Google Stadia: от обещаний к реальности
Как Google спровоцировала завышенные ожидания и не смогла их оправдать. Краткая хроника событий
«Облачный гейминг», когда игра запускается на удаленном сервере, а игрок может управлять ей, сидя дома перед экраном, — лет десять не новость. И все это время развитию стриминга мешают задержки ввода, медленный интернет, нехватка инфраструктуры и банально денег. Исправить ситуацию пообещала Google. У нее и опыт, и ресурсы, и дата-центры по всему миру. При помощи Stadia компания грозилась устроить революцию и перенести гейминг в облако прямо сейчас. И многие поверили.
Но Google начала снижать градус ожиданий еще до запуска сервиса. Ну а запуск обернулся настоящей катастрофой. Мы написали мини-хронику событий, а также попытались разобраться — есть ли у Stadia будущее.
Начало
1 октября 2018 года. Google демонстрирует, как Assassin's Creed Odyssey идет в браузере Chrome при 60 кадрах в секунду в разрешении Full HD. Согласно тесту Digital Foundry, сама игра работает при 30 fps, но видео все равно впечатляет. Предполагаемый облачный сервис пока известен как Project Stream.
19 марта 2019 года. Google Stadia официально анонсирована. Компания обещает, что сервис обеспечит стабильные 60 кадров в секунду при разрешении 4K на любом устройстве, будь то телевизор, ПК или смартфон. По словам представителей Google, инпут-лаг (задержка между вводом команды и реакцией игры) будет минимальным — дата-центров хватит на всех.
В интернете разворачиваются бурные дискуссии. Скептики сомневаются в качестве соединения и напоминают, что в странах третьего мира очень плохо с интернетом. Оптимисты уверены, что революция практически свершилась — скоро мы получим обещанные игры через интернет. Без покупки приставки или дорогостоящего ПК.
Но истина, как всегда, где-то посередине.
6 июня 2019 года. Google объявляет цены. Подписка Pro — $10 в месяц: в нее включен доступ к сервису и ограниченному набору игр (остальные предполагается докупать). Бесплатный базовый тариф (Basic) тоже заявлен, но уже известно, что введут его позже, чем Pro, — только летом 2020 года.
Еще $70 просят за фирменный геймпад. Он не обязателен, но обещает снижение задержки ввода, так как подключается по Wi-Fi напрямую к серверам Google. В нем есть микрофон для управления Google Assistant (правда, этот функционал не заработает на старте, да и беспроводное подключение в первые месяцы тоже будет возможно только через приставку Chromecast Ultra).
Сhromecast Ultra поставляется исключительно в составе Stadia Founder's Edition за $130. Помимо нее, в комплекте идет контроллер лимитированной расцветки, «право в числе первых выбрать себе имя в Stadia», Pro-абонемент на три месяца и Buddy Pass — «гостевой» пропуск для одного друга сроком на три месяца.
Как выясняется, на запуске в сервисе не будет эксклюзивных игр. В роли систем-селлера выступает Destiny 2, почему-то лишенная кроссплатформенного мультиплеера. То есть, первопроходцы начнут игру в гетто. Где-то в этот момент розовые очки дают трещину. Скептики злорадствуют. Оптимисты ждут оправданий.
18 июля 2019 года. «Создатель мобильного YouTube» и директор Google по продуктам Андрей Дороничев проводит сессию вопросов и ответов на Reddit. Он подтверждает, что игры придётся покупать, и уточняет, что подписка на Stadia по концепции больше похожа на PS Plus, чем на Netflix. Система достижений, с его слов, появится когда-нибудь потом, как и ряд других обещанных на презентации функций. Например, фирменный геймпад не будет работать с bluetoooth-наушниками. И вообще запуск — это только первый шаг, технология новая, нужно больше времени.
Семя сомнений
Октябрь 2019 года. Президент Koei Tecmo Хисаси Коинума в интервью The Wall Street Journal высоко оценивает потенциал стриминга, его важность для тех, кто не может позволить себе полноценную консоль или игровой ПК, но высказывает сомнения, что в ближайшем будущем облачный гейминг вытеснит традиционный. В Koei Tecmo тестировали сервис несколько месяцев, и результаты, как заявляет Коинума, его не всегда радовали. Он говорит, что на запуске Google скорее всего придется разбираться с «непредвиденными техническими проблемами».
Параллельно Мадж Бакар, вице-президент по инженерии Google, рассказывает о работе над «отрицательной задержкой» — алгоритмом, «предсказывающим» действия игрока. Схожая система уже применяется в сетевых файтингах для уменьшения инпут-лага. Но, по его словам, потребуются «один-два года», прежде чем игры в облаке станут отзывчивее локально установленных.
В Koei Tecmo тестировали сервис несколько месяцев, и результаты, как заявляет глава компании, его не всегда радовали.
24 октября 2019 года. Google представляет публике студию Stadia Games and Entertainment. Под руководством Джейд Реймонд команда должна создать для Google полноценные эксклюзивы, но не на старте продаж. И не в 2020-м. Сама Джейд, ранее руководившая разработкой Assassin's Creed, признает, что потребуется несколько лет, прежде чем игроки получат все преимущества стриминга. Революция откладывается.
11 ноября 2019 года. Выясняется, что игр на старте будет всего 12, и только одна из них эксклюзивна — Gylt от авторов RiME. Вскоре Google расширяет список до 22 наименований и обещает немало релизов в 2020-м.
13 ноября 2019 года. Google признается, что Buddy Pass не заработает на старте и что через браузер Chrome на ПК пользователи не увидят ни 4K, ни HDR. Если у них старая версия Chromecast, придется подождать новую прошивку. Функции совместной игры, которые так громко рекламировались на дебютной презентации — Stream Connect, State Share и Crowd Play, — тоже появятся когда-нибудь потом.
Мир разочарован. Все тот же Дороничев в Instagram пытается объяснить, что все новое требует времени и всегда воспринимается в штыки. Но технология и так известна десяток лет — неудивительно, что в марте 2019 года у публики создалось впечатление, будто у Google все схвачено.
Запуск
19 ноября 2019 года. Google Stadia официально запущена. Портал открывается, первым из него показывается Джейсон Шрайер с Kotaku и сообщает, что предзаказы Stadia гораздо ниже ожидаемых. А текущая бизнес-модель приведёт к провалу.
Автор Venturebeat рассказывает о высоком расходе трафика. В разрешении Full HD при 60 кадрах в секунду Red Dead Redemption 2 потребляла свыше 7 гигабайт в час. Учитывая продолжительность игры в полсотни часов, полное прохождение может «съесть» свыше 300 гигов. Это может стать проблемой для регионов, где скоростной безлимитный интернет еще недостаточно дешев.
Digital Foundry провела независимый тест инпут лага. В офисе Google задержка ввода составляла 167 миллисекунд в Shadow of the Tomb Raider. Это сопоставимо с Xbox One X. Но в своей лаборатории после релиза DF получает уже 217 мс. Разрыв в 50 миллисекунд — результат явно не в пользу Stadia.
Обещанные 4K очень похожи на апскейл с FullHD. Руководитель Stadia Фил Харрисон обьясняет, что сервис передает картинку в 4K, однако исходное разрешение определяется разработчиками. Если они сочтут игру слишком тяжелой для стриминга, то могут снизить качество графики.
В январе 2020 года на Reddit появляется жалоба, что в течение 40 дней Google Stadia не получала значимых обновлений, в каталог не добавлено новых игр, и о сроках внедрения давно обещанных функций тоже ничего не известно. Российский интернет заполняют шутки про «40 дней Stadia».
Официальный ответ опровергает данные об отсутствии обновлений, ссылаясь на блог Stadia. Отсутствие новинок представители Google объясняют политикой издателей — только они определяют, когда и какие игры появятся в каталоге сервиса.
Рауль Рубио, глава Tequila Works, авторов Gylt, сравнивает негатив в адрес Stadia с отношением к ранним версиям Steam. C его слов, люди всегда недовольны новыми технологиями, но со временем все наладится. Игры в облаке станут обычной частью нашей жизни.
Но станет ли частью этой жизни именно Stadia — пока под вопросом. Google часто открывает и закрывает новые «революционные» проекты. По данным сайта killedbygoogle, компания уже убила 160 сервисов. Некоторые разработчики боятся, что Stadia также скоропостижно скончается, и не спешат создавать эксклюзивы. И тут получается своеобразный замкнутый круг: нет эксклюзивов — нет заинтересованных в них игроков. А нет игроков — нет потенциальных разработчиков эксклюзивов.
Для нас особняком стоит вопрос о запуске в России. Многие надеются, что сервис прибудет к нам во второй волне. Но, например, Sony так и не запустила у нас PS Now. Сама Google не поставляет на отечественный рынок ряд устройств под управлением Chrome OS и, самое главное, Pixel — единственный Android-смартфон на данный момент, поддерживающий Stadia.
Stadia как идея — первый шаг к будущему, в котором игрокам не придётся ломать голову над выбором дорогостоящей консоли или ПК. Хватит смартфона, офисного ноутбука или простой телеприставки, но это будет еще нескоро.
Во-первых, сама Google прекрасно осознает все слабости технологии в текущем виде. Иначе бы не говорила о необходимости дорабатывать ее хотя бы год или два. Игрокам придется потерпеть и высокую задержку ввода, и снижение разрешения и частоты кадров ниже обещанных.
Во-вторых, сейчас почти все крупные компании попытаются запустить собственные стриминг-платформы. Microsoft уже заявила, что собирается в перспективе конкурировать с Amazon и Google, а не с Sony и Nintendo. А значит, нас ждут несколько лет экспериментов, множество облачных сервисов и война за подписчиков.
Stadia как идея — первый шаг к будущему, в котором игрокам не придётся ломать голову над выбором дорогостоящей консоли или ПК
В-третьих, на данном этапе Stadia — с высоким инпут-лагом, падающим разрешением и отсутствием обещанных социальных функций — не может привлечь требовательных core-геймеров. Тех, у кого уже есть PlayStation, Xbox, ПК или все сразу. У них нет причин переходить на Stadia. Скорее, на платформу обратит внимание аудитория казуальных игр, и тогда мы получим еще один Apple Store, а не замену консолям.
Чтобы это изменить, Google — или конкурентам — после решения всех технических проблем придется придумать что-то эксклюзивное. Игры, сам геймплей которых будет опираться именно на возможности стриминга и все заявленные на презентации Stadia фишки — вроде Stream Connect. Ну и, конечно, обеспечить достойное качество по приемлемой цене и повсюду.