God of War выходит на ПК. Sony предала фанатов?
«Бог войны» поставил точку в давнем противостоянии платформ, и PlayStation можно не покупать? Не все так однозначно
В январе 2022 года в Steam выйдет God of War (2018) — главный довод фанатов PlayStation в интернет-войне игровых платформ. Одни уже радостно хоронят консоли Sony. Другие продолжают твердить мантру, что такие порты нужны исключительно для мотивации ПК-бояр к покупке PS5 — ради сиквелов.
История Кратоса и Атрея станет четвертым портированным на ПК эксклюзивом, если считать только игры внутренних студий. Если учитывать проекты, разработанные сторонними компаниями специально для PlayStation, то восьмым. И это не говоря про небольшие проекты от независимых команд или VR-игры. Кроме того, Sony выступила издателем мультиплатформенного шутера Predator: Hunting Grounds, созданного специально для PS4 и ПК.
Еще года три назад никому бы и в голову не пришло, что хотя бы один блокбастер PlayStation выйдет на ПК. И уже в день анонса возглавит чарт продаж по предзаказам. Несмотря на 19.5 миллионов копий, проданных на PS4. Видимо, не все, кому было интересно, уже купили и наигрались.
Новая метла Sony
Рано делать далеко идущие выводы. Но и закрывать глаза на ситуацию, объясняя все по методичке PR-отдела Sony «привлечением новой аудитории на консоли», тоже не стоит. Релиз God of War на ПК вовсе не означает, что следом выйдет и Ragnarok — пусть даже спустя три года после выхода на PlayStation 5. Хотя отрицать такую возможность больше нельзя.
SIE и PlayStation, управляемые Джимом Райаном и Херменом Хюлстом, делают и заявляют немало такого, чего в эпоху PlayStation 3 невозможно было представить. Но эпохи сменяются.
Например, руководитель PlayStation Studios косвенно подтвердил то, о чем публика давно догадывалась, — компании интересны и игры-сервисы, и онлайн-проекты. О том, что компания не зациклена на линейных боевиках от третьего лица, ставших визитной карточкой Sony, может свидетельствовать появление элементов открытого мира в Uncharted, а также такие игры, как Horizon и Days Gone. И вишенкой на торте — слухи о большой мультиплеерной игре Naughty Dog. Uncharted на ПК уже подтвердили — ничто не мешает выпустить и условный The Last of Us Online.
Все это отлично сочетается с недавней покупкой Nixxes — известных мастеров портирования консольных игр на ПК. По словам Джима Райана, cтудия будет помогать переносить собственные IP Sony на компьютеры. И дело явно не ограничится парой хитов под конец поколения — для выпуска на ПК одного-двух эксклюзивов спустя три-четыре года после релиза на PlayStation не обязательно было покупать отдельную опытную компанию.
Возможно, сегодня Sony рассматривает персональные компьютеры как дополнительную площадку и наблюдает за конкурентами в поисках новых точек роста для своего игрового бизнеса. Когда игры являются едва ли не главной статьей доходов всей корпорации, странно было бы упираться рогом в старые модели и продолжать жить на комиссию с продаж FIFA и Call of Duty.
Возможно, компания прорабатывает — пока как вариант, а не основную стратегию — усиление издательского направления, не замыкаясь на одной платформе. В таком случае ПК (и смартфоны, разумеется) через несколько лет будет играть если не равную с консолями роль, то достаточно важную, чтобы получать порты эксклюзивов PlayStation не через три года, а гораздо раньше.
PC gaming great again
Почему Sony обратила внимание на ПК именно в последние пару лет? Ни во времена PS3, ни при запуске PS4 корпорация не искала новую аудиторию в Steam. Возможно, причиной тому Microsoft, активно исправляющая ошибки Xbox One и стремящаяся вернуть себе высокие позиции времен Xbox 360. Конкурент явно не гнушается выпускать свои игры на компьютерах.
Но для Microsoft основная платформа — именно Windows, тогда как Xbox — одно из воплощений кастомной сборки «Винды» в железе по доступной цене. Со своими «бесконечными деньгами» американский софтверный гигант может позволить себе любые опыты, рискуя игровым бизнесом в самых изощренных формах. Этого примера явно недостаточно, чтобы Sony корректировала вектор своего развития.
А вот пример издателей из высшей лиги, не имеющих своих платформ, но выпускающих большую часть кассовых игр — и отдающих заветные 30% в казну Sony, — уже стоит более пристального внимания. И для third party, похоже, ПК с каждым годом становится все интереснее.
В конце сентября 2021 года японский издатель и разработчик Capcom отметил рост популярности ПК среди игроков и намерен за два года сравнять продажи на компьютерах и на всех консолях. В перспективе компания рассматривает превращение ПК в основную платформу для своих игр.
Руководитель Take-Two Штраусс Зельник еще два года назад указал на рост доходов от продажи ПК-версий. По его словам, в 2019-м компьютеры могли генерировать до 50% прибыли, тогда как в нулевых годах эта цифра колебалась в районе незначительных 2%. Спасибо улучшению качества портов, развитию мультиплатформы и растущей популярности стримов и стримеров.
Тенденцию подтверждают финансовые отчеты Ubisoft. В 2018 году ПК сгенерировал 24% доходов компании, уступив PlayStation 4 только 7%. А уже в 2020-м занял первое место с долей в 34% против 31% у PS4. Явно не 1-2% и даже не 10%, как в былые времена.
Многие игры еще десять лет назад выходили на ПК спустя месяцы после консольного релиза — и не в лучшем качестве. Некоторые даже не имели нативной поддержки геймпада. Например, Mass Effect 3 от EA в 2012-м управлялась только клавиатурой с мышью и имела один вариант интерфейса. Несправедливость исправили лишь с выпуском Legendary Edition в 2021 году.
Еще немного цифр
Отношение к компьютеру как игровой платформе явно изменилось. Продажи игрового железа растут и, по данным IDC, к 2025 году достигнут отметки в 11.4 миллиона единиц в Европе. А в США в 2020-м показатели подскочили на 62%. Конечно, сыграла свою роль пандемия, но уже купленные ПК никуда не денутся. Это уже готовая аудитория, которую необходимо осваивать в ближайшие годы. Иначе конкуренты заработают больше, а в мире огромных корпораций кто не растет — того съедают.
По данным Newzoo, объем игрового рынка в 2021 составит почти $176 млрд. Из которых на долю ПК придется 33.3 миллиарда — и это без учета браузерных и игр для социальных сетей (но включая инди и MMO). На консолях, конечно, побольше — $49.2 млрд. На всех консолях. Включая PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series и Nintendo Switch.
В спорах о превосходстве консолей над ПК нередко приводится в пример GTA V. Из 150 миллионов проданных копий на консоли приходится порядка 90%. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из отчетов прошлых лет — в 2021-м Rockstar не поделилась подробным соотношением. Оставшаяся доля ПК составит порядка 15 миллионов копий. На одной платформе. Цифра, о которой многие издатели могут только мечтать. При этом еще в 2018 году число проданных на компьютере копий не превышало 2 миллиона.
Мы не можем знать, каким было бы соотношение, выйди игра одновременно на PC и на приставках. Как не можем сейчас знать, смогут ли продажи God of War на ПК за следующие три года приблизиться к впечатляющей цифре 19.5 миллионов. Зато мы знаем, что продажи Horizon: Zero Dawn на ПК стартовали лучше, чем у Assassin's Creed Odyssey, а в начале 2021 года на 250% отбили затраченные на портирование инвестиции. Чем не аргумент для продолжения экспансии на Windows?
Война платформ окончена?
Вовсе нет.
Для игроков будущее без эксклюзивных ограничений платформ было бы идеальным вариантом — играй, во что хочешь и на чем хочешь. Но идеал, как известно, недостижим. И даже если важность эксклюзивов для продажи консолей снизится, факторы комфорта и цены будут решать ещё очень долго.
Мы живём в прекрасную эпоху, когда Sony, с одной стороны, неплохо бы расширять своё присутствие на других платформах. С другой — когда ей проще всего продать ещё больше консолей, чем за все прошлые годы. И для этого действительно можно использовать старые хиты как приманку, но по факту лучшим эксклюзивом PlayStation 5 в ближайшие годы останется цена в €500.
Компьютер за €500 при нынешних ценах на комплектующие вряд ли запустит God of War дальше главного меню. Парадоксальная ситуация, при которой даже выпускать новейшие игры эксклюзивно на PS5 нет острой необходимости — достаточно не выпускать их на Xbox. Те, кто хотел обновить ПК до современных стандартов, но не успел, сейчас как никогда готовы купить мощную консоль и забыть об апгрейдах на время дефицита.
Вряд ли рынок восстановится уже в 2022-м. И даже если полупроводников станет достаточно к 2023 году, не стоит списывать со счетов майнинг и растущие аппетиты чипмейкеров, которые вполне могут ограничить производство видеокарт ради удержания цен. А там уже и условная PS6 подоспеет — и даже при повышении рекомендованной цены останется выгоднее игрового ПК.
В таком ракурсе Sony разумнее предлагать альтернативы крайне выгодной подписке Game Pass, а не дорогостоящие одиночные игры. При условии, конечно, что подписка Xbox не схлопнется через год от недостатка действительно больших блокбастеров, завершив красивую сказку о «бесплатных играх» и восстановив статус кво. Возможно, Sony не спешит с внедрением своей подписки, ожидая именно такой развязки — число подписчиков растет медленнее, чем ожидала Microsoft, и перспективы туманны.
В любом случае, пока консоли остаются более доступной альтернативой мощным ПК — не в России с ее региональными ценами в Steam, а на основных рынках, — война платформ не завершена. И воевать в ней могут как эксклюзивы, так и подписки.
Другое дело, что основным рынком, если санкции США не смогут его убить, скоро может стать китайский, где и ПК традиционно силён, и майнинг под запретом, и интерес к большим одиночным играм растет. Пока неизвестно, что предложит этому рынку Sony — порты своих эксклюзивов, для чего она и купила студию Nixxes, или новые вариации Predator: Hunting Grounds?
Интересные времена настают.