Игровые кроссоверы, за которые не стыдно
Как компании создают идеальный фансервис для своих поклонников
Разработчики Mortal Kombat не первый год разбавляют классический состав персонажей необычными героями. То Джейсона Вурхиза добавят, то Терминатора с Робокопом позовут. Такой подход позволяет авторам привлечь к проекту больше внимания и выйти за рамки одного сообщества. Рассказываем, как студии создают истории и целые игры вокруг приглашенных персонажей.
Фредди Крюгер в Mortal Kombat
Эд Бун начал экспериментировать с приглашенными героями после перезапуска Mortal Kombat в 2011 году. Первым гостевым персонажем стал Фредди Крюгер. Он продавался в комплекте с тремя другими бойцами — Кенши, Рейном и Скарлет, которая впервые появилась в серии. Поначалу Крюгер в такой компании смотрелся неуместно. Но стоило только поиграть за него, как весь скепсис улетучивался: бойца наделили фишками, которые приглянулись как обычным игрокам, так и профессионалам. С тех пор гостевые персонажи регулярно появлялись в DLC в последующих частях франшизы. В MK X среди киберспортсменов почитались Чужой и Хищник, в MK 11 до выхода расширения Aftermath — Джокер и Терминатор. И хотя баланс не самая сильная сторона команды Эда Буна, со временем разработчики научились находить золотую середину между уникальностью и силой героя.
Геральт и 2B в Soulcalibur VI
Для серии Soulcalibur кроссоверы — обычное дело. В истории франшизы кого только не было: Линк, Дарт Вейдер, Магистр Йода, Старкиллер (как и откуда он появился, читайте тут), Кратос, Эцио Аудиторе. Некоторые гостевые персонажи смотрелись уместно, некоторые, как Йода, поначалу ломали баланс. Но были герои, которые сразу вписались в игру — Геральт из «Ведьмака» и 2B из Nier: Automata. Оба бойца настолько органично смотрелись в Soulcalibur VI, что складывалось впечатление, будто они здесь были всегда. И Геральт, и 2B нашли отклик у поклонников файтинга — и потому, что сохранили узнаваемые способности и приемы, и потому что играть за них действительно интересно.
Серия Kingdom Hearts
История появления ролевой игры Kingdom Hearts так же невероятна, как ее сюжет. Вышедший в 1996 году платформер Super Mario 64 от Nintendo показал, как можно успешно перенести в 3D до того двухмерный сериал. Геймдизайнер Тэцуя Номура из SquareSoft (сейчас Square Enix) так впечатлился работой конкурентов, что захотел создать свою трехмерную игру. Однако коллеги ему сразу сказали, что перебить успех Nintendo можно только в том случае, если среди героев будут персонажи Disney. По счастливой случайности продюсер Синдзи Хасимото столкнулся в лифте с одним из топ-менеджеров Disney и предложил ему поработать вместе над чем-нибудь. Этим проектом в итоге стала Kingdom Hearts.
Номура придумал концепцию с путешествиями по различным мирам, увлекательные игровые механики и многослойную историю про дружбу, часть ролей отдал персонажам из мультфильмов Disney и героям Final Fantasy, а часть — созданным специально для Kingdom Hearts оригинальным героям. Сегодня Kingdom Hearts — целая франшиза, которая по масштабу едва ли уступает «Звездным войнам». За 18 лет разработчики выпустили с десяток игр, а также ранобэ (японское обозначение развлекательных новелл), мангу и сотни других тематических товаров.
Battletoads & Double Dragon
Одна из самых сложных игр в жанре beat 'em up, которая обрела культовый статус еще в 90-е. Так уж получилось, что серии Battletoads и Double Dragon стали широко известными не по отдельности, а в виде кроссовера. B&DD цепляла не только музыкой, сюжетом или юмором, но и геймплейными механиками. Противников можно вбивать в пол, мутузить палками или скидывать с гравициклов. При этом жабы двигались быстрее, а братья Ли обладали мощным ударом в воздухе. Сами уровни отличались не только сложностью, но и предлагали игроку новый опыт: драки сменялись то гонкам, то полетами в космосе. Отдельное удовольствие приносили битвы с боссами, во время которых хотелось разломать геймпад. Теперь это классика, к которой просто так не приобщиться — нужно раздобыть либо оригинальный картридж для NES, либо один из портов (для Sega Mega Drive, SNES или Game Boy).
Серия Marvel vs Capcom
Если у Square Enix сложились прочные отношения с Disney, то у Capcom был период, когда компания на 10 лет лишилась прав на продажу файтинга Marvel vs Capcom. И все из-за просроченных лицензий на героев из комиксов. Главной фишкой серии были командные бои, которые для конца 90-х и начала 00-х воспринимались в новинку. В MvC все персонажи ощущались как супергерои — отсюда такие цветастые анимации и бесконечные комбо (для самых рукастых). Кроме того, разработчики стремились максимально расширить список героев, чтобы игроки могли отыскать любимчика и в честном бою доказать, кто здесь Железный человек, а кто всего лишь Соколиный глаз.
Серия Injustice
Но не у одних героев Marvel есть свой файтинг. NetherRealm Studios, помимо Mortal Kombat, развивает еще и супергеройское направление. Пускай, не такое кровавое, но не менее эпичное. В серии Injustice собраны все ключевые персонажи DC Comics последних лет: Джокер, Бэтмен, Супермен, Ядовитый Плющ, Чудо-женщина, Харли Квин и многие другие. При этом франшиза не ограничивается только героями DC. В Injustice 2 можно найти и приглашенных бойцов — Хеллбоя и Черепашек-ниндзя. Хочется верить, что в будущем таких коллабораций станет больше, а сама серия продолжит развиваться как в плане геймплея, так и контента. Mortal Kombat, хоть и великая серия, но еще один такой файтинг точно не нужен.
Dead by Daylight
Впрочем, работать с гостевыми персонажами умеют не только в больших компаниях. Канадская Behaviour Interactive уже который год привлекает крупные франшизы для многопользовательской хоррор-игры Dead by Daylight. Здесь вы найдете героев из сериала «Очень странные дела», встретите злодеев из фильмов «Техасская резня бензопилой», «Пила» и «Хэллоуин» и повстречаете знакомых из игры Left 4 Dead.
Авторы не просто копируют образы персонажей, но и вписывают их в сюжет. Например, некоторые убийцы, как тот же Фредди Крюгер, наслаждаются тем, что оказались в новом незнакомом измерении и теперь должны бесконечно охотиться на невинных. Другие же, наоборот, мечтают выбраться из этого кошмара. Все эти моменты здорово обыгрываются в коротких сценах. Создатели преподносят игрокам горы фансервиса, благодаря чему Dead by Daylight постоянно держится в топе Steam, Twitch и YouTube.
Final Fantasy XV: Assassins Festival
Еще один пример идеального кроссовера, пускай и временного. Square Enix совместно с Ubisoft устроили в Final Fantasy XV тематический фестиваль ассасинов. Авторы разукрасили город Лесталлум, принарядили героев в специальные костюмы, продумали цепочку квестов с использованием механик из Assassin's Creed, насоздавали активностей для персонажей и сделали уникальные награды. Square Enix и Ubisoft впервые участвовали в столь масштабном проекте. Впрочем, наверняка не в последний раз. Уж больно обе компании любят друг друга: увидеть в их играх или трейлерах пасхалки на Assassin’s Creed или Final Fantasy — обычное дело.
Серия Super Smash Bros.
У Nintendo талант превращать нишевые и на первый взгляд ничем не примечательные игры в хиты. В 1999 году создатели Kirby и EarthBound придумали файтинг, который не похож ни на Mortal Kombat, ни на Marvel vs Capcom, ни на Soulcalibur. Необычные арены, отсутствие жизней у персонажей (цель выкинуть соперника за пределы карты), уникальные способности у бойцов, интерактивные предметы, раскиданные по площадке, и главное — всеми любимые герои из франшиз Nintendo. Вышло настолько хорошо, что каждая последующая часть серии продалась лучше предыдущей. Это ли не успех?
Данте в Shin Megami Tensei 3: Nocturne
Cерия ролевых игр Shin Megami Tensei от компании Atlus рассказывает о взаимоотношениях людей и потусторонних сил, и сейчас куда меньше на слуху, чем ее спиноффы — выпуски Persona. Как это произошло, тема для отдельного материала. Нас же прежде всего интересует третья часть SMT, в которую добавили Данте из Devil May Cry 2. Идея добавить охотника на демонов пришла в голову одному из разработчиков — давнему фанату Devil May Cry. Переговоры с Capcom прошли успешно: Данте отвели небольшую роль и придумали квест, выполнив который можно было нанять героя в команду (тот очень веселился, узнав, что его новый работодатель — сам демон). В свою очередь, Atlus смогла оставить свой след в DMC — Кадзума Канеко, давний художник SMT, нарисовал демонический облик Данте для разрабатывавшейся тогда DMC3. Позднее Данте в компании Неро и V еще раз заглянул в гости в Atlus — герои участвовали в ивенте в мобильной игре Shin Megami Tensei: Liberation Dx2 (где также появлялась, например, и ведьма Байонетта из одноименной игры).
Heroes of the Storm
Первая игра, на которой споткнулась Blizzard: закрытие одним днем киберспортивного направления, сокращение команды разработки и расходов на проект. Но это не отменяет главного — у студии получился знатный кроссовер. Смертокрыл, Диабло, Мефисто, Майев, Ануб'арак, Декард Каин, Артас — в HotS собрали всех легендарных персонажей из игр Blizzard, сохранив их уникальные черты. Даже после всех потрясений, которые коснулись компанию, MOBA от Blizzard продолжает жить своей жизнью и пополняться фансервисом. Простая, незатейливая и очень веселая. Жаль, только монетизация подвела.
Несмотря на десяток примеров сегодня любой успешный кроссовер на вес золота. Компании до сих пор неохотно делятся правами на своих персонажей. Одни могут считать партнерство нецелесообразным, другие специально заламывают бешеную цену. И их можно понять. Ничего личного, просто бизнес.