Оглавление

Heroes of the Storm год спустя: как поживает MOBA от Blizzard

Георгий Ядвидчук разбирался, что стало с соревновательной сценой HotS, кто организовывает чемпионаты, почему компания решила сократить команду разработки и чем сейчас занимаются бывшие звезды

«Что это за хрень?» — возмущается кудрявый парень в оранжевой толстовке. Он ерзает в кресле и с недоумением смотрит в монитор. Глаза мечутся из одного угла экрана в другой. За спиной маячит напарник по команде Gen.G. Двукратный чемпион мира Джэ Вон Rich Ли совсем не так планировал провести день. Утром 13 декабря 2018 года он узнал, что Blizzard закрыла киберспортивную программу HGC и свернула студенческую лигу Heroes of the Dorm. Вместе с тем компания перевела большую часть команды Heroes of the Storm на другие проекты. Об этом говорилось в специальном обращении к сообществу. Под заявлением подписались президент Blizzard Джей Аллен Брэк и глава разработки Рей Греско.

Год назад сообщество HotS не могло поверить — их игре пришел конец. Без работы остались сотни киберспортсменов и сотрудников региональных студий вещания. Сейчас про них уже никто не вспоминает.

«Парни, не дайте ему умереть с голоду»





За время существования Heroes of the Storm ни одно событие не привлекло столько внимания, сколько обращение Брэка и Греско. 13 декабря 2018-го MOBA-игру от Blizzard обсуждали даже те, кому было все равно. О случившемся говорили не только на страницах профильных медиа, но и за пределами индустрии. До того момента в киберспорте не существовало громких прецедентов, когда компания закрывала уже состоявшееся направление. В случае с HotS речь шла о региональных лигах и соревнованиях в Китае, Европе, Северной Америке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Южной Корее.

Профессиональные игроки очень болезненно встретили новость. В одночасье все они оказались безработными. «Вот честно, пошли вы на ***, — писал Йохан Лаубер из ePunks. — И ради этого дерьма я пахал шесть месяцев вместе с командой. Полная тишина на протяжении нескольких недель. А ведь я отправил не одно письмо, и все что я получил в ответ — мы работаем над последними деталями». На личном стриме Лаубер не стеснялся ни слез, ни выражений. В тот день игроки прощались друг с другом и своим профессиональным увлечением.



Клубы друг за другом публиковали сообщения о закрытии составов по HotS. Лишь немногие оказались готовы поддерживать киберспортсменов. Руководство Team Liquid отложило решение о роспуске до февраля 2019-го. В последующие два месяца игрокам выплачивали зарплату, положенную по контракту. Остальным участникам HGC повезло сильно меньше. Никто не подозревал о закрытии лиги. Буквально за месяц на BlizzCon 2018 игроков уверяли — компания готовится к следующему сезону. Однако после мероприятия штат комментаторов покинули Тим Trikslyr Фрейзер и Джейси Gillyweed Глак. Девушка почти сразу перешла на работу в компанию Psyonix. Сейчас Глак работает на чемпионатах по Rocket League.

«Они нам ничего не говорили до этого момента. Я проснулся и получил письмо, что они собираются закрыть HGC. <...> Если они действительно благодарны нам за участие в HGC, то, ***, они должны были сказать нам до того, как уничтожить HGC. ******* сволочи. Это не смешно. Не могу перестать ругаться из-за этого», — признавался Джэ Вон Rich Ли на стриме. Во время трансляции он демонстративно удалил Heroes of the Storm с компьютера.


Среди пострадавших оказались не только уже состоявшиеся киберспортсмены. Состав ePunks, в который входили перспективные игроки, пробился в высший европейский дивизион. Однако команда больше не провела ни одного матча — HGC закрыли. Лиам Liam О'Мэлли также попал в непростое положение. Ради карьеры киберспортсмена он бросил учебу в университетском колледже. Это произошло незадолго до сворачивания программы HGC. Менеджмент Endemic Esports, в состав которой входил О'Мэлли, пообещал оказать поддержку игрокам. Как долго она продолжалась, неизвестно. Клуб больше ничего не писал в социальных сетях о HotS.

«Представь себе людей, которые квалифицировались на следующий сезон, как они говорили своим родителям: «Смотрите чего я добился, мне будут платить зарплату, я теперь профессиональный игрок», а их родители продолжали со скепсисом относиться к увлечению. Ведь это же гребанный киберспорт, где люди зарабатывают себе на жизнь, играя в игры. Наверняка они думали, что дети их так разыгрывают, но затем поменяли свое мнение. И вот эти же люди теперь должны сказать родителям, что все кончено, ничего не будет», — возмущался Кертис Kala Ллойд, участник команды Tempo Storm.


Сообщество старалось поддержать киберспортсменов и сотрудников студий вещания не только словами, но и деньгами. В одном из сообщений для Джэ Вон Rich Ли говорилось: «Парни, не дайте ему умереть с голоду». Тем не менее численность аудитории на Twitch.tv со временем резко сократилась. Доходы стримеров HotS также упали.

За счет сообщества





После отмены HGC соревновательную сцену HotS заполнили любительские и полупрофессиональные турниры. EU Nexus Contest продолжил традицию приемников — чемпионат для национальных команд проводится силами шести человек. Призовой фонд не предусмотрен. Heroes of the Storm Manager и Heroes of the Storm League: REVIVAL организовываются для команд из Южной Кореи. Ими занимаются стриминговый сервис AfreecaTV и комментатор OGN Мин Шин King Чон.

Французский комментатор Югу Malganyr Медиавилла отвечает за Nexus Cup. Только за 2019 он лично провел три турнира для местных команд. У HeroesHype и Heroes Lounge есть свои региональные лиги в Европе и Северной Америке: Premier Series и Division S соответственно. В Китае существует Gold Series Heroes League. Им занимается партнер Blizzard в Китае — компания NetEase.

Кроме того портал HeroesHearth регулярно устраивает шоу-матчи Fight Night, а студенческое сообщество Tespa дважды в год проводит университетские соревнования.

Распределение призовых (формируются за счет организаторов или совместно с сообществом, например, Heroes Lounge проводит краудфандинговую кампанию):



Невозможно точно сказать, удается ли организаторам соревнований зарабатывать на турнирах. В тех случаях, когда призовой фонд выплачивается из личных средств, о прибыли не идет и речи. У большинства чемпионатов нет спонсоров. Компании не охотно обращают внимание на Heroes of the Storm. EU Nexus Contest лишился спонсора в самый последний момент. Организаторы рассказали, что их кинули еще до подписания контракта. Всю вину за случившееся они взяли на себя.

Глобальный интерес к турнирам после отмены HGC заметно упал. На это повлияли как декабрьские новости, так и уход большинства звезд. За последний год раздел HotS на Twitch.tv провалился на 56 место по популярности. По данным портала Twitch Tracker, по сравнению с 2018 годом основные показатели (среднее число зрителей, количество активных каналов, часы просмотров) просели в два, а то и в три-четыре раза.





Основные всплески активности связаны с выпуском крупных патчей (март и декабрь 2019), студенческим турниром Tespa (12 мая) и анонсом нового персонажа Смертокрыл (22 октября). В остальные периоды у зрителей сохраняется низкий интерес к соревнованиям. По статистике Esports Charts, пиковые показатели колеблются от 300 до 7,2 тыс. человек. Исключение составили только турниры среди студентов в первой половине года.

Тем не менее организаторы не собираются сдаваться. Команда EU Nexus Contest заявила нашей редакции, что продолжит проводить соревнования, пока у участников будет желание соперничать, а у сообщества интерес. «Стремление развивать Heroes of the Storm у комьюнити очень большое, хоть и местами отчаянное», — признался русскоязычный комментатор Милош.

Все идет по плану



На BlizzCon 2019 разработчики признались: они очень любили турниры HGC и сейчас скучают по ним. Однако у компаний нет планов по развитию соревновательного направления. С момента публикации обращения к сообществу команда Heroes of the Storm заметно поредела — их распределили по другим отделам. Некоторые сотрудники, как Лана Бачински (сейчас аниматор в Riot Games), и вовсе перешли в другие компании.



Но у оставшейся команды большие планы на развитие игры. Какие именно, разработчики не говорят. По оценкам Милоша, в нынешнем сезоне авторы HotS в основном добавляли заготовки с прошлого года. Тем не менее отрезки между выходом нового контента растянулись. За год команда выпустила 22 патча, включая срочные обновления, 4 героев и несколько улучшений, затронувших фундаментальные основы. Каждый месяц разработчики общаются с игроками и делятся дальнейшими планами. Сами Blizzard не намерены бросать MOBA-игру. Последнее крупное обновление вышло в декабре. В игре появился новый персонаж — Смертокрыл.

Главное нововведение за этот год — объединение одиночного и командного рейтинга с целью уменьшения поиска матчей. Как считает бывший комментатор HotS Андрей AndyLendi Пищиков, такое решение говорит о падении аудитории. Однако как сильно менялось количество игроков за год, сказать сложно. Blizzard не публикует статистику.

«Уровень игры в рейтинговых матчах очень сильно упал из-за колоссальной потери игроков высшей лиги и бывших профессиональных игроков, — объясняет Милош. — Спасают ситуацию только турниры по игре, которые хоть немного напоминают о старой доброй Heroes of the Storm времен HGC».



Сами звезды HGC вспоминают о прошлом при случае. В основном, когда кто-то из бывших игроков добивается успехов. По-настоящему заявить о себе и построить карьеру за пределами HotS получилось только у пятерых человек. Джеймс Bakery Бейкер из обычного игрока в составе Dignitas превратился в помощника генерального менеджера. Сейчас клуб владеет составами по League of Legends, CS:GO, Clash Royale, Rocket League и Super Smash Bros. Харрисон psalm Чан занял второе место на чемпионате мира по Fortnite в одиночном зачете.

Понтус Breez Сьогрен зарекомендовал себя в Smite. Швед в первый же год прошел на чемпионат мира в составе OutCold Gaming, где занял 7-8 место. Джэ Вон Rich Ли за очень короткий срок сумел адаптироваться к League of Legends и поиграть в главной южнокорейской лиге в составе Gen.G. Сейчас киберспортсмен находится в поисках новой команды. Кенн Zaelia Расмуссен стал многократным чемпионом в World of Warcraft в составе Method.

Остальные либо остались в индустрии и сменили род деятельности (не всегда успешно), либо бросили киберспорт.

***

Многие годы киберспорт казался нерушимым и непоколебимым. Вокруг него сформировались уже узнаваемые бренды и клубы, появились новые игроки. На молодой развивающийся рынок обратили внимание не только инвесторы, но и спортивные функционеры (например, братья Кронке, владеющие английским ФК «Арсенал»). Тем не менее пока одни компании рисуют отчеты и обещают светлое будущее, реальность такова: праздник продолжается до тех пор, пока это нужно разработчикам. Они владеют правами на игру и могут делать с ней что угодно. Для них киберспорт — дорогостоящий маркетинговый инструмент, который дает возможность заявить о себе и продать как можно больше товаров в игре или за ее пределами. Вот только когда доходы падают, а интерес к продукту не растет, наступает забвение и пустота. Blizzard стала первой, кому пришлось пойти на такой шаг, но далеко не последней.

Обсудить