Оглавление

Искусственные люди: скоро ли появятся андроиды, как в Detroit?

Как современная робототехника учит машины думать, ходить, говорить, ориентироваться в пространстве и имитировать людей

25 мая вышла Detroit: Become Human — новая работа студии Quantic Dream. Главной темой игры стали этические проблемы, которые возникают, когда в мире появляются андроиды, обладающие настоящим искусственным интеллектом и выглядящие в точности как люди. Может ли такая машина считаться по-настоящему разумной и претендовать на те же права, что и обычные граждане? Казалось бы, нам еще не скоро придется задаваться такими вопросами в реальности, но разработчики Detroit настаивают: мир, который они изобразили, не так уж фантастичен. По их мнению, ждать этого будущего осталось совсем немного. Возможно, они не так уж далеки от истины. По крайней мере, уже сейчас существуют технологии, развитие которых действительно может в обозримом будущем подарить нам настоящих андроидов. Мы решили выяснить, что понадобится разумной машине в первую очередь, какие проблемы встают перед создателями роботов и как они их решают.

Искусственный интеллект



Главное, без чего невозможно представить полноценного андроида, это, конечно, искусственный интеллект. «Мозгу» разумных машин предстоит не просто управлять частями тела, различать объекты и выбирать подходящее действие, исходя из заранее запрограммированного набора возможных ситуаций. Настоящий андроид должен действительно думать и обладать собственной личностью. Словом, иметь сознание, сравнимое с человеческим.



Это может показаться странным, но основная проблема на пути к созданию искусственного интеллекта заключается не в недостатке вычислительной мощности наших компьютеров, а в том, что мы не до конца понимаем, как работает наш собственный мозг. Ведь один из самых очевидных способов разработать машинный разум — скопировать механизмы, при помощи которых мыслим мы сами. Есть, правда, и другой путь: создавая «слабые» ИИ, предназначенные для решения узких задач, постепенно собрать цельный интеллект из этих кусочков.

В любом случае, многие ученые вполне серьезно считают, что настоящий машинный разум появится не когда-нибудь в далеком будущем, до которого никто из нас не доживет, а не позже, чем к середине нынешнего столетия. Некоторых из них это очень беспокоит, потому что невозможно предсказать, как именно поведет себя ИИ, когда он появится на свет. Более подробно мы писали обо всем этом в другой статье.

Движение — это жизнь



Еще одна принципиальная проблема при создании андроидов — передвижение. В большинстве человеческих культур первому шагу ребенка придается прямо-таки сакральное значение. И это на самом деле не так трудно понять, потому что передвижение при помощи конечностей, а не колес или гусениц — гораздо более сложная задача, чем может показаться. Особенно, когда ходить приходится на двух ногах, а не на четырех, ведь, если опор меньше, каждое движение должно быть точнее, а то недолго потерять равновесие и упасть. Человеческий организм развивался в течение миллионов лет. Связи между мозгом и конечностями, устройство рук, ног, суставов и позвоночника оттачивались в процессе долгого эволюционного отбора, и все равно, прежде чем начать ходить, ребенку приходится довольно долго учиться. Теперь мы пытаемся научить тому же андроидов, причем причем не за несколько миллионов лет, а гораздо быстрее. Пока получается не идеально, но ученые с инженерами не сдаются. И определенные подвижки в этом направлении уже есть.

Пока лучше всего умеют ходить роботы американской компании Boston Dynamics. Первые прототипы ходячей машины Big Dog инженеры компании создали еще в 2005 году. Тогда этой идеей заинтересовался Пентагон. Военные хотели получить надежного «мула», транспортное средство, способное переносить снаряжение по любой местности. Американцы тогда все еще патрулировали горы Афганистана, и идея разгрузить бойцов армейского спецназа показалась им привлекательной.

Правда, в 2015 году вооруженные силы США отказались от робота. Разработчики так и не смогли победить главную проблему — робот ужасно шумел и по этой причине не годился для спецопераций. Руководство Boston Dynamics решило попытать счастья на гражданском рынке, и представило уменьшенную версию BigDog — SpotMini.

SpotMini, как «домашний» робот


Чего им удалось достичь, можно увидеть на YouTube. В роликах робот поднимается по лестницам, выносит мусор, поскальзывается на банановой кожуре, после чего поднимается и идет дальше. В некоторых видео машину специально угощают мощными пинками, но ее гироскопы работают настолько хорошо, что SpotMini не падает, а бодро идет дальше. В компании к будущему проекта относятся оптимистично — в 2019 году планируется продать сотню роботов, а после развернуть полноценное массовое производство. Правда, позиционирование у SpotMini пока не очень понятное. Официальный сайт Boston Dynamics обещает, что робот сможет, например, приносить хозяину различные предметы и перетаскивать с помощью специального манипулятора до 14 килограммов груза. Посмотрим, многие ли захотят выложить кругленькую сумму за миниатюрного искусственного «мула».

Но SpotMini передвигается на четырех ногах, а как же с полноценным прямохождением? Здесь Boston Dynamics тоже есть что сказать. В их копилке имеется, например, прототип под названием Atlas: двуногий робот, который вполне успешно преодолевает самые разные препятствия, а если все же упадет, то без проблем может встать.

Atlas на пробежке


Правда, и у Atlas, и у других прямоходящих роботов, походка пока, мягко говоря, неестественная. Взять, например, одну из лучших японских разработок под названием HRP-4C. Это особу ростом в 159 сантиметров приводят в движение 30 электромоторов. На сегодня это робот, способный на наиболее плавную ходьбу, но даже он далек в этом смысле от идеала. Вообще, если говорить о движениях, то лучше всего дела у роботов обстоят с бегом — тот же Atlas на пробежке выглядит гораздо естественнее. Судя по всему, дело в относительно резких, отрывистых движениях бегущего человека — создателям роботов проще их воспроизвести.

Где я?



Но мало просто уметь ходить. Недостаточно даже понимать, где находишься, относительно места назначения. Андроид должен будет в реальном времени строить маршруты и понимать, как взаимодействовать с объектами вокруг, причем делать это в непредсказуемой и быстро меняющейся ситуации. В этом направлении есть немалый прогресс и сейчас — роботы научились даже водить автомобиль, причем не на заранее заданной пустой площадке, а в потоке других машин. И эти наработки наверняка можно будет использовать в будущем, чтобы научить андроидов ориентироваться в пространстве.



Как и в случае с BigDog, история современных автопилотов не обошлась без господдержки. Все тот же Пентагон еще в 2004 году организовал для них соревнования. Условия были относительно просты: независимым командам надо было создать систему, способную быстрее конкурентов проехать 200 километров по маршруту, который объявлялся за 2 часа до старта. В качестве приза военные предложили миллион долларов. Правда, в первый раз призовой фонд остался нетронутым — ни одна машина так и не добралась до финиша. Зато в 2005-м победитель получил уже 2 миллиона.

Сейчас, спустя более 10 лет после первого заезда беспилотников, технологии сильно шагнули вперед. Автопилоты научились управлять автомобилями не хуже многих водителей-новичков, а вмешательство человека для предотвращения ДТП требуется им в среднем лишь один раз на 320 километров движения. Конечно, этого мало, чтобы выпускать такие машины в «свободное плавание» прямо сейчас, но прогресс очевиден.



Коммерческие выгоды введения автопилота очевидны. Это сокращение стоимости доставки людей или товаров, возможность возить грузы через опасные территории без риска для жизни водителей, минимизация ДТП в будущем. Поэтому такими технологиями занимаются не только компании, напрямую связанные с автопромом, вроде Tesla, BMW и Uber, но и IT-корпорации: Google, Apple и даже Nvidia. Не сидят без дела и отечественные компании — разработкой коммерческого автопилота занимаются в «Яндексе» и КАМАЗе. Никто не сомневается, что рабочая система будет отменно продаваться, а победителю технологической гонки светит по-настоящему серьезный выигрыш в виде крупных патентных отчислений.

Правда, пока беспилотники регулярно попадают в очень неприятные истории — иногда даже с человеческими жертвами. 18 марта 2018 года беспилотный автомобиль Uber во время полевых испытаний сбил насмерть 49-летнюю Элейн Херцберг, которая переходила дорогу в неположенном месте. Из-за сбоя в системе распознавания объектов автомобиль принял женщину за кучу мусора, и не стал останавливаться. За рулем находился водитель, который должен был перехватить управление в экстренной ситуации, но вовремя среагировать он не успел.

Совсем как люди



После того как будут решены наиболее насущные проблемы — мышление, передвижение, ориентирование в пространстве — у создателей андроидов останется еще одна задача, с которой нужно будет справиться, чтобы создать настоящего искусственного человека. Им придется сделать так, чтобы он напоминал нас и внешне. Это тоже не так просто, как кажется, ведь инженерам предстоит воспроизвести не только правдоподобные черты лица, но и, например, мимику.

Один из лидеров в этой области — компания Garner Holt Productions, которая уже 35 лет создает аниматронику для музеев и парков. В прошлом году она, например, собрала очень убедительного робота, срисованного с Авраама Линкольна, а теперь собирается продолжить историческую линейку, «воскресив» Марка Твена, Элеонору Рузвельт и Бенджамина Франклина. Одни только губы такого андроида движутся при помощи 12 независимых приводов, а на каждый глаз приходится по 4 моторчика. Роботы обтянуты искусственной кожей, которая крепится к приводам при помощи магнитных захватов и внешне очень похожа на человеческую. Конечно, до идеала созданиям Garner Holt еще далеко, но когда смотришь на них в движении, понимаешь, что прогресс и в этой области не стоит на месте.

Последние разработки Garner Holt Productions похожи на рендеры из неплохих CGI-роликов


Еще одна интересная разработка — аниматронная голова Эйнштейна, которую создала компания Hanson Robotics несколько лет назад. В движении она выглядит не так живо, но у нее есть другое, очень интересное, достоинство. Параллельно с созданием искусственной мимики создатели головы пытались решить еще одну задачу — наделить машину эмпатией, научить ее распознавать человеческие эмоции и реагировать соответствующим образом. Благодаря этому аниматронный Эйнштейн уже сейчас улыбается в ответ на чужую улыбку и хмурится, если видит, что сидящий напротив человек грустит.



Возможно, авторы Detroit все же были слишком оптимистичны, когда оценивали скорость технического прогресса. По крайней мере, в самом ближайшем будущем вряд ли стоит ждать появления по-настоящему человечных андроидов, которых сложно было бы отличить от реальных людей. Но зачатки необходимых технологий можно увидеть уже сейчас, так что, в конце концов, если не мы, то наши потомки, возможно, действительно будут жить бок о бок с искусственными людьми. Надеемся, их сосуществование будет не таким проблемным, как это себе представляют авторы фантастических романов.

Обсудить