Галерея: Как менялся дизайн Steam: от Half-Life до наших дней

Как Valve превратила лаунчер к своим играм в полноценный магазин с миллионами пользователей

В этом году Valve анонсировала редизайн Steam. Популярный сервис обновят впервые за 5 лет, добавив важные для игроков функции. Мы решили вспомнить самые значимые вехи в истории Steam, проследив путь от бета-версии клиента до наших дней.

2001 год: WON






Предшественником Steam была платформа World Opponent Network, которую разработал издатель первой Half-Life, компания Sierra. В 2001 году Valve выкупила сервис и продолжила использовать его для всех своих мультиплеерных игр — включая Counter-Strike и Team Fortress.

2002 год: Steam 1.0





Когда стало понятно, что популярность игр Valve стремительно растет, компания решила, что пора сделать собственный сервис с продвинутой системой защиты от читеров, а также с площадкой для продажи игр. Первая бета-версия выглядела невзрачно — всего четыре вкладки и шесть ярлыков. Однако на конференции Game Developer Conference 2002 компания представила Steam 1.0, выполненный в тускло-зеленых тонах.

2003 год: Steam 2.0





Немногим позднее появилась версия Steam 2.0 с двумя очень крутыми нововведениями — чатом и менеджером закачки игр. Однако большинство пользователей продолжали сидеть на проверенном World Opponent Network.

Публичный релиз Steam состоялся в cередине 2003 года, однако Valve столкнулась с проблемой — некоторые пользователи не могли подключиться к серверам, из-за чего пришлось остановить тестирование CS 1.6. Кроме того, хваленый VAC (Valve Anti-Cheat) оказался бессильным против большинства читов.

В 2004 году вышла Half-Life 2, и Valve решила полностью отказаться от старой платформы и перевести всех пользователей на Steam. Несмотря на отключение серверов WON, игроки создали патч NO-WON, чтобы играть в физические версии CS на любительских серверах.

2005 год: Первые игры от сторонних разработчиков





В 2005 году в Steam появляются первые сторонние игры. Это были Rag Doll Kung Fu — файтинг, созданный сотрудниками Lionhead Studios в свободное время, и Darwinia — необычная и довольно абстрактная стратегия, которую до сих пор можно купить за 260 рублей.

2006 год: Steam 3.0





Спустя год платформа постепенно приобретает темно-серый внешний вид. Этой цветовой гаммы Steam будет придерживаться еще долгие годы.

2007 год: Steam Community





В 2007 году выходит бета-версия Steam Community. Благодаря ей игроки могут обмениваться гайдами и другим контентом, в том числе модами.

2007 год: первая распродажа





В конце 2007 года сервис впервые проводит массовую распродажу. Со временем скидки становятся традицией, и Valve проводит распродажи в честь дня рождения серий игр и даже праздников, к примеру, Китайского нового года или Хэллоуина. Кроме того, компания начинает экспериментировать с различными механиками, приуроченными к наиболее крупным распродажам: специальные достижения и виртуальные предметы, мини-игры и многое другое.

2010 год: библиотека





В 2010 году Valve добавляет в Steam «Библиотеку» — список принадлежащих пользователю игр, который подвергнется серьезному редизайну лишь в 2019 году. Вместе с ней появляется вкладка «Загрузки» — обновленный менеджер закачек из Steam 2.0.

2012 год: мобильный клиент





В 2012 году появляется мобильная версия клиента Steam для смартфонов под управлением iOS и Android.

2012 год: торговая площадка




В том же году Valve выпускает одну из главных фишек Steam — торговую площадку. Впоследствии геймеры будут тратить и зарабатывать в ней десятки и сотни тысяч долларов, продавая скины, а также карточки, которые выдаются по мере прохождения игр.

2012 год: Big Picture





Также в 2012 году Valve запускает функцию Big Picture — специальный режим для телевизоров и геймпадов, рассчитанный на тех, кто любит играть на PC не вставая с дивана.

Через год компания представит Steam Machines — концепцию геймерских компьютеров, похожих на традиционные игровые консоли. Для них были придуманы Steam Controller — геймпад со встроенными сенсорными панелями, позволяющий играть в любые игры, доступные на платформе, — а также SteamOS, специальную разновидность Linux, под управлением которой должны были работать Steam Machines. Подробнее о том, почему концепция получилась со значительными изъянами, мы рассказали в отдельном материале.

2013 год: Обзоры Steam





Главным событием для Steam в 2013 году стало появление пользовательских обзоров. Теперь любой игрок может поделиться своими впечатлениями об игре, а другие игроки, в свою очередь, могут оценить отзыв, посчитав его полезным или наоборот. К сожалению, со временем игроки стали часто использовать отзывы для того, чтобы высказать не мнение о самой игре, а отношение к ее разработчику, запустить флэшмоб или выразить свою позицию по какому-нибудь политическому вопросу.

2014 год: новый дизайн клиента на PC и мобильных устройствах





В 2014 году PC и мобильный клиент Steam приобретают современный вид. Дизайн становится более «плоским» и минималистичным, цветовая гамма меняется с мрачной черно-серой на чуть менее мрачную сине-серую. При этом в мобильной версии появляются новые функции, в основном связанные со статистикой игрока.

2014 год: система кураторов





В 2014 году также появляется система кураторов. Она позволяет игрокам узнать об интересных играх с высокими оценками, которые рекомендует сообщество.

2015 год: трансляции





В 2015 году в Steam появляется одна из самых непопулярных функций — встроенный клиент для просмотра трансляций. Одна из ее особенностей заключается в том, что пользователь может смотреть на то, как играет его друг. Единственный минус функции — задержка в 20 секунд, что заметно портит «совместное» прохождение игры.

2019 год: полный редизайн





Последний редизайн Steam получит в нынешнем году. На Game Developers Conference 2019 Valve анонсировала новый интерфейс Steam, а в скором времени начнется публичный тест обновленного дизайна. Среди всех изменений наибольшего внимания достойна вкладка «События», благодаря которой можно будет наблюдать за всеми новостями и обновлениями купленной игры.

Steam по-прежнему остается любимым сервисов для большинства геймеров. Пользователи привыкли к платформе Valve, скопили в своих учетных записях не один десяток игр и не горят желанием переходить на другую платформу. Но несмотря на народную любовь, на пятки Steam уже наступает Epic Games Store. В условиях обострившейся конкуренции Valve предстоит серьезно озаботиться удобством своей платформы как для игроков, так и для разработчиков, и первые шаги на этом пути уже сделаны.

Обсудить