Оглавление

Грохот космодрома

Как человечество покоряло космос, в видеоиграх и реальности

«Мы родились слишком поздно, чтобы исследовать землю, и слишком рано, чтобы исследовать космос». Сегодня, несмотря на развитие технологий, человечество все еще мало знает о межзвездном пространстве. Неудивительно, что информацию о приключениях в космосе мы получаем, преимущественно, из фантастических произведений — реальность в этом плане слишком скучна. В данной статье мы расскажем, насколько далеко продвинулось человечество в исследовании космоса, и что по этому поводу говорят сценаристы видеоигр.

Космос в реальности: от первых теоретических трудов до SpaceX



Люди начали исследовать космос задолго до первых полетов. При помощи теоретических исследований ученые поняли, что Земля вращается вокруг Солнца, вычислили размеры нашей Галактики и даже массу отдаленных звезд. При этом мечтатели желали прикоснуться к тем самым далеким звездам, что нашло отражение в научной фантастике. Но максимум, что смогли сделать такие великие умы как Коперник, Бруно и Галлилей — описать устройство вселенной. Лишь к двадцатому столетию русский ученый Константин Циолковский теоретически обосновал возможности космических полетов. Он, как и Леонардо да Винчи, опередил свое время — технологии начала XX века не позволяли сконструировать подобный корабль. Между тем, его труды не пропали даром — конструкторы космических ракет по всему миру опирались прежде всего на работы Циолковского.



Так, расчеты русского ученого легли в основу ракетных технологий, прежде всего, знаменитых Фау-2. Ракеты, как отдельный вид вооружения, в первой половине XX века разрабатывали во всех развитых странах, но Германия преуспела больше остальных. Да, расчет на Фау-2, как на супероружие, которое переломит ход Второй Мировой Войны, не оправдался. Но труды ученых не пропали даром, ведь после разгрома нацистов в 1945-м году технологии немецкого ракетостроения получили как США, так и СССР. В обеих сверхдержавах ракеты рассматривали в первую очередь как средство атаки, а запуск спутника воспринимался исключительно как вариант разведки будущего. Скорее всего, если бы рукотворную луну сначала запустили в Америке, космическая гонка бы не так и не началась. Однако первым оказался Советский Союз.

В то время среди советских ракетостроителей велось соперничество, и варианты, которые предлагал Сергей Королев, обходилась гораздо дороже в производстве, чем у его конкурента Михаила Янгеля. Но когда речь зашла об отправки аппаратуры на околоземную орбиту, многоступенчатая ракета Р-7 конструкторского бюро Королева оказалась единственным возможным вариантом. К тому же, ядерная боеголовка для нее на 4 октября 1957-го года еще не была готова, поэтому ее запустили в космос с рукотворной Луной на борту. Она получила название Спутник-1. После этого успеха Советского Союза правительство США резко увеличила финансирование космической программы, но и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев перевел остальные ракеты Королева на исследования космоса.



Период с 1957 по 1975-й годы считают «космической гонкой» между СССР и США. Миллиарды долларов и рублей с военных отраслей перевели в сферу космических технологий, и эти средства конструкторы не потратили впустую. Благодаря ним человечество совершило ряд достижений — первый полет человека на околоземную орбиту, выход в открытый космос, высадка на Луне, запуск орбитальных станций... Из-за секретности отдельные факты о космической гонке подвергают сомнению до сих пор, но именно на этот период пришлось наиболее интенсивное изучение мира за пределами планеты Земля.

Впоследствии исследование космоса развивалось эволюционно. Если поначалу новые спутники и космические корабли запускали отдельные страны, то к концу XX века появились первые международные проекты, прежде всего — космическая станция, МКС. Современное развитие космоса связывают с частными компаниями, которые во главу угла ставят прибыль, а не престиж страны. Поэтому, если это будет выгодно, то базы на других планетах, добыча полезных ископаемых на космических телах и относительно дешевые межпланетные полеты — вопрос ближайшего будущего. И сегодня все это — не фантазия писателей, а реальность, основу для которого заложил Илон Маск со своей компанией SpaceX.



Игры про космос



Из-за того, что в реальности человечество только начало исследовать космос, большая часть игр о нем — фантастика. Но исключения, все же, встречаются. Например, Kerbal Space Program. Несмотря на мультяшную графику, этот проект реалистично и в мельчайших деталях показывает процесс запуска космических кораблей. Здесь игроки контролируют покорение космоса на всех стадиях — от исследования технологий и постройки корабля до непосредственного управления и посадки. При этом игра не впадает в занудство и рутину, в духе немецких симуляторов рабочих специальностей, а соблюдает баланс между интересным геймплеем и реалистичностью. Как результат, Kerbal Space Program в состоянии удержать внимание и дотошного поклонника космических кораблей, и простого игрока, которого заинтересовала эта тема.



Конечно, фантастических игр о космосе много, но в этой статье нас интересуют прежде всего те, которые показывают возможности полетов между звездами, а не запираются на отдельных планетах. Дух космических путешествий, невероятные скорости и сражения с другими звездолетами — самая интересная часть любой игры о космосе. Трилогия Mass Effect, в этом плане, пример плохой, ведь в ней не нашлось места космическим полетам. К сожалению, в последнее время только отдельные уровни в шутерах предлагают сесть за штурвал звездолета — новая дилогия Star Wars: Battlefront и Call of Duty: Infinite Warfare — примеры подобного подхода. Вспоминается еще EVE Online, но в ней большую часть времени люди сражаются с лагами, а не с врагами. Надеемся, поклонники «Евы» игры простят нас за эту невинную шутку.

А раньше космосимы считались незаменимой частью игровой индустрии. Легендарные Wing Commander, Star Wars: X-Wing и TIE-Fighter, ранние части серии X — каждый из этих проектов дарил особые эмоции и запоминался навсегда. В них игрок чувствовал, что преодолевает безграничное пространство космоса, а каждый удачный выстрел ощущался на тактильном уровне. Скорее всего, время подобных развлечений кануло в прошлое, и сегодня их удел — игры категории B и отдельные режимы в комплексных шутерах. Но иногда свобода космоса иногда оборачивается против игроков, особенно, когда разработчики ей злоупотребляют — оглушительный провал No Man`s Sky еще не выветрился из нашей памяти.



Свобода открытого космоса в играх — не самоцель, а инструмент геймдизайна. Поэтому мы обратим внимание российских «Космических Рейнджеров». Игры этой серии представляли собой увлекательные жанровые гибриды, которые сочетали элементы пошаговой стратегии, космического симулятора и ролевой игры. Но главное достоинство этого проекта заключалось в том, что он предлагал игрокам большой открытый мир и давал возможность отыгрывать любую роль — агрессора, пирата или торговца. И вне зависимости от стиля прохождения, оторваться от «Рейнджеров» было невозможно, ведь игра постоянно генерировала уникальные ситуации, которые при каждом повторном прохождении оказывались другими. Подобные проекты выходили в начале нулевых, но сегодня ничего подобного найти на полке магазина уже невозможно.

В шутерах, к сожалению, редко обыгрывают антураж других планет или космических станций. Самый популярный аттракцион, в котором мы участвуем — уровни с невесомостью. Иногда разработчики реализуют их плохо, как в Call of Duty: Ghost, иногда — хорошо, как в Infinite Warfare. Также в Call of Duty 2016-го года встречалось задание, действие которого разворачивалось на астероиде. Из-за того, что он имел странную траекторию и пролетал близко от Солнца, день сменял ночь во много раз быстрее, чем на Земле. Причем эта особенность не ограничивалась необычным внешним видом — разработчики прикрутили к ней полноценный геймплей.



Как это ни странно, космос остается популярным в стратегиях. Речь, конечно, не о Warhammer 40000: Dawn of War или Starcraft, которые мало отличались от «земных» RTS. Мы говорим об играх, которые предлагали руководить космическим флотом. Яркий пример — дилогия Homeworld, в которой демонстрировались сражения в полноценном трехмерном космосе. Впрочем, если подойти к делу с душой и грамотно перенести тактику наземных битв в космос, как в Star Wars: Empire at War, то результат впечатлит не меньше, чем при тотальной переработки механики. Также отметим Sins of a Solar Empire, RTS 2008-го года, которая до сих пор остается одной из самых красивых игра о космосе, по крайней мере, при демонстрации масштабных сражений.

Также в космосе разворачивается действие некоторых пошаговых стратегий, например, Master of Orion. Последняя, по сути, стояла у истоков жанра глобальных стратегий и до сих пор считается эталоном. Ее нельзя назвать простой в освоении, но если игрок вливался в покорение космоса, то игра увлекала не хуже, чем любая часть «Цивилизации». Главное преимущество Master of Orion — реальное ощущение безграничного масштаба космоса. Расцвет серии пришелся на 90-е, но позже у нее появились наследники, такие как трилогия Galactic Civilation. Главным преимуществом этой серии было наличие густой атмосферы далекого космоса, которая строилась на мелочах, и именно она удерживала игрока у экрана монитора десятки часов. В ней, как это ни странно, гораздо увлекательнее исследовать технологии и покорять космос мирным путем, чем нападать на другие расы. Но если Вы хотите ознакомиться с современной игрой, то попробуйте Stellaris. Ее главное преимущество — разнообразие во всем. Невероятное количество космических рас, которые игрок создает сам, различные способы перемещения в пространстве, даже сайд-квесты в этой игре не повторяются. Поэтому, если графика или сложность классических пошаговых стратегий вас отпугивает, то попробуйте Stellaris — пройти путь лидера межзвездной цивилизации в ней интересно и совершенно ненапряжно.



Космическая фантастика всегда вдохновляла светлые умы на новые открытия, в теории и практике. То, о чем мечтали Герберт Уэллс или Алексей Толстой, уже в XX веке стало реальностью. Скорее всего, современная качественная фантастика от мира кино и видеоигр послужит прототипом нашего будущего. В этих простых развлечениях режиссеры и разработчики демонстрируют как процесс высадки на других планетах, так и возможный контакт с представителями иноземных форм жизни. Конечно, в реальности все будет по-другому, ведь фантастика опирается на текущее развитие технологий, но ход мыслей для будущих покорителей космоса закладывается уже сегодня.

Обсудить