центром для кинематографистов и туристическим аттракционом (за съемками могли бы наблюдать туристы). В проект планировали вложить $150 млн, а затем начать снимать Devastation.



Планы Касаноффа так и не сбылись. В конце августа на южные штаты США обрушился ураган «Катрина», от которого сильнее остальных пострадал Новый Орлеан. Большую часть города затопило, и это отбросило производство фильма на несколько месяцев. В январе 2006-го авторы хотели снимать кино в Нью-Мексико и Таиланде, но процесс опять застопорился и сменил направление. По крайней мере, в июне Кристофер Ламберт сказал, что хотя сценарий очень хорош, его перепишут после выхода новой игры Mortal Kombat: Armageddon.
Интриги добавил и Робин Шу. Актер заявил, что в новом фильме не будет играть Лю Кана, потому что главным героем сделали Саб-Зиро. Кроме того, Devastation станет приквелом к первой части, в которой появится полностью обновленный актерский состав (якобы продюсеры передумали платить «старичкам»).



В 2007-м о фильме заговорили как о перезапуске в духе «Бэтмена: Начало». По словам одного из инсайдеров, производство затянулось из-за того, что сценарий должны были заверить все участники процесса, — он постоянно кочевал между Threshold, Midway и киностудией (по слухам, Lionsgate). Минк это подтвердил и сообщил, что хотя кастинг отложили, он уже встречался с Ламбертом и Шу. Режиссер также подчеркнул, что авторы собираются вывести сюжет, игру актеров, спецэффекты и боевые сцены на новый уровень, поэтому сильно не торопятся.

Впрочем, к 2009 году спешить стало уже поздно. Компания Midway обанкротилась, и всю ее интеллектуальную собственность, включая права на франшизу и фильмы, выкупила корпорация Warner Bros. Ларри Касанофф не нашел ничего лучше, чем подать на студию в суд, решив, что та нарушила соглашение. По его словам, в работе, кроме третьей ленты, находился еще и некий анимационный фильм по мотивам серии. Дошло до того, что продюсер назвал Mortal Kombat «больше творением Threshold, нежели Midway». Затем он заявил свои права на всех персонажей франшизы, утверждая, что именно Threshold вдохнула в них жизнь, а у Midway Games они были плоскими и невыразительными. Через год Ларри пошел судиться уже с Warner Bros. Эд Бун еле сдерживался, чтобы не высказать все, что он думает о происходящем. Как бы то ни было, Касанофф проиграл все иски.

Второе дыхание



Mortal Kombat: Rebirth


С 2010 года началась новая страница в истории третьего фильма. И хотя Пол У.С. Андерсон наконец изъявил желание снимать ленту, чему несказанно обрадовался Эд Бун, шанс был упущен. Warner взяла перезапуск в свои руки и успела нанять сценариста — новичка Орена Узила. Вскоре на Узила вышел хореограф Кевин Танчароен, который до этого срежиссировал один из концертных туров Бритни Спирс и ремейк мюзикла «Слава». Казалось, менее подходящего человека для адаптации Mortal Kombat представить сложно, но в итоге он на свои деньги втайне от студии создал короткометражку Mortal Kombat: Rebirth, к которой Узил сочинил сюжет.

Танчароен хотел представить ее боссам Warner, как свое видение фильма, но что-то напутал и случайно открыл доступ на Youtube всем желающим. Альтернативный, очень реалистичный вариант мира «Смертельной битвы» понравился зрителям и привлек внимание Эда Буна и Warner. Вопреки опасениям Кевина, его не стали наказывать, а наоборот, предложили снять веб-сериал на основе франшизы.



Mortal Kombat: Legacy получился не таким мрачным, как Rebirth. Тем не менее первый сезон сериала оказался весьма успешен, и в конце 2011-го Warner дала Танчароену добро на создание фильма. Дистрибьютором вновь стала New Line Cinema, которая выделила $40-50 млн на бюджет адаптации.

В 2012 году появился слух о сюжетной завязке будущей ленты: якобы главным героем должен стать сотрудник супермаркета, который обнаруживает в себе несвойственные ему силы. Открыть истинный потенциал и понять свою природу герою необходимо именно при помощи злодеев. Танчароен отрицал все слухи, но описание совпадает с итоговым результатом. Известно, что в версии Кевина должны были появиться Саб-Зиро, Скорпион, Кабал и Джакс. На роль последнего хотели пригласить Майкла Джей Уайта, который воплотил образ героя в Rebirth и Legacy.



Танчароен сразу нацелился на жесткий рейтинг R. По стилю фильм был бы похож больше на Rebirth, нежели Legacy. В 2020 году художник Джерад Маранц показал концепт-арты, созданные для фильма Танчароена под впечатлением именно от Rebirth. В видении Маранца силы Саб-Зиро разрушали его собственное тело, из-за чего ему в торс вживили систему жизнеобеспечения, а Рептилия был ящероподобным альбиносом, способным сливаться с окружением. То ли между сторонами возникли разногласия, то ли работа вновь начала буксовать, но в итоге Танчароен выпустил второй сезон Legacy и сразу после этого покинул проект.



В период затишья Warner сняла третий сезон Legacy, приуроченный к выходу Mortal Kombat X. Кроме знакомых персонажей вроде Скорпиона и пьяного мастера Бо’Рай Чо, в MKX: Generations появились дебютанты новой части — Кэсси Кейдж, Джеки Бриггс, Ферра и Торр, Ди’Вора, Эррон Блэк и Такеда. Generations собирались выложить в начале 2016 года, но, видимо, в Warner поняли, что упустили момент, и положили проект на полку. Самое интересное, что если бы он вовремя вышел, главный герой нового фильма выглядел бы иначе. Дело в том, что лучника Кун Дзиня в сериале сыграл Льюис Тан — будущий Коул Янг в перезапуске.

Финишная прямая



Работа над фильмом сдвинулась после прихода Джеймса Вана («Пила», «Заклятие») в качестве продюсера. О финальном этапе создания ленты мы рассказывали не раз, поэтому остановимся лишь на паре интересных моментов.

Например, в 2016 году Кристофер Ламберт заявил, что вновь сыграет Рейдена. По его словам, в фильме должны были появиться пространственно-временные прыжки: «Герои могут драться посреди Лондона, а затем пролететь сквозь окно и оказаться на капоте нью-йоркского такси». Эд Бун отреагировал на это лаконичным: «Нет».




В 2018 году в сеть попал предполагаемый список персонажей фильма. Согласно ему, главным героем должен был стать переживающий трудные времена боксер и вдовец Коул Тернер, которого родственники жены считают плохим отцом для его дочери Эмили. Другие описания пестрили интересностями: Соня Блейд была писательницей, одержимой пророчеством о турнире Смертельной битвы, Рейден — 14-летним мальчиком, Кун Лао — немым монахом. Фамилию Джакса почему-то поменяли на Бриджес, а Лю Кана назвали «ниндзя». Также в списке фигурировал знакомый по играм демон Драмин.

Сценарист Грег Руссо заверил фанатов игр, что эти данные либо ошибочны, либо описывают старую версию сюжета. А Эд Бун и вовсе назвал слухи чушью, хотя имена героя и его дочери оказались верными, да и большинство описанных персонажей действительно появились в фильме, включая Кабала, Рейко и Нитару. Кстати, там мог оказаться и Рейн, но сцена с ним показалась авторам слишком дорогой и ненужной.



Наконец, постановщиком ленты теоретически мог стать Сарик Андреасян («Защитники»). По крайней мере, он говорит, что «ходил на кастинг режиссеров», а его команда нарисовала логотип и концепт-арты фильма. По его словам, он хотел сделать перезапуск максимально реалистичным. В итоге над новым фильмом вновь работали вместе компания New Line Cinema и Ларри Касанофф.

Киновселенная?





Выше мы писали, каким мог бы быть фильм за прошедшие годы. А каким он может стать в будущем? Возможно, из него получится своя киновселенная. Авторы уже не раз сравнивали свою ленту с «Мстителями» и определенно хотят превратить Mortal Kombat в масштабную кинофраншизу.

В появлении сиквела никто не сомневается: мало того, что фильм завершается заделом на продолжение, так еще и продюсеры говорят, что могут вернуть во второй части вырезанного Рейна. Сыгравший Би-Хана Джо Таслим уже прочит на роль Джонни Кейджа актера Скотта Эдкинса («Неоспоримый 2», «Ниндзя»), а Грег Руссо и вовсе раскрыл, что при написании сценария задумывал фильм как начало трилогии. В будущем он собирается показать младшего брата Саб-Зиро и другие миры, например, Эдению.

Рейн и его родное королевство Эдения могут появиться в сиквеле


Много кто говорит и о спин-оффах. Например, Луди Линь (Лю Кан) и Макс Хуан (Кун Лао) не прочь увидеть отдельный фильм о буддийских монахах. Продюсер Тодд Гарнер считает, что им больше бы подошел мини-сериал на манер недавнего «ВандаВижн», а в полнометражных ответвлениях могут появиться скорее Джонни Кейдж, Кабал или Соня Блейд и Джакс — идеальный дуэт для военного фильма.

По слухам, сейчас обсуждается идея фильма, посвященного женским персонажам франшизы. По данным We Got This Covered, в производстве уже находятся три таких ленты — о Скорпионе, Соне и Кун Лао. Наконец, Джо Таслим хочет спин-офф о Саб-Зиро, в котором можно было бы рассказать о прошлом персонажа и его итоговом превращении в Нуб Сайбота. Кажется, актер знает, о чем говорит: сейчас он подписан еще на четыре фильма по франшизе.

Станет ли Mortal Kombat киновселенной, можно будет судить лишь по результатам проката. Впрочем, сборы уже превзошли ожидания Warner Bros., так что появление сиквела — вопрос времени. Каким он получится, пока трудно сказать. Одно ясно наверняка: хорошо, когда фильм в принципе добирается до релиза, а не пылится на полке десятилетиями.

Обсудить