Главные события на Восточном фронте в видеоиграх
К 75-летию победы в Великой Отечественной войне вспоминаем ключевые сражения, которые можно встретить в Call of Duty, «Ил-2: Штурмовик», Sudden Strike 4, «Операция Багратион» и других играх
В 1945 году наши предки совершили невозможное — победили в самой жестокой и кровавой войне в истории человечества. Но как это произошло? Какие сражения на что повлияли? Воздают ли им должное видеоигры? Вспоминаем, как было дело.
Катастрофическое начало
Хотя Советский Союз и участвовал в ряде локальных конфликтов и ранее, по-настоящему Вторая мировая война для него началась 22 июня 1941 года. Руководство страны подозревало о нападении Германии, но никто не мог точно сказать, когда оно произойдет. Донесения разведки раз за разом не подтверждались, так как Гитлер постоянно переносил сроки наступления.
Держать армию в полной готовности все весну и лето было очень дорого, в том числе и для боеспособности — ожидая атаки, войска не могли проводить масштабные маневры. А они были очень важны: в обстановке большой европейской войны РККА росла невиданными темпами, в разы. А свежим подразделениям требовались регулярные учения.
Кроме того, на немцев работала огромная протяженность границы. Прикрыть все участки советские войска не смогли бы, а значит, можно было выбирать уязвимые места и наносить удары по ним. А дальше стремительное наступление моторизованными соединениями в глубину, формирование стенок котлов, окружение, перемалывание дивизий РККА по частям.
Поэтому на первом же этапе войны советские войска попали в серию крупных котлов, самым крупным из которых был Киевский. Все эти котлы лета 1941-го игровая индустрия воспроизводит, в основном, в стратегиях — например, в знаменитой серии «Блицкриг» или в скандально известной Company of Heroes 2.
Спустя три месяца после начала немецкого наступления Красная армия несла колоссальные потери. Однако для обеих сторон все только начиналось.
Выиграть время
При нападении на СССР Гитлер полагался на тактику «молниеносной войны» — блицкриг. Но у такой стратегии были свои недостатки.
Самую сложную и тонкую работу при окружении неприятельских частей выполняли моторизованные подразделения. Лучшие люди, танки, артиллерия, мотопехота – все для того, чтобы обойти неповоротливые пехотные армии, окружить их и выдержать попытки организованного прорыва. Но такой элиты было не так уж и много, и даже ее временный выход из строя сильно ограничивал возможности для сокрушающих наступлений у всей остальной германской армии.
РККА не могла сразу же ответить на заранее подготовленные и обкатанные в боях и маневрах немецкие моторизованные подразделения. Но красноармейцы могли измотать противника: пока армии на фронте выигрывали время и одновременно ослабляли врага, в тылу готовились свежие резервы.
Выиграть драгоценное время можно было только в условиях постоянного давления на захватчиков. На каждую атаку, выгрызавшую у РККА выгодную позицию, немцам приходилось организовывать контратаку и терять людей. В том числе и среди моторизованной элиты.
Лучшим примером подобного было Смоленское сражение. В играх оно встречается разве что в «Ил-2: Штурмовик». С одной стороны, огромные потери для РККА в масштабе вплоть до 10 к 1. С другой, обескровленные немцы, чье продвижение к Москве удалось на время остановить. Пока вермахт готовился к следующей атаке, в СССР спешно переносили промышленность в регионы, неохваченные войной, производили новую технику и вооружение и готовили резервные армии. Для операции «Барбаросса», которая предполагала захват Москвы за 10-12 недель, это означало крах.
Московская победа и ледяной душ под Харьковом
Осенью 1941-го в вермахте полагали, что победа практически в руках. Войска вышли к Москве и готовились к штурму. Однако в командовании не учли всех рисков и издержек, связанных с состоянием техники, моральным духом солдат и погодными условиями. К ноябрю обе армии оказались истощены. Однако у РККА были на подходе свежие резервы, которые пригодились при обороне столицы.
В декабре советская армия не только успешно отстояла Москву, но и перешла в контрнаступление. К тому моменту немцам нечем было ответить — войска несли огромные потери, а их пополнение осуществлялось очень медленно. Бои под Москвой навсегда вошли в историю и стали частью в том числе и таких игр, как Call of Duty 2.
Враг был отброшен, но не разбит. Немцы перевооружили танковые войска и авиацию, став в техническом оснащении еще более неприятным противником. Убедиться в этом пришлось уже весной — большое наступление РККА закончилось катастрофой под Харьковом. Наступающие части Красной армии попали в большой котел.
К лету 1942-го немцы были готовы ко второму раунду. На этот раз они планировали наступление на Кавказ.
Оборона Сталинграда
После неудавшегося блицкрига германские стратеги приняли новый план действий. Немцы решили отрезать Москву от нефти, которая поступала с Северного Кавказа и из Азербайджана — основных мест добычи в СССР.
Но одно дело спланировать, а другое — осуществить. Гитлер разделил группы армий «Юг» на два направления: одна часть сил пошла на нефтяной Кавказ, другая — на Сталинград, контроль над которым перерезал волжский речной путь (одна из важнейших транспортных артерий СССР).
Только вот со Сталинградом вышла проблема. Несмотря на чуть ли не полное уничтожение города, советские войска смогли организовать оборону. Сражения шли не то что за каждую улицу или фабрику — за каждый дом. Бои за Мельницу Гергардта, Дом Павлова, Дом Заболотного навсегда вошли в историю. Их можно встретить в каждой второй игре по Второй мировой: шутерах Call of Duty и Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad, стратегии Sudden Strike 4 и авиасимуляторах — от сетевой War Thunder до «Ил-2: Штурмовик».
Группировка Паулюса пыталась завладеть городом с конца августа по ноябрь, но успешное контрнаступление РККА заставило немцев прекратить любые попытки взять Сталинград. Более того, вермахт впервые оказался в ситуации, когда крупная группа войск была окружена советскими подразделениями. Германское командование несколько раз пробовало прорвать образовавшуюся блокаду, но ни одна из попыток не увенчалась успехом. В феврале 1943-го Паулюс вместе с остатками армии капитулировал.
В это время немецкие войска, которые добились определенных успехов на Кавказе, уже не думали о нефти. Поражение на сталинградском участке организовало огромную дыру во фронте. Гитлер поручил командованию стянуть силы назад, чтобы избежать еще одного окружения.
Курская дуга
В марте 1943-го германскому командованию понадобился план для летней кампании. Идеальной целью стал Курский выступ, где Красная армия собрала огромные силы для наступления. Чтобы окружить советские войска и перехватить инициативу, вермахт разработал спецоперацию «Цитадель». Однако разведка СССР узнала о намерениях противника еще в апреле. И пока немцы раздумывали, как и когда им атаковать, РККА выстроила восемь защитных рубежей и стянула резервы.
К 5 июля немцы собрали все имеющиеся силы, насытили войска новыми танками «Тигр» и «Пантера» и перешли к наступлению. Поначалу вермахту даже удалось достичь определенных тактических целей, но пробить мощную эшелонированную оборону у немцев так и не получилось. Операция «Цитадель» с треском провалилась. 18 июля РККА отбросила неприятельские войска к прежним позициям. Этим воспользовалась Красная армия, форсировавшая Днепр и вернувшая стране Киев — крупный промышленный центр. Противник был настолько обескровлен, что окончательно потерял инициативу. Теперь немцы могли только обороняться.
Обвал фронта
Теплая и топкая зима 1943-44 годов обернулась страшной распутицей и затруднила попытки наступления Красной армии, что, впрочем, не помешало разбить группы армии «Юг», снять блокаду Ленинграда и освободить Крым. На летне-осеннюю кампанию у СССР были грандиозные планы. Первым шагом стала операция «Багратион» на территории Белоруссии. Генерал Рокоссовский разработал план атаки сразу по двум направлениям: советские войска должны были нанести удар по слабо охраняемым участкам, которые проходили через леса и болота Белоруссии. В вермахте хоть и ожидали наступления, но в другом месте — через Украину, куда переместили большую часть танков и самолетов.
Ставка на внезапность сыграла свою роль. «Немецкие генералы поверили в условный топографический знак «непроходимое болото» и поддались утешающей мысли, будто мы никак здесь, по болотным топям, наступать не сможем», — вспоминал генерал Батов. По итогам двухмесячного наступления РККА заняла Белоруссию, часть Прибалтики, восточные районы Польши и ликвидировала большую группу немецких войск. Этот подвиг советских солдат очень подробно показан в стратегии «Операция Багратион».
Поражение в Белоруссии стало ударом для вермахта. Немецкая армия понесла огромные потери не только среди солдат, но и внутри командного состава, большую часть которого взяли в плен. Исход войны был предрешен.
Флаг над Рейхстагом
После обвала фронта Красная армия понемногу освобождала Европу от фашистских захватчиков. Немцы отчаянно цеплялись за любую возможность, чтобы замедлить наступление РККА. Для этого вермахт прибегнул к концепции фестунгов — «городов-крепостей». Противник выбирал крупный город на перекрестке важных дорог и оставлял там гарнизон. Задача была простой: как можно дольше оттягивать на себя силы РККА и не давать советским войскам полноценно пользоваться дорожной сетью.
Фестунгами стали Кенигсберг, Познань, Кюстрин, Бреслау и другие города, многие из которых приходилось брать с большими усилиями — выкурить противника из укрепленных зданий можно было только при помощи танков и артиллерии.
Но все это лишь оттягивало неизбежное. Проиграв войну на истощение, немцы уже никак не могли остановить наступление Красной армии и спасти Берлин. Выйдя к столице Третьего рейха, РККА взяла неприятеля в котел, окружила город и взяла его чуть больше чем за две недели. Гитлер покончил жизнь самоубийством, война в Европе закончилась.
Мы перечислили далеко не все крупные сражения Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда, неудачное наступление под Ржевом, столкновения на Севере и многие другие бои — все они повлияли на ход истории. Видеоигры пытались затронуть только важные вехи. Быть может, они не отображают всех ужасов войны, но им точно удается донести простую мысль — не надо ничего повторять.