Оглавление

Глупость и ненависть в индустрии: главные игровые скандалы 2020 года

Обвинения в харрасменте, провальные релизы, запуск консолей нового поколения и другие нашумевшие истории

2020-й — год, в котором сошлось вообще все: от эпидемии COVID-19 до всеобщего помешательства вокруг The Last of Us: Part 2 и Cyberpunk 2077. Да что там, казалось, что и пары месяцев не может пройти без какого-нибудь крупного скандала и последующей бури в соцсетях. О самых громких историях напомнит этот материал.

Warcraft 3 Reforged





В последние годы о Blizzard редко говорят что-то хорошее. В основном компании приходится защищаться и извиняться за ошибки. Так случилось и 28 января 2020-го — в день запуска Warcraft 3: Reforged.

Перед релизом разработчики обещали подтянуть графику, обновить модели персонажей, записать новый дубляж, изменить интерфейс и представить улучшенный редактор карт. На старте оказалось все совсем иначе — авторы не сдержали большую часть обещаний. В ремейке хватало технических недочетов и откровенной халтуры, не характерной для студии. Некоторые ошибки создатели не исправили до сих пор. Также в ремейке по-прежнему отсутствует часть функционала, который был доступен в оригинальной версии, например, рейтинговые матчи.

Но главным разочарованием стало не столько это, сколько замена классической версии, которую отобрали у игроков. Разработчики насильно обновили всех до Warcraft 3: Reforged. Единственный, кто сегодня может поиграть в классику, — владельцы дисковых версий. Но для этого им необходимо отказаться от обновлений через Battle.net.

Фанаты Warcraft 3 оказались не в восторге ни от качества продукта, ни от решений студии. В первые дни на сайте Metacritic ремейк получил самую низкую пользовательскую оценку — 0,1. В марте рейтинг вырос до 0,6 и с тех пор больше не менялся. Как итог: компания позволила каждому оформить возврат средств и пообещала все исправить. Однако спустя 11 месяцев игра по-прежнему плохо работает.

Black Lives Matter и протесты в США





В разгар пандемии коронавируса в Америке случилась история, которая затронула все сферы, в том числе и индустрию развлечений. При задержании Джорджа Флойда — мужчина подозревался в использовании поддельной купюры — полицейский Дерек Шовин девять минут удерживал коленом шею предполагаемого преступника. В результате Флойд потерял сознание, а затем скончался в больнице.

Американская общественность практически сразу отреагировала на случившееся. В стране начались массовые мирные акции протеста против расизма и полицейского произвола под лозунгом Black Lives Matter. Нередко собрания оканчивались беспорядками и погромами — в основном, из-за радикалов и мародеров, которые примазывались к митингующим (подробнее читайте здесь).

Тема расовой дискриминации не прошла мимо и игровой индустрии. Компании Riot Games, Bethesda, Twitch, Bungie, Microsoft, Activision Blizzard, Square Enix, глава Naughty Dog Нил Дракманн и многие другие поддержали протестующих. Помимо этого, студии и площадки устраивали благотворительные сборы средств для фондов, борющихся с предрассудками или переносили игровые события или онлайн-выступления, чтобы не отвлекать людей от обсуждения социальных проблем.

Сегодня Black Lives Matter — общественное движение, которое вышло за пределы США. История с Джорджем Флойдом и Дереком Шовином еще не закончилась. Судебное разбирательство начнется только в марте 2021 года.

Крис Авеллон и обвинения в харассменте





Июнь — месяц откровенных историй о сексуальных домогательствах и насилии (физическом, психологическом и эмоциональном). Девушки из игровой и киберспортивной индустрии рассказывали о своем негативном опыте с мужчинами и непозволительном поведении с их стороны. В числе обвиняемых были не только малоизвестные сотрудники компаний, но и такие звезды, как Крис Авеллон — знаменитый сценарист, автор Knights of the Old Republic 2, Fallout: New Vegas, Pillars of Eternity.

Историю с его участием рассказала девушка по имени Карисса (фамилия скрыта). По ее словам, Авеллон приставал к ней в момент, когда та была пьяной и ничего не соображала. Карисса утверждала, что Авеллон вел себя развязно не только с ней, но и с другими девушками (ее подругой и молодыми сотрудницами из игровых студий). О домогательствах со стороны разработчика знали в индустрии, но в основном на это закрывали глаза.

После публикации новых рассказов Авеллон не стал ничего отрицать. Он извинился перед всеми, кого обидел, а также попросил фанатов не защищать его: «Оставьте меня, это того не стоит. Я и так одной ногой в могиле. Также важно прояснить: любая работа — это всегда совместный труд сильной команды. Игры не создаются иным способом».

Спустя несколько дней компании Electronic Arts и Techland отказались от услуг Авеллона и объявили, что больше не собираются сотрудничать с разработчиком.

Ubisoft и увольнение топ-менеджеров





Еще один скандал разгорелся в одной из крупнейших студий в мире. Компания Ubisoft все лето занималась внутренними проверками и увольняла людей, замеченных в неподобающем поведении (домогательствах, насилии, превышении должностных полномочий).

Первые жалобы на топ-менеджеров начали поступать в конце июня. Сотрудники Ubisoft Toronto отправили письмо высшему руководству, под которым подписались 100 человек. В документе работники студии жаловались на двух вице-президентов — Максима Белана и Томми Франсуа. Мужчины неоднократно приставали к девушкам и в открытую домогались их. Обращения в отдел кадров ни к чему не приводили. После проведения разбирательств Белана и Франсуа уволили из компании.

Однако в Ubisoft на этом не остановились. Основатели студии начали внутреннюю проверку. В период расследования от работы отстранили главного креативного директора Ubisoft Сержа Эскоета, продюсера и управляющего директора канадских студий Янниса Маллата, творческого директора Assassin's Creed Valhalla Ашрафа Исмаила, заместителя директора по связям с общественностью Стоуна Чина, продюсера Микаэла Годарда (его увольнение официально не комментировали).

Сколько всего человек Ubisoft уволила за время проверки, неизвестно. Сесиль Корнет оставила должность главного директора HR-службы по собственному желанию — женщина решила, что так будет лучше для компании.

The Last of Us: Part 2 и творческие решения сценаристов





С каждым новым проектом студия Naughty Dog задавала новую планку качества по уровню графики и проработке сюжетов. От The Last of Us: Part 2, как и от первой части, фанаты ожидали взрослой истории. На деле так и получилось, однако творческие решения разработчиков понравились далеко не всем. Поклонники негодовали не только из-за наличия ЛГБТ-персонажей (еще на E3 игроки узнали, что Элли — лесбиянка, и это вызвало волну возмущения), но и сюжетных поворотов, связанных с Джоэлом — протагонистом первой части (обойдемся без спойлеров). Фанатам также не понравилась вся вторая половина TLoU2 и концовка дилогии.

Дополнительные трудности создала и сама Sony. Компания запретила рецензентам обсуждать сюжет и некоторые эпизоды The Last of Us: Part 2. Впоследствии это вылилось в конфликт: игроки стали обвинять журналистов во лжи и манипуляциях. В русскоязычном поле уровень претензий доходил до абсурда: пользователи строили теории заговора между издателями и СМИ, которые сидят в закрытых конференциях и которым «по дружбе заносят чемоданы».

Впрочем, доставалось не только игровым критикам. Оскорбления и угрозы расправы присылали главе Naughty Dog Нилу Дракманну, актрисе Лоре Бейли, сыгравшей Эбби, и другим участникам проекта.

Несмотря на всю шумиху вокруг The Last of Us: Part 2 стала игрой года по версии The Game Awards, а ее герои заняли первые строчки в рейтинге журнала Game Informer.

Epic Games против Apple и Google





Лето 2020-го было богато на события. В августе компания Epic Games начала противостояние с создателями площадок App Store и Google Play. Все началось с того, что разработчики добавили в Fortnite собственную платежную систему, которая позволяла не отдавать 30% платформам за микротранзакции, а напрямую получать всю сумму. Такое решение шло вразрез с политикой сервисов. Apple отреагировала на изменения почти сразу, Google — на следующий день. «Королевскую битву» удалили из магазинов, однако сервисы обещали вернуть игру, но при условии, если ее создатели будут соблюдать правила площадок.

В ответ на действия Apple Epic Games опубликовала видео, которое стало пародией на рекламу «1984», снятую режиссером Ридли Скоттом для продвижения компьютеров Macintosh. В конце ролика было размещено обращение к пользователям и хэштег FreeFortnite. Позднее создатели «королевской битвы» подали заготовленные иски в суд. Так Epic Games начала кампанию против монополии корпораций, к борьбе с которыми присоединились Microsoft, Spotify и другие.

За все время Google никак не реагировала на действия авторов Fortnite, чего не скажешь об Apple. Так, например, компания обещала участникам App Store уменьшить комиссию в два раза (с 30% до 15%), если те зарабатывают меньше миллиона долларов в год.

Тем не менее конфликт по-прежнему не разрешен. Epic Games регулярно напоминает о кампании FreeFortnite. 21 декабря блогерам разослали подарки в картонных футлярах, которые по стилю напоминали упаковку Apple. В них лежали куртки с разукрашенным логотипом и подарочный планшет от Samsung — Samsung Galaxy S7.

Когда вернется «королевская битва» в App Store и Google Play, неизвестно. Судебные разбирательства продолжатся в 2021 году.

Предзаказы консолей и скальперы





Для игроков по всему миру консоли нового поколения были последней надеждой на спасение в 2020 году. Однако получить коробку с PS5 или Xbox Series X заранее или на старте оказалось не так-то уж и просто. И тому есть несколько причин.

Пандемия коронавируса. Из-за COVID-19 производители не успели выпустить желаемое количество консолей. Кроме того, компании столкнулись с логистическими проблемами. Доставка одной партии занимала больше времени, чем обычно.

Небывалый интерес перекупщиков (или, как их еще называют, скальперов). При помощи ботов спекулянты мгновенно приобретали консоли, а спустя время продавали по завышенным ценам. В России в период предзаказов стоимость на торговых площадках варьировалась от 50 до 100 тыс. рублей (сейчас максимальная планка упала до 70 тыс.). Все это привело к массовым жалобам со стороны пользователей. Они критиковали бренды за отсутствие возможности заказать приставку.

В то же время некоторые перекупщики хвастались фотографиями с коробками PS5. Например, группа CrepChiefNotify рассказала, что приобрела около 3,5 тыс. консолей Sony.



Впрочем, бизнес у скальперов не всегда шел гладко. В США одного такого человека ограбили вооруженные люди. Инцидент произошел после того, как адрес перекупщика слили в сеть. У него украли 43 коробки с консолями. Впрочем, иногда преступники поджидали владельцев PS5 прямо у выхода из магазина и пытались отнять приставку. К счастью, не всегда успешно.

Отсутствие качественного сервиса на торговых площадках. И это касается не только официального магазина Sony в России, который подолгу не работал из-за высокой нагрузки на серверы, а потом и вовсе отменял заказы или удалял аккаунты пользователей. Сетевые магазины также не смогли правильно распределить нагрузку. Они принимали заказы, не учитывая количество приставок, которые приедут от поставщиков.

Все вышеперечисленное привело к тому, что старт продаж консолей нового поколения получился очень смазанным. Некоторые люди до сих пор не получили приставку, за которую заплатили месяц назад.

CD Projekt RED и Cyberpunk 2077





Главные хедлайнеры всех профильных и непрофильных медиа на протяжении 2020 года. Про Cyberpunk 2077 трубили на каждом углу по самым разным поводам, будь то новая презентация, перенос выпуска Night City Wire в дни акций протеста Black Lives Matter или сдвиг релиза игры (трижды). И если в первой половине года игровое сообщество положительно воспринимало каждый инфоповод, то со временем настроение изменилось.

Масштабная маркетинговая кампания с участием Киану Ривза настраивала аудиторию на то, что Cyberpunk 2077 станет если не игрой десятилетия, то уж точно игрой года. Количество возможностей, показанных в роликах, впечатляло. Каждое новое интервью, комментарий или обзорный материал фанаты тщательно разбирали, из-за чего повышался градус ожиданий.

Все пошло наперекосяк, когда в сентябре редактор Bloomberg Джейсон Шрайер рассказал о переработках в студии. По словам его источников, некоторые отделы CD Projekt RED систематически засиживались на местах, что шло вразрез с обещаниями руководителя компании Марчина Ивинского не прибегать к работе в сверхурочное время. Эта новость заставила некоторых поклонников и журналистов усомниться в конечном качестве продукта. В октябре CDPR в третий раз перенесла запуск Cyberpunk 2077, что подтвердило не только сентябрьские опасения, но и подняло волну негодования среди фанатов. Разработчикам начали поступать оскорбления и угрозы смерти (более подробно о всей ситуации читайте тут).



Когда Cyberpunk 2077 вышла в декабре, студию раскритиковали за качество продукта. Владельцы базовых версий консолей PS4 и Xbox One были недовольны больше остальных — на этих платформах игра не только плохо выглядела, но и постоянно вылетала. Чуть меньше претензий предъявляли игроки с PS5, Xbox Series X и PC, где игра была оптимизирована лучше.

В студии обещали исправить основные недостатки в ближайших обновлениях (патчи уже начали выходить, а самые крупные обновления появятся в январе и феврале). Однако не всех пользователей это утешило — хватает тех, кто считает, что их обманули и намеренно ввели в заблуждение (о качестве продукта на PS4 и Xbox One стало известно только на релизе). Чтобы исправить ситуацию, CDPR в итоге договорилась с Sony и Microsoft о возврате средств через цифровые сервисы PSN и Microsoft Store. За физические копии разработчики готовы платить сами.

Тем не менее, вся эта ситуация заставила пользователей занижать оценки игры в агрегаторах, вроде Metacritic (с выходом обновлений рейтинг начал расти), а инвесторы подали коллективный иск против создателей Cyberpunk 2077. Одновременно с этим в CDPR заявили о высоких продажах, которые покрыли 8-летнюю разработку и маркетинг продукта. Чем закончится эта история, узнаем в 2021-м.

Каждый год возникает ощущение, что такой дичи, как раньше, не будет. Однако каждый год преподносит что-нибудь новое. 2020-й показал, насколько непредсказуема сама жизнь. После него ясно только одно — хуже уже не будет, а вот интересней должно.

Обсудить