Герои снова в моде: за что мы полюбили серию Batman Arkham
Как Rocksteady и Warner Bros. Games Montreal сделали игры, которые повлияли не только на индустрию, но и на представление героев DC в комиксах и кино
В 2022 году нас ждут сразу две игры во вселенной DC: Gotham Knights и Suicide Squad: Kill the Justice League. Кооперативные новинки наконец показали на фестивале DC Fandom, а мы в честь этого события решили вспомнить прошлые игры от этих студий, серию Batman Arkham. Вспоминаем, как она появилась на свет, за что ее полюбили, а за что — ругали.
Осторожно! В тексте есть спойлеры ко всем частям Batman Arkham
Batman: Arkham Asylum
В 2007 году малоизвестная тогда студия Rocksteady получила предложение сделать новую игру о Бэтмене — такую, которая не была основана на уже известных историях. Тем не менее, команда сразу решила обратиться к сценаристу Полу Дини, автору Detective Comics и культового сериала Batman: The Animated Series. Вместе они разработали первый концепт, а вдохновение черпали из комиксов Нила Адамса, Фрэнка Миллера, комикса Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth и первой части Bioshock (идея закрытого пространства без помощи извне). Студия решила, что события развернутся в лечебнице Аркхэм: так проще ограничить передвижение героев и заодно ослабить Бэтмена, который в городе мог в любой момент позвать союзников.
Сделать игру про Аркхэм без Джокера казалось невозможным, поэтому студия решила обратиться к Марку Хэмиллу (Люк Скайуокер из Star Wars), который озвучивал злодея в Batman: The Animated Series. Из мультфильма также пригласили Кевина Конроя и Арлин Соркин, подаривших свои голоса Бэтмену и Харли Квинн. Но основная работа по озвучке легла на плечи Хэмилла, герой которого болтал всю игру без умолку.
По сюжету Бэтмен в очередной раз ловил Джокера и привозил его в лечебницу, однако вскоре выяснялось, что клоун так все и планировал. Злодей сбегал из-под стражи, блокировал выходы, а Темный Рыцарь оказывался взаперти не только с ним, но и с сотнями агрессивных пациентов больницы. Игроку предстояло навести порядок в лечебнице, вернуть сбежавших преступников и обезвредить Джокера.
Batman: Arkham Asylum вышла в 2009 году и получила высочайшие отзывы от критиков и игроков. Игру сравнивали с BioShock и Metroid за принципы дизайна мира, с The Legend of Zelda за приключенческий стиль, а еще с Resident Evil и Tomb Raider за смесь экшена, стелса и головоломок. Героев озвучивали актеры из любимого мультфильма детства (по крайней мере, для части игроков), а сам Аркхэм получился мрачным, красивым и таинственным местом. Повсюду были спрятаны секреты Риддлера: когда герой заходил в нужную локацию, на экране появлялась загадка, а игроку надо было понять, о чем идет речь, сфокусироваться на этом объекте и «сфотографировать» его.
Особенного много комплиментов получила боевая система Arkham Asylum: простая, даже примитивная, но очень зрелищная и гибкая. Герой бил и швырял злодеев, ломал им конечности, в нужное время проводил контратаки, а отдельные клавиши отвечали за гаджеты. Постепенно враги становились сильнее, для победы над ними требовались новые комбинации, но сражения не становились сложными или утомительными. Бэтмен всегда был круче противников, и таким же крутым ощущал себя игрок.
Batman: Arkham Asylum получила престижные премии BAFTA как лучшая игра 2009 года и за лучший игровой процесс. В общей сложности экшен получил от разных изданий высочайшую награду 29 раз, обогнав по количеству премий Call of Duty: Modern Warfare 2, Dragon Age: Origins, Assassin's Creed 2, Demon’s Souls, Fallout 3 и Left 4 Dead 2. Arkham Asylum уступила только Uncharted 2: Among Thieves — хиту Naughty Dog, который многие до сих пор называют лучшей игрой серии.
Batman: Arkham City
Несмотря на желание авторов сделать первую игру компактной и ограничить возможности Бэтмена, еще во время разработки Arkham Asylum было принято решение в сиквеле отправить героя свободно исследовать город. Но не в полноценный Готэм, а на его окраины, большой тюремный квартал Аркхем-Сити. В центре сюжета — сразу несколько злодеев, которые преследуют свои цели и угрожают всему городу.
Разработчики прокачали боевую систему, увеличив количество приемов аж вдвое. А вот детективное зрение упростили и сделали менее эффективным: оказалось, что некоторые игроки в первой части вообще его не выключали. Появились сюжетные главы за Женщину-кошку: у героини была своя история, принципы передвижения по городу и отдельная боевая система с уникальными анимациями.
Но главным изменением сиквела стал большой открытый мир. Разработчики придумали простую, но эффективную систему передвижения — связку из крюка-кошки и плаща, который позволял после взлета парить над городом. Однако выросшие масштабы и полеты не означали, что на земле делать нечего. Скорее наоборот — изучать Аркхем-Сити на своих двоих было интересно до самого финала. Повсюду были разбросаны пасхалки, секреты и даже интерактивные места вроде Преступной аллеи, где герой опускался на колено у места гибели своих родителей.
Впечатлял и сюжет. История иногда могла показаться даже слишком насыщенной: очень уж много героев и злодеев оказывались втянуты в основной конфликт. Но для фанатов это едва ли было проблемой — когда еще можно было увидеть в одной игре сразу столько известных персонажей. Особенно удался мрачный финал Arkham City со смертью Джокера: казалось, что после него в этой вселенной рассказывать уже нечего.
Batman: Arkham City тоже получила множество наград, в том числе как лучшая игра года — от 41 издания. В 2011 она уступила по количеству побед только The Elder Scrolls 5: Skyrim и Portal 2, очень серьезным конкурентам. Но зато с 2011 года экшен удерживает рекорд Гиннесса как самая высоко оцененная критиками игра о супергероях.
Batman: Arkham Origins
После Batman: Arkham City студия Rocksteady занялась разработкой полноценной третьей части для некстген-консолей и PC. Однако на ее разработку нужно было много времени, поэтому к серии подключили Warner Bros. Games Montreal — новую команду, за плечами которой на тот момент не было больших релизов. WBGM получила задачу выпустить игру-приквел, которая показывала бы начало пути Бэтмена и его врагов.
У новой студии не было амбиций и опыта Rocksteady, поэтому Batman: Arkham Origins, конечно, смотрелась не так круто на фоне прошлых игр. Город взяли из Arkham City, боевую систему — оттуда же. Возможность играть за других героев убрали, да и злодеи в очередной раз повторялись. В рекламе Origins обещали разборки с Черной Маской, но на деле за всем опять стоял Джокер. Подвела и техническая часть: WBGM умудрилась намудрить с таймингами в боевой системе, из-за чего выстроить идеальные комбо иногда было проблематично.
В Origins Джокера озвучил Трой Бэйкер, но догадаться было сложно — актер мастерски перевоплотился в роль и озвучил злодея не хуже Хэмилла
Однако несмотря на упрощения и некоторые баги, в целом Origins была сделана качественно. События разворачивались в Рождество, так что эту часть можно смело назвать самой атмосферной игрой серии: Готэм засыпает снегом, повсюду висят гирлянды, а Альфред каждые полчаса звонит Бэтмену и умоляет хотя бы этот праздник провести дома. Характер Уэйна, кстати, сильно отличался от прошлых игр: в начале пути герой ведет себя очень жестоко, с трудом контролирует гнев и не желает слушать советов дворецкого.
Неопытность главного героя активно обыгрывалась в сюжете, который получился неожиданно удачным: возможно потому, что студия не опиралась на наследие серии и сама создавала сценарий с нуля. Бэтмен был в контрах с полицией, впервые сталкивался с непонятным ему Джокером, а в стильных заставках показывали становление противников Темного рыцаря. А еще в Origins были лучшие битвы с боссами: по сюжету на Бэтмена открывали охоту сразу несколько наемников, так что врагов хватало.
В итоге Arkham Origins стала самой спорной частью серии. Экшен называли вторичной, «неполноценной» частью серии — ее даже не включают в канон. Не вошла она и в переиздание франшизы . Но большинство критиков и игроков сходилось во мнении, что WBGM все равно удалось сделать отличную игру, которая местами превосходила прошлые две части.
Batman: Arkham Knight
Атмосферный трейлер с демонстрацией Бэтмобиля
Летом 2015 на PS4, Xbox One и PC вышла Batman: Arkham Knight, над которой Rocksteady корпела пять лет. После трейлеров на новинку возлагались большие надежды: прямое продолжение от авторов оригинала, очень крутая графика из-за релиза на некстгене, полноценный Бэтмобиль для езды по городу и новый злодей, которого якобы придумали специально для игры. И во многом финальная часть оправдала все ожидания, хотя поводы для недовольства тоже нашлись.
Во-первых, далеко не всем понравился Бэтмобиль. Любимому транспорту Бэтмена в Arkham Knight уделили очень много времени, спроектировав привычные элементы старых частей вокруг езды. На машине, например, нужно было решать часть загадок Риддлера и драться с боссами. Битвы эти вышли не слишком увлекательными, да и с их количеством авторы переборщили.
Во-вторых, Rocksteady ругали за нового злодея. Ближе к середине игры уже всем становилось понятно, что разработчики не просто использовали известного персонажа, но еще и позаимствовали одну из самых известных сюжетных арок из комиксов — смерть Робина. Так что Рыцарь Аркхэма, несмотря на крутой дизайн, разочаровал.
Наконец, отдельно праздник испортили PC-игрокам. Версией для компьютеров занималась студия Iron Galaxy, и со своей задачей она не справилась: даже на мощных компьютерах игра вылетала и сильно баговала. Экшен работал так плохо, что уже через сутки его сняли с продаж в Steam, а вернули на цифровую витрину только спустя 4 месяца.
Однако в остальном Batman: Arkham Knight была всем, о чем только могли мечтать фанаты. Огромный город, красивая картинка, улучшенная боевая система, новые загадки, интересные побочные задания, хороший сюжет, в котором наконец-то не доминировал Джокер — из AK получился прекрасный финал трилогии. Злейшего врага Бэтмена, кстати, поселили ему прямо в голову: решение получилось настолько изящным, что Rocksteady даже не стали ругать за очередное появление злодея. Клоун неожиданно появлялся в мире игры во время смены планов камеры, оставлял пару ехидных комментариев и так же незаметно исчезал.
Бэтмобиль, который многие ругали, все же заметно преобразил игровой процесс: гонять по Готэму, расстреливая машины преступников, было весело. Да и представить третью часть серии без подобного нововведения сложно: мир игры и возможности героя надо было расширять.
Batman: Arkham VR
К релизу гарнитуры PlayStation VR осенью 2016 года Rocksteady выпустила небольшое VR-приключение, события которого разворачивались между Batman: Arkham City и Batman: Arkham Knight. По сюжету Бэтмен расследует исчезновение Найтвинга и Робина, которые столкнулись с могущественным врагом и потерпели поражение.
Batman: Arkham VR сложно назвать полноценной игрой. Это скорее интерактивный тур с отличной графикой, в котором можно пару раз бросить бэтаранги, рассмотреть поближе злодеев и особняк Уэйнов, а потом решить простенькие головоломки. Выглядела игра действительно здорово, а в сочетании с VR этот эффект усиливался. Во время прохождения легко было подумать, что это минимальная планка для виртуальной реальности, а дальше нас ждут шедевр за шедевром — правда, этого так и не случилось.
Несмотря на простоту и малую продолжительность, Arkham VR в очередной раз доказала народную любовь к серии. Игра возглавила топ продаж на PS VR в 2017 году, обогнав другие хиты вроде Superhot, Until Dawn: Rush of Blood, Arizona Sunshine и Robinson: The Journey.
Ответвления
В рамках серии также выходило несколько мобильных игр и версий для портативных консолей. Batman: Arkham City Lockdown для iOS и Android рассказывает о событиях, произошедших за некоторое время до действия Arkham City. Мобильная Batman: Arkham Origins повторяет сюжет полноценной версии, а Batman: Arkham Origins Blackgate для PlayStation Vita и Nintendo 3DS рассказывает о событиях после Origins. Ничего интересного эти игры из себя не представляют и какой-то сюжетной ценности для серии не несут — даже для фанатов франшизы.
В 2016 основная трилогия (кроме Origins) получила переиздание для PS4 и Xbox One, но и в этот раз не обошлось без критики. Авторы порта поменяли освещение, из-за чего местами игры выглядели откровенно хуже: если не технически, то с художественной стороны.
После Batman: Arkham Knight разработчики на долгих 7 лет перестали делиться новостями. Ходили самые разные слухи: и об игре про Лигу справедливости, и об «Отряде самоубийц», и о новом «Бэтмене». Как оказалось, Rocksteady действительно делает «Отряд», а создателям Batman: Arkham Origins доверили Gotham Knights — кооперативный экшен про Робина, Бэтгерл, Красного колпака и Найтвинга. Обе игры, вместе с трейлерами новых фильмов, показали на ивенте DC Fandom — все подробности читайте тут.
Переоценить влияние Batman Arkham на развлекательную индустрию сложно. Свежие супергеройские игры неизбежно сравнивают с экшенами про Бэтмена, и пока редко в пользу новинок — Rocksteady высоко подняла планку. Боевую систему из Arkham Asylum скопировали многие другие разработчики, а экшен-сцены в последних фильмах о Темном Рыцаре сравнивают именно с игровой серией.
Batman Arkham удалось то, что не удавалось многим другим комикс-играм — стать самостоятельным произведением, миновав участь очередных игр «по мотивам». Серия заслужила уважение не за счет известного IP, а благодаря творческому таланту команды и продуманным игровым механикам, которые по сей день заимствуют конкуренты.
Ещё по теме:
- За что мы любим God of War
- От любви до ненависти: почему Naraka: Bladepoint стала популярной в Steam?
- Far Cry, Final Fantasy и другие анимационные экранизации будущего
- История на $18 млн: как Team Spirit совершила невозможное и победила на TI10
- «Бэтмен», Gotham Knights и «Отряд самоубийц»: что показали на DC FanDome