Оглавление

Игры серии Resident Evil от худших к лучшим

Определяем самую крутую номерную часть культовой франшизы

Сегодня у Resident Evil важный юбилей: первой игре исполнилось ровно двадцать пять лет. Отличный повод оглянуться назад, вспомнить все ключевые проекты знаменитой серии и распределить их по уровню качества от менее удачных к более, чем мы и займемся в этом материале.

Примечание: в статье пойдет речь исключительно об основных частях RE, поэтому спин-оффы вроде Revelations 1 и 2 или Code Veronica упоминаться не будут.

Перед тем, как начать, следует поднять важный вопрос: а что именно отличает хорошие Resident Evil от плохих? Все довольно просто: мы говорим о культовой хоррор-серии, а значит, лучшие ее части должны быть образцовыми представителями survival horror — жанра, который Capcom популяризировала в далеком 1996-м. То есть наиболее удачные Resident Evil — это виртуальные «комнаты страха», где геймеру приходится полагаться на смекалку не меньше, чем на какие-либо другие навыки, чтобы выбраться из творящегося на экране ада. Как показывает практика, стоит какой-либо «Обители зла» попытаться пожертвовать жуткой атмосферой и размеренным геймплеем в угоду экшену и кинематографическим сценам, как игра сразу же начинает распадаться на глазах.

10. Resident Evil 6 (2012)





После всего упомянутого выше вряд ли кто-то удивится, увидев шестую «Обитель зла» только на десятой позиции этого списка. RE 6 — полная противоположность лучших игр серии, клубок сомнительных геймдизайнерских решений, которые идут вразрез со многими основополагающими идеями франшизы. Resident Evil 6 создавалась на пике популярности Call of Duty и других экшенов, подражающих голливудским блокбастерам. Видимо, поэтому авторы решили превратить шестую часть в динамичный боевик с непрекращающейся стрельбой, яркими взрывами, заскриптованными сценами погонь и обилием QTE-заставок. Ирония в том, что RE 6 получилась не только провальным хоррором (на деле в Capcom даже не пытались сделать ужастик), но и посредственным шутером, страдающим от скучной стрельбы и неудобной камеры. И, конечно же, ситуацию не спас глупый сюжет, зачем-то переписывающий лор прошлых игр.

9. Resident Evil 5 (2009)





Пятая часть тоже фокусируется на экшене больше, чем стоило бы, однако в отличие от RE6, у нее есть и позитивные качества. Во-первых, она последовательно рассказывает достаточно интересную историю, а не переключается постоянно между несколькими группами героев, которые разбросаны по всему земному шару. Во-вторых, авторы выбрали незатасканный сеттинг: события происходят в Африке, и повествование порой напоминает приключенческие экшены вроде Uncharted, особенно когда всплывает тема древних неизвестных цивилизаций. В общем, хотя RE 5 и оставляет желать лучшего, «фан» от нее получить можно, особенно, если играть в кооперативе с другом.

8. Ремейк Resident Evil 3 (2020)





Прошлогодняя RE 3 — наглядный пример того, как не стоит делать ремейки. Она внесла слишком много изменений в структуру оригинала и выкинула немало ярких эпизодов третьей части, в результате чего обновленная версия получилась своего рода кратким пересказом старой RE 3, а не полноценным воскрешением. Да, сама по себе это неплохая игра (и очень красивая, стоит заметить), однако сложно игнорировать тот факт, что фанаты получили спорное переосмысление классики. К тому же местами новая RE 3 уж чересчур фокусируется на экшене, а не на головоломках и выживании.

7. Resident Evil 0 (2002)





RE 0 — приквел к самой первой части и, на первый взгляд, самая что ни на есть правильная «Обитель зла»: пугающая игра с пазлами, опасными врагами и дефицитом ресурсов. Однако есть у Resident Evil 0 крайне надоедливый недостаток, не позволяющий зачислить проект в ряды великих, — необходимость управлять сразу двумя героями. Да, подобная механика интересно проявляется во время решения некоторых головоломок, но чаще доставляет головную боль, так как игроку приходится постоянно жонглировать предметами и патронами, распределяя ношу между инвентарями двух персонажей.

6. Resident Evil 1 (1996)





Первая «Обитель зла» — игра, с которой все началось, — даже спустя 25 лет может похвастаться чрезвычайно увлекательным и напряженным геймплеем. Исследовать мрачный особняк, который наводнили зомби и смертоносные мутанты, крайне интересно: игра не дает подсказок, не говорит, что нужно делать, поэтому приходится самому искать способ сбежать из этого жуткого места, решать головоломки, рисовать в уме карту особняка, запоминать, где каких врагов пришлось оставить в живых (на всех тварей патронов не хватит, приходится выбирать) и обшаривать каждый уголок каждого помещения в поисках аптечек и боеприпасов.

Хотя игровой процесс RE 1 все так же впечатляет, то же самое не скажешь о совсем устаревшей графике и ужасных диалогах. Потому-то игре и не место в первой пятерке. Плюс сложно рекомендовать настолько древнюю классику, когда она впоследствии обзавелась шикарным ремейком, о котором читайте чуть ниже.

5. Resident Evil 3: Nemesis (1999)





Старую RE 3 тоже нельзя назвать самой красивой игрой на свете, но фанаты выпустили для нее несколько графических модов, которые не составит труда найти. Установите один из них и вы получите отличную «Обитель зла», гармонично балансирующую между хоррором и экшеном. «Олдовая» RE 3 немало вещей делает лучше, чем ее недавний ремейк: она более длинная и разнообразная в плане локаций, главный антагонист Немезис здесь доставляет куда больше проблем, а еще на протяжении всего прохождения геймеру дают принимать решения, которые несколько меняют события игры, что позитивно сказывается на реиграбельности.

4. Resident Evil 7: Biohazard (2017)





Седьмая часть вернула франшизу к истокам после того, как RE 6, казалось бы, поставила крест на «хоррорном» будущем серии. Resident Evil 7 воскресила концепцию пугающего особняка из RE 1, снова заставила игроков считать каждый патрон и избегать ужасающих врагов. Авторы также реализовали вид от первого лица, что значительно усилило эффект погружения в происходящее. Resident Evil 7 на данный момент остается, пожалуй, самой страшной игрой серии, особенно версия для PlayStation 4, которую можно проходить в очках виртуальной реальности.

Если и есть в чем упрекнуть «семерку», так только в несколько разочаровывающей последней четверти: под конец, когда игрок покидает особняк Бэйкеров и попадает на корабль с однообразными коридорами, игра теряет львиную долю прежнего запала.

3. Resident Evil 4 (2005)





Хотя RE 4 проложила путь самым «шутерным» играм серии, сама она удачно выдерживала баланс между хоррором и экшеном. Да, в «четверке» было куда больше стрельбы, чем в ее предшественницах, но при этом она не растеряла ДНК «Обители зла». Жуткий сеттинг? Испанская деревня с обезумевшими жителями и готический замок культистов — одни из самых запоминающихся и крутых локаций серии. Опасные и вселяющие ужас враги? Этого добра в Resident Evil 4 навалом (чего только стоят регенераторы — возможно, наиболее устрашающие монстры в истории видеоигр). Головоломки? Их тоже хватает, да и в RE 4 они получились наименее раздражающими. А еще четвертая часть радует чуть ли не самой высокой продолжительностью среди всех «Резидентов». Более того, за те 15 часов, которые займет путь к финалу, игра не успеет надоесть. Она постоянно удивляет какими-то новыми ситуациями, будь то охота на гигантского сома-мутанта посреди озера, поездка на шахтерских тележках или прорыв под прикрытием вертолета на базу вооруженных до зубов “зомби”.

2. Resident Evil 2 (1998) и ремейк Resident Evil 2 (2019)



Вторую позицию в нашем топе разделили классическая RE 2 и ее позапрошлогодний ремейк. А все потому, что это игры приблизительно одинакового уровня качества, несмотря на некоторые фундаментальные отличия между оригиналом и его переосмыслением.



Как и другие старые части, визуально классическая RE 2 выглядит не особо привлекательно, однако фанаты сделали несколько графических модов, исправляющих этот недостаток. Главное, геймплей выдержал испытание временем: пазлы все такие же интересные, дизайн уровней по-прежнему впечатляет, а сюжет все так же увлекает. Уникальная фишка именно старой RE 2 заключается в том, что определенные решения, принятые в кампании за одного из играбельных персонажей, потом отразятся на кампании второго героя. Например, если, играя за Клэр, подобрать в одной из локаций пистолет-пулемет, то Леон в этом же месте останется ни с чем. В результате приходится с умом планировать сразу несколько прохождений. Увы, в ремейке этой необычной механики нет.



Зато новая Resident Evil 2 (2019) может похвастаться другими сильными сторонами. Так, в ремейке разработчики заметно расширили полицейский участок (наконец-то появился туалет, про который японцы в первый раз почему-то забыли!), сделали зомби еще более живучими и соответственно страшными и превратили одного из боссов, мистера Икс, в постоянную угрозу — неубиваемого терминатора, динамически отслеживающего игрока. Последнее нововведение кардинально подняло уровень стресса во время прохождения — то есть усилило те эмоции, ради которых фанаты ужасов и играют в хорроры. В общем, обновленная RE 2 получилась почти идеальным ремейком. Если бы разработчики еще добавили систему последствий из классики, то цены бы не было новой игре, но так как этого не случилось, старая игра все еще остается по-своему актуальной.

1. Ремейк Resident Evil 1 (2002)





Первое место заслуживает, пожалуй, один из лучших игровых ремейков в истории, образцовый пример того, как нужно обновлять старые игры, не жертвуя совершенно ничем, что делает первоисточник особенным, и дополняя его новыми удачными идеями. REmake, как его любя называют фанаты, — это та самая первая Resident Evil, только улучшенная во всех смыслах: с более красивой графикой (все еще достойной даже по современным меркам), с более пугающей атмосферой, с более комплексным дизайном уровней, с более интересными пазлами, с нормальными диалогами и важными нововведениями, значительно улучшающими игровой процесс. Взять, к примеру, механику алоголовых — усиленных зомби, в которых трансформируются обычные ходячие через определенное время после смерти. Чтобы предотвратить эту мутацию, игроку нужно сжигать трупы уничтоженных зомби. Вот только проблема в том, что бензина на всех не хватит. В итоге во время прохождения, бегая туда-сюда между одними и теми же помещениями, приходится принимать непростые решения: каких зомби убить, каких сжечь, чтобы потом не превратились, а каких можно оставить в живых (главное научиться их обходить). И да, эта дополнительная нервотрепка только приветствуется в хоррор-выживаче подобного рода.

Один из самых интригующих вопросов ближайших месяцев — какое место в топе лучших игр серии займет будущая Resident Evil Village? Ждет нас хорошая, но несколько разочаровывающая игра по типу недавнего ремейка RE 3? А может, у Capcom получится идейная наследница Resident Evil 7, но еще более высокого уровня качества? Само собой, пока дать точный ответ нереально, но потенциал у Village, без сомнений, есть, поэтому ждем игру с нетерпением.

Ещё по теме:


Обсудить