«Хэллоуин»: впечатления от фильма
Отличное современное продолжение одного из ключевых классических хорроров
Главная наша тема — видеоигры. Но нам интересны не только они, а вообще все, что как-то связано с гик-культурой. Поэтому мы решили иногда писать, например, и о кино.
Сложно найти поклонника хорроров, который не смотрел «Хэллоуин» Джона Карпентера. Простой на первый взгляд слэшер о серийном убийце в маске, преследующем группу подростков, стоит на одной ступеньке с тематически близкими «Кошмаром на улице Вязов» и «Пятницей, 13-е». Но, если эти два фильма стали основой для вполне успешных киносериалов, то судьба «Хэллоуина» сложилась иначе. Продолжения у него, конечно, были, и довольно много, но ни одно не смогло хотя бы повторить успех оригинала — не то что превзойти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новая часть, которая снова называется просто «Хэллоуин», полностью игнорирует события всех выпусков, кроме самого первого и является прямым продолжением того самого сюжета, вышедшего на экраны ровно 40 лет назад.
Героиня оригинала, Лори, которую снова играет Джейми Ли Кёртис, успела состариться, обзавестись дочерью, а затем и внучкой. С ее последней встречи с Майклом Майерсом много воды утекло, но женщина никак не может забыть ту ужасную ночь. Вся ее жизнь посвящена одной цели: быть готовой к тому, что Майерс сбежит из психиатрической лечебницы и снова придет за ней и ее близкими. Ее дом превратился в настоящую крепость, в подвале хранится внушительный арсенал, а все свободное время Лори проводит на импровизированном стрельбище в лесу неподалеку. Из-за этого все вокруг, включая родных, считают ее сумасшедшей. Но день, к которому Лори готовилась, все же настает: Майерсу правда удается бежать, когда его перевозят из одной клиники в другую, и он действительно отправляется на встречу со старой знакомой, желая завершить то, что начал 40 лет назад.
Новый «Хэллоуин» — очень неожиданный фильм. Было бы так просто снять еще один слэшер по давно готовой формуле, но создателям картины этого показалось мало. Из-за этого фильм, который, вроде бы, должен только развлекать, на самом деле посвящен очень серьезным темам. Например, есть ощущение, что «Хэллоуин» — часть дискуссии о границах свободы слова, которая уже некоторое время разворачивается в США. Упрощенно говоря: могут ли пользоваться этой свободой люди, которые откровенно пропагандируют ненависть? Например, неонацисты? В американской прессе не раз звучали мнения, что в конфликтах между крайне правыми и их соперниками виновны обе стороны, и что и те, и другие, имеют право на свой взгляд на мир.
В «Хэллоуине», конечно, никто не кидает зиги и не рассуждает о «расовой чистоте», зато у Майкла появилась неожиданная группа поддержки. Сразу несколько персонажей картины буквально помешаны на попытках «понять» Майерса. Они изо всех сил стараются вызвать его на контакт, привлечь его внимание, заставить открыться. Боль, которую Майкл причинил, для них — лишь фон, белый шум. К его жертвам они относятся чуть ли не строже, чем к самому убийце, а один из них в конце концов и сам превращается в настоящее чудовище.
В этих образах не так уж сложно распознать тех самых воспитанных, образованных представителей среднего класса, которые как бы не поддерживают неонацизм, но всерьез рассуждают, что мнение людей, придерживающихся этой идеологии, не менее ценно, чем любое другое. Тут тоже Майерса никто открытым текстом не оправдывает, но надо видеть, как загораются при виде него глаза у журналиста, приехавшего повидаться с убийцей в лечебнице. Сам Майкл при этом остается абсолютно безмолвным, а к своим «исследователям» и «покровителям» относится ничуть не лучше, чем ко всем остальным, как бы намекая, что вести содержательные дискуссии с Дьяволом — дело гиблое.
Авторы фильма не скрывают, на чьей они стороне в этом споре. Не зря героиня Джейми Ли Кёртис в новой части превратилась из классической «последней девушки», то есть пассивной жертвы, в несгибаемого бойца. Ей как раз совершенно не интересна «природа зла», потому что есть люди, с которыми разговаривать не о чем, и Майкл — один из них. Их противостояние, на котором предсказуемо и держится весь фильм, получилось захватывающе бескомпромиссным. Безумию и упертости Майерса Лори противопоставляет такую же упертую готовность бороться до конца. Ни один другой персонаж в фильме не сражается с такой же звериной яростью, как она, что особенно хорошо видно в кульминационной сцене. Это очень интересная трансформация, и Кёртис в новой роли потрясающе убедительна — у нее действительно получилось изобразить человека, который, с одной стороны, не может справиться с давней травмой, а с другой — использует ее как ресурс, позволяющий стать сильнее.
Да и вообще — политический подтекст (а в «Хэллоуине» при желании можно найти, например, и следы движения #METOO) вовсе не означает, что фильм получился занудным. Это отлично написанный триллер с интересными персонажами и впечатляющим злодеем. Даже без своих новых друзей Майкл смотрится очень внушительно и временами напоминает не человека, а злого духа, вырвавшегося из Преисподней, благо антураж — канун Дня всех святых — располагает и к такой трактовке. В фильме даже есть несколько очень удачных юмористических фрагментов, а звуковой дизайн и саундтрек так и вовсе безупречны.
«Хэллоуин» сложно назвать страшным фильмом, но он безусловно очень хорош. Сюжет поначалу раскручивается медленно, но это с лихвой компенсируется отличной актерской игрой и интересным сценарием, а к середине от экрана и вовсе невозможно оторваться. Придраться в картине практически не к чему — есть лишь буквально один коротенький фрагмент, который кажется чуточку скомканным, в остальном это прекрасное кино.