Хорош ли сюжет в The Last of Us 2?
Разбираем историю главной игры лета 2020
Вторая часть The Last of Us ожидаемо стала одним из самых успешных и обсуждаемых релизов года. Наряду с обилием восторженных отзывов, игра получила и множество крайне отрицательных — прежде всего, от обычных игроков. Критике подверглись многие аспекты The Last of Us: Part 2, в том числе и история, и о ней хочется поговорить отдельно.
Осторожно — в тексте присутствуют важные сюжетные спойлеры The Last of Us: Part 2.
Первая часть The Last of Us была очень красивой и драматичной роуд-стори. Она рассказывала о мужчине, который потерял родных и стал столь же суровым, как окружающий постапокалиптический мир, и о том, как под его опекой оказалась девочка, благодаря которой он обрел новый смысл жизни. Их полное опасностей путешествие через половину Америки было очень драматичным и подарило массу потрясающих эмоций. Сюжет игры выглядел совершенно законченным, причем завершался на очень сильной ноте, перекликающейся со знаменитой «слезинкой ребенка» Достоевского. Хотя продолжения не требовалось, простор для воображения оставался изрядный и сиквел последовал.
Делать сюжет второй части по лекалам первой разработчикам во главе с Нилом Дракманном явно не хотелось, так что они поменяли и протагониста, и магистральную тему истории. Ею стала месть. Уже в начале The Last of Us: Part 2 авторы не побоялись шокировать игроков, ожидавших нового приключения Элли и ее опекуна Джоэла, сценой, в которой Джоэл умирает. Вообще в игре много эпизодов, которые давят, а порой и мощно бьют по эмоциям, и поставлены они на уровне лучших голливудских драм… Но вот связывающая их воедино история получилась крайне простой, чтобы не сказать — примитивной.
Пылая яростью, Элли отправляется по следу убийц, полная решимости любой ценой отплатить кровью за кровь. Практически все похождения Элли в The Last of Us: Part 2 сводятся к последовательному вырезанию всех, кто встает у нее на пути, а также — собственно убийц Джоэла. Многие поклонники первой части в штыки восприняли превращение прекраснодушной девочки в беспощадную убийцу. Но проблема не в самом подобном преображении — как-никак мир, в котором живет Элли, толкает к жестокости — а в том, что никакого развития персонажа мы не увидим. Сценаристы просто ставят нас перед фактом — теперь Элли беспощадная убийца. Она одержима жаждой мести, и ради нее она будет не только рисковать жизнью и убивать, но даже пожертвует личным счастьем и возможностью быть вместе с любимым человеком.
И тем более странной выглядит развязка The Last of Us: Part 2, в которой Элли добирается до непосредственной убийцы Джоэла. Внезапно она проявляет милосердие, хотя на протяжении всей игры никому не давала спуску. Разработчики, наполнившие игру обилием жестоких и кровавых сцен, виновницей многих из которых выступает Элли, словно бы в последний момент испугались, что превращают главную героиню совсем уж в монстра, и в финале резко сбавили обороты. И она щадит врага, хотя все предыдущие события игры и то, на что Элли пошла ради мести, совершенно к такому поступку не располагают.
И тут буквально напрашивается сравнение с одним из самых известных произведений о мести в истории популярной культуры — «Графом Монте-Кристо». Его главного героя, Эдмона Дантеса, мы тоже встречали молодым идеалистом. Удары, которые на него обрушила судьба, превращали его в сурового мстителя, который весьма изощренно расплачивался со своими врагами. Однако, видя, как побочными жертвами его вендетты становятся невинные, Монте-Кристо нашел в себе силы остановиться и разорвать порочный круг мести. Александр Дюма последовательно показывал эволюцию героя и ее причины. Ничего подобного в The Last of Us: Part 2, увы, нет. Есть просто движимая яростью девушка, которая на протяжении нескольких дней убивает всех, кто встает у нее на пути, а в последний момент почему-то решает прекратить.
Провести аналогии с «Графом Монте-Кристо» уместно и говоря о тех, на кого Элли охотится. Великий романист создавал яркие образы врагов Монте-Кристо, наделял каждого мотивами и собственной историей, показывал их близких, которые сами становились важными действующими лицами сюжета. К моменту, когда Элли перебьет большинство из виновников смерти Джоэла, все они так и останутся для игрока практически безликими фигурами, вызывающими едва ли больше эмоций, чем рядовые противники, которых героиня десятками вырезает во время путешествия по Сиэтлу. Очень показательно, что разработчикам, чтобы вызвать сильный эмоциональный отклик от очередного убийства, приходится идти на эдакое сценарное мошенничество — показывать, что смертельно раненная противница была беременной. Так себе замена раскрытию персонажа, смерть которого мы бы переживали потому, что успели бы узнать его и он стал бы нам небезразличен.
Правда, в середине The Last of Us: Part 2 повествование делает резкий и весьма интересный поворот. Элли в качестве главной героини сменяет убийца Джоэла, Эбби. Это действительно смелое сюжетное решение, позволяющее взглянуть на события с другой точки зрения. И действительно мы вскоре узнаем, что Эбби в свою очередь мстила Джоэлу, и оснований для этого у нее было никак не меньше, чем теперь — у Элли.
История Эбби, которая разворачивается параллельно с приключениями Элли, — уже совсем не о мести. Зато она явно перекликается с путем, который проходил Джоэл в The Last of Us. Мы видим неплохого, в общем-то, человека, который ожесточился в постапокалиптическом мире, но получает шанс обрести новый смысл жизни. Пока Элли сеет смерть, Эбби стремится спасать. Сначала — давнего друга, затем — пару беглецов из враждующей группировки, с которой ее случайно свела судьба.
Одной из сильнейших составляющих оригинальной The Last of Us были именно взаимоотношения между Джоэлом и Элли, которые в ходе сложного путешествия из абсолютно чужих людей превращались почти что в семью. Нечто подобное происходит и с Эбби и ее новыми знакомыми. Правда, если в первой части это происходило постепенно за время долгих странствий по Америке, то во второй игре основные события укладываются буквально в пару дней, что выглядит уже не столь убедительно.
Кроме того, как и в случае с Элли, в один из кульминационных моментов сюжета Эбби проявляет совершенно необъяснимую жалость к врагу. Когда она в начале игры не убивает друзей Джоэла, это вполне объяснимо — именно ему девушка собиралась отомстить, а желать смерти остальным у нее причин нет. Совсем иное дело, когда Эбби сталкивается с Элли и ее спутниками незадолго до финала игры. Они только что перебили практически всех, кто ей был дорог, и Эбби собирается их убить, получает такую возможность, но… не пользуется ей. Это выглядит совершенно неубедительно, учитывая, что буквально в предыдущем эпизоде Эбби приходилось убивать бывших товарищей — тех, с кем она прежде сражалась и делила тяготы выживания в постапокалиптическом Сиэтле, — и она совершенно их не щадила. Теперь же девушка отпускает на все четыре стороны врагов, на руках которых кровь ее ближайших друзей.
По всей видимости, авторы хотели ярко подчеркнуть разницу между Элли, которая вплоть до самого финала убивала без всяких колебаний, и Эбби, которая по ходу основной игры стремится спасать, а не отнимать жизни. Но ради этого контраста и растягивания конфликта еще на несколько часов, авторы заставляют героиню совершать совершенно не оправданный предшествующими событиями поступок. И, к сожалению, во время прохождения игры нередко возникает ощущение, что важные сюжетные ходы обусловлены не развитием истории и логикой персонажа, а только стремлением разработчиков проиллюстрировать какую-то мысль или шокировать.
Смена перспективы давала сценаристам The Last of Us: Part 2 возможность лучше раскрыть жертв Элли, чтобы мы хотя бы постфактум прониклись к ним теми или иными эмоциями. Однако этой возможностью Дракманн сотоварищи воспользовались по сути лишь в отношении Эбби — она действительно получилась сложным и неоднозначным персонажем. Не факт, что она полюбится, но равнодушным не оставит. А вот ее друзья, хотя мы их и узнаем чуть лучше, все же кажутся одномерными болванчиками, чьи образы укладываются буквально в пару фраз. Мэнни — острый на язык и жизнерадостный мексиканец, Нора — верная подруга, Оуэн — солдат, не утративший идеалы юности и уставший от войны. К сожалению, и после глав Эбби почти все персонажи игры останутся толком не проработанными и не вызывающими особых эмоций.
The Last of Us: Part 2 часто сравнивают с голливудскими блокбастерами. И это сравнение действительно оправдано. Подобно им, это — красивый, дорогой, масштабный проект, с отличной актерской игрой, множеством запоминающихся моментов и сильной постановкой. Но далеко не каждый голливудский блокбастер, обладающий подобным набором козырей, может похвастаться ещё и выдающейся историей. Вот и вторая The Last of Us, имея массу неоспоримых достоинств, с точки зрения сюжета оставляет желать много лучшего.