Хуже ядерной войны: четыре сценария гибели человечества

От рукотворной черной дыры до непобедимой «серой слизи» — сценарии конца света, которые здорово было бы показать в играх

Сразу два хита последних дней, Metro: Exodus и Far Cry New Dawn переносят игроков в мир, переживший атомную войну. Ядерный постапокалипсис — выгодная, хоть и немного заезженная тема для разработчиков игр: на такой сеттинг можно накрутить множество интересных элементов, от радиоактивных мутантов до трагических историй выживших в убежищах. Кроме того, в прошлом веке люди несколько десятилетий жили в ожидании начала атомной войны между США и СССР, да и события последних лет не внушают уверенности в том, что ее не будет.

По мнению большинства ученых, обмен ядерными ударами или погубил бы человеческую цивилизацию полностью, или отбросил нас в развитии на сотни, а то и тысячи лет. Пугающий сценарий. Однако сегодня существует несколько потенциальных опасностей, эффект от которых для человечества был бы не менее разрушительным, чем массовый залп ракет «Сатана». Мы собрали самые вероятные.

Глобальное потепление





Если ядерной войной людей пугали во второй половине прошлого века, то глобальное потепление — пожалуй, главная страшилка наших дней. Отголоски дискуссии вокруг изменения климата доносятся до нас чуть ли не каждую неделю: кто-то называет все это чушью, другие, наоборот, утверждают, что гибель человечества неизбежна.

Главная проблема в том, что ученые до сих пор не научились моделировать изменения климата с достаточной точностью. Сейчас большинство специалистов придерживаются мнения, что рост среднегодовой температуры на два градуса от показателей XIX века — максимум, что может выдержать планета. При приближении к верхней планке, конечно, не обойдется без проблем: вырастет количество лесных пожаров, ураганов и цунами, целые регионы станут непригодными для жизни, море поднимется и затопит прибрежные города. Но все это цветочки: если температура поднимется еще выше планета может пойти вразнос, начиная с безостановочных природных катаклизмов и заканчивая вымиранием тысяч видов животных и растений, что в свою очередь уничтожит сложившуюся экосистему.

Плохая новость в том, что половину пути человечество уже проделало — в 2015 году средняя температура оказалась на 1,02 градуса выше стартового уровня. Новость еще хуже — мы стремительно несемся к заветной предельной планке. Основной причиной потепления называют парниковые газы, которые не позволяют Земле отдавать инфракрасное излучение в космос. С каждым годом производство парниковых газов человечеством увеличивается, и, вопреки популярному заблуждению, чтобы остановить этот процесс, недостаточно пересесть на электромобили и понастроить солнечных электростанций. Практически любая деятельность вносит свой вклад в ускорение потепления. Например, одним из основных «поставщиков» парниковых газов является животноводство. Вегетарианство также является панацеей лишь отчасти — пусть в целом растениеводство и позволяет производить больше еды при равных затратах, при дальнейшем росте населения все равно придется вырубать леса, которые играют важную роль в поглощении парниковых газов. Наконец, в какой-то момент причиной дальнейшего потепления может стать… само потепление. С ростом температуры будет увеличиваться количество лесных пожаров, начнет выделяться углекислый газ из океанов и зон вечной мерзлоты в Сибири. В определенный момент такие естественные процессы станут необратимыми, и планета «разогреется» до неприемлемых температур даже без нашего участия.

Цель всех климатических соглашений сейчас — удержать рост температуры в пределах «безопасных» двух градусов. Но пока человечество не справляется: рост населения и активная пропаганда потребления ведут к тому, что мы производим все больше товаров и тратим на это все больше ресурсов, что сводит к нулю эффект от внедрения «зеленых» технологий. Кроме того, климатические соглашения не нравятся правительствам некоторых стран и бизнесу: внедрение экономичных и экологичных технологий стоит кучу денег, заметно снижая прибыли.
Согласно последним прогнозам, 2-градусный порог человечество перешагнет уже во второй половине этого века — а с первыми серьезными последствиями потепления мы столкнемся к 2030 году. Чтобы избежать катастрофы, придется предпринять целый комплекс мер: от контроля за потреблением (и, возможно, даже рождаемостью) до развития экологически чистых технологий и даже разработки способов извлекать лишние парниковые газы из атмосферы.

Крошечный убийца





В 1492 году экспедиция Колумба открыла Америку: огромную и ранее неизвестную территорию, заселенную индейцами, которые жили как в небольших племенах, так и в могущественных империях инков и ацтеков. Встреча двух цивилизаций закончилась катастрофой: за следующие несколько веков численность коренных народов обеих Америк сократилась на 90%. Основными убийцами стали не ружья и пушки конкистадоров, а микробы, переносившие болезни: оспа, тиф, корь, грипп в те времена доставляли немало проблем и самим европейцам, а для коренных американцев, чей иммунитет не знал таких болезней, они обернулись настоящей катастрофой. В своих воспоминаниях историки тех времен рисовали страшные картины: гигантские поселения, где каждый дом был заполнен умирающими, о которых никто не заботился — просто потому, что здоровых людей не осталось вообще…

В XX и XXI веках человечество в деталях выяснило природу инфекционных заболеваний, научилось использовать антибиотики и вакцины для борьбы с бактериями и вирусами, поняло, какие меры надо предпринимать, чтобы остановить распространение заболевания. Но полностью угрозу это не сняло — более того, в некоторых случаях прогресс может сыграть на руку болезни, а не нам. Например, использование антибиотиков в сельском хозяйстве, а также в медицине в тех случаях, когда без них можно обойтись, привело к появлению бактерий, устойчивых к их действию. Пока что случаи подобных болезней сравнительно редки, но если человечество продолжит бесконтрольно пользоваться антибиотиками, что уже через 10-20 лет многие привычные нам лекарства просто перестанут действовать.

Впрочем, если в случае с бактериями мы можем попробовать разработать новые виды антибиотиков или перейти к альтернативным вариантам вроде бактериофагов, то куда большую потенциальную опасность представляют вирусы — в том числе и с детства всем знакомый грипп. На самом деле существует огромное количество версий вируса гриппа, причем каждый год ассортимент обновляется — как и любой вирус, грипп мутирует с огромной скоростью. Но в грубом приближении грипп можно поделить на две категории. Первая очень легко заражает людей, но при этом переносится без серьезных проблем (да, каждый год вирус гриппа становится причиной смерти 400-600 тысяч человек, но обычно речь идет об ослабленных пациентах, вроде детей и пожилых). Вторая отличается высокой летальностью (60% даже для абсолютно здоровых людей), но заражает людей с большой неохотой, предпочитая животных (пресловутый «птичий грипп»). Тем не менее, есть шанс, что в результате очередной мутации возникнет вирус, сочетающий качества из первой и второй группы, и тогда человечество ждет повторение эпидемии «испанки» — вируса гриппа, который убил в 1918-19 годах от 50 до 100 миллионов человек (2,5-5% тогдашнего населения Земли). Причем новая эпидемия может оказаться даже более смертельной — современный транспорт, преодолевающий расстояния в тысячи километров за считанные часы, сделает ее атаку молниеносной и совершенно неожиданной.

Не меньшую опасность таят и рукотворные инфекции. Даже если поверить в то, что все страны действительно отказались от разработки биологического оружия, у нас все равно остаются гражданские лаборатории, в которых ученые создают все более и более смертельные версии вирусов. Делается это, кстати, со вполне благими целями: изучая подобные вирусы, можно лучше подготовиться на случай, если вдруг супервирус возникнет в природе. Вот только вероятность того, что подопытный вирус вырвется наружу, исключать нельзя — случаи утечки биоматериалов даже из лабораторий с максимальным уровнем защиты уже бывали.

Физические эксперименты





10 сентября 2008 года на границе Франции и Швейцарии состоялся запуск Большого адронного коллайдера — одного из самых невероятных научных инструментов, когда-либо созданных человечеством. Но вместо того, чтобы обсуждать фантастические возможности БАК (который, кстати, через девять дней сломается и потребует годового ремонта), пресса и обыватели обсуждали другое — убьют ли нас физики в ближайшие дни или все-таки подождут годик. Причиной этому стала гипотеза, что БАК способен создать микроскопическую черную дыру, которая способна постепенно уничтожить планету.

Большой адронный коллайдер — это комплекс из нескольких ускорительных колец (длина основного — 26,6 километра), внутри которых протоны разгоняются до скоростей, лишь на доли процента ниже скорости света, а затем сталкиваются друг с другом. При столкновении выделяются энергии, близкие к тем, что существовали сразу после Большого взрыва, что позволяет работающим на БАК ученым «пощупать» Вселенную на самом элементарном уровне: открывая новые фундаментальные частицы и подтверждая или опровергая предположения физиков об устройстве нашего мира.

Собственно, одна из таких теорий гласит, что гравитация, которая является самым слабым из четырех базовых взаимодействий (причины этого до сих пор остаются загадкой для физиков) обретает невероятную силу на крошечных расстояниях, которые теоретически можно получить в БАК. А именно огромное гравитационное притяжение и является одной из характеристик настоящих черных дыр — наблюдаемых в космосе объектов гигантской массы, которые затягивают в себя всю материю поблизости, ничего не отдавая обратно (второе утверждение, впрочем, в последнее время считается спорным). Вот вам и условия появления крошечной черной дыры, которая начнет притягивать ближайшие частицы, рано или поздно поглотив подобным образом всю Землю.

Еще во время строительства БАК физики провели немало расчетов, чтобы успокоить как обывателей, так и некоторых коллег из научного сообщества. Например, было показано, что в космосе элементарные частицы сталкиваются (в том числе и с Землей) на куда больших энергиях — и это не приводит к возникновению крошечных черных дыр. Но даже если подобная черная дыра и возникнет, то на поглощение Земли она потратит количество времени в разы большее, чем продолжительность жизни нашей Вселенной. Уже после запуска БАК в нем действительно пытались найти миниатюрные черные дыры, но так ничего и не обнаружили. На это критики ответили, что не в теории проблемы, а БАК плохой — миниатюрные черные дыры все-таки возможны, но для их получения просто нужны большие энергии, чем способен выдать коллайдер.

Впрочем, вся эта дискуссия интересна тем, что она отлично показывает текущее состояние физики: чем больше мы узнаем об устройстве мира, тем больше вопросов у нас возникает. Существование гравитации, темной материи и темной энергии, отсутствие массы у нейтрино, а также многие другие вещи не объясняются современными физическими моделями, а теории, выдвигающиеся для их объяснения, находятся далеко за пределами воображения обычного человека (попробуйте представить 11-мерный мир, семь измерений в котором свернуты до крошечных размеров). Сегодня ученые говорят о «новой физике», законы которой наконец-то помогут нам понять устройство Вселенной. Чтобы открыть эти законы, нам и нужны исследования на БАК и еще более мощных ускорителях. Но чтобы сделать эти исследования полностью безопасными, нам нужно знать законы нужной физики для расчетов — а это уже неразрешимая проблема. Поэтому, хоть вопрос с микроскопическими черными дырами пока и снят с повестки дня, существуют и другие не менее пугающие теории, вроде возникновения в БАК «странной материи» (страпелек), в которую постепенно превратится вся наша планета, появления кротовых нор, позволяющих путешествовать во времени и других вещей. Впрочем, все они были опровергнуты физиками еще до запуска БАК.

Прогресс-убийца





Начиная с XVIII века, человечество прошло через три научно-технических революции, каждая из которых занимала несколько десятилетий и принесла людям немало полезных изобретений: от железных дорог до интернета. Но не стоит забывать, что каждая НТР добавляла и новые опасности: например, мировые войны, в которых гибли десятки миллионов человек, во многом стали возможны из-за развития транспорта и связи — это позволило перебрасывать на значительные расстояния куда более крупные армии, чем раньше, а затем еще и слаженно руководить ими.

Многие считают, что прямо сейчас на планете наступает очередная НТР, которая принесет нам как новые блага, так и проблемы. Например, ученые уже почти вплотную приблизились к тому, чтобы начать всерьез исследовать возможность бессмертия — или, как минимум, значительного увеличения продолжительности жизни. Но если эта возможность будет открыта, то кто гарантирует, что все окажутся довольными? Стоит ли доверить эликсир бессмертия только самым ценным участникам общества, или раздать его всем, подвергая планету угрозе перенаселения? А как поступать с бумом рождаемости, ведь многие захотят воспользоваться выросшей продолжительностью жизни для того, чтобы родить несколько поколений детей? Ограничивать этот процесс, рискуя нарваться на массовое недовольство?

Угрозу могут и представлять многие куда более приземленные технологии, которые разрабатываются прямо сейчас. Сейчас ведутся работы над созданием нанороботов — крошечных механизмов, способных проводить манипуляции на молекулярном уровне. Такие нанороботы открыли бы перед человечеством невероятные возможности: ведь по сути, они могут создать нужный материал или предмет из любых молекул, которые окажутся под рукой. Но здесь таится и опасность. Представьте, что в человека ввели небольшую колонию экспериментальных нанороботов. В будущем они будут следить за его здоровьем, находить и убивать опасные микроорганизмы, обнаруживать раковые опухоли в зародыше и сразу ликвидировать их, и делать еще много полезных вещей. Но для начала нанороботам нужно увеличить свою численность — поэтому первое время они будут воспроизводить самих себя, используя, например, небольшую часть поступающей в организм пищи как строительный материал. Но давайте представим, что в программе нанороботов произошел сбой и они начали воспроизводиться неконтролируемо. И что программа экстренной ликвидации тоже не работает из-за какой-то ошибки. Конечно, такая ситуация маловероятна, но если она все-таки произойдет, то нанороботы сначала разберут на строительный материал своего носителя, а затем начнут со все увеличивающейся скоростью пожирать Землю. Такой сценарий называется «серой слизью».

Другое популярное научное направление сегодня — робототехника и искусственный интеллект. Беспилотные автомобили уже испытываются на улицах городов, роботы замещают рабочих на заводах, готовят еду в ресторанах, доставляют покупки и даже пишут новости на сайтах. Пока что эти разработки еще слишком дороги, но в ближайшие годы или десятилетия они могут оставить без работы сотни миллионов человек. Чтобы избежать голодных бунтов, государствам придется придумывать, как перестроить общества. Например, можно начать платить всем безусловный базовый доход, фактически смирившись с тем, что значительная часть населения станет бездельниками. Или запустить массовую программу переквалификации, дав людям возможность делать «небольшую» работу, но без проблем существовать за ее счет. Стример на аудиторию в сто человек, фермер, выращивающий «экологичные» овощи на небольшом участке, мастер, делающий деревянные игрушки своими руками — все такие профессии должны стать доходными.

Беда в том, что повальная роботизация в первую очередь ударит по небогатым странам, основной источник дохода которых — дешевая рабочая сила. Денег на программы массовой переквалификации рабочих или просто на безусловный доход у таких стран нет, поэтому существуют все шансы, что они превратятся в нищие территории — постоянный источник беженцев и отличный плацдарм для террористических организаций. При этом современный опыт показывает, что подход ведущих мировых держав к решению подобных конфликтов очень разный (в качестве примера можно взять ту же Сирию), поэтому не исключено, что одна из таких ситуаций может положить начало даже мировой войне.

Ну а самую страшную угрозу многие исследователи видят в создании полноценного искусственного интеллекта, который не просто будет выполнять какую-то одну задачу, но получит сознание, схожее с человеческим, сможет познавать окружающий мир, учиться и совершенствовать самого себя на основе полученных знаний. О перспективах появления такого AI и угрозах от него мы уже рассказывали в отдельном тексте, поэтому изложим кратко. Если когда-нибудь будет создан компьютерный интеллект, разумность которого будет «равна» человеческой, то с ростом вычислительной мощности своих серверов, он начнет уходить в отрыв. Поначалу такой сверхразум даже, вероятно, будет приносить пользу: человечество может переложить на него совершение научных открытий, разработку новых технологий, решение наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается общество. Но результаты работы этого AI со временем могут нас неприятно удивить — например, если он решит, что решить проблемы людей проще всего, уничтожив их. Или и вовсе придет к выводу, что люди стали бессмысленными, а дальше вполне можно существовать и без них. Далеко не факт, что создатели смогут остановить такой AI: будучи более разумным, он наверняка найдет способ обойти системы защиты, разработанные «отсталыми» людьми.

Но закончим все-таки на позитивной ноте. Изучение истории показывать, что уничтожить человечество не так уж и просто. Наши далекие предки не просто пережили последнюю ледниковую эпоху, а именно в ходе ее расселились по планете, начав закладывать основы того, что мы сегодня называем цивилизацией. Позже пандемии чумы выкашивали до четверти мирового населения — но человечество все равно справлялось. Причем происходило это во времена, когда природные катаклизмы объясняли промыслом высших сил, а болезни чаще всего лечили молитвой и кровопусканием.

Добравшись до современного уровня развития, человечество, конечно, создало немало новых опасностей, но что не менее важно — мы научились их видеть и понимать (хотя наверняка еще далеко не все). А раз можем понять — то есть все шансы и найти решение. Причем для некоторых проблем сделать это предстоит уже в ближайшие десятилетия — так что мы с вами наверняка станем свидетелями интересных изменений вокруг. Ну а сценарии смерти человечества давайте оставим для игр
.

Обсудить