Оглавление

История Red Alert: как появилась легендарная стратегия

Разбираемся, как приквел к Command & Conquer стал одной из самых ярких стратегических серий, и почему ее история закончилась десять лет назад

Сегодня исполняется десять лет с релиза Command & Conquer: Red Alert 3 — последней части одной из самых ярких стратегий в реальном времени. Мы решили вспомнить, как появилась Red Alert и чем она зацепила игроков.

Command & Conquer: Red Alert. Последние остатки серьезности



История Red Alert неразрывно связана с Westwood Studios и ее создателями — Бреттом Сперри и Луисом Каслом, которые фактически изобрели жанр стратегий в реальном времени. Сначала была легендарная Dune 2, затем же настала очередь собственной вселенной — события Command & Conquer: Tiberium Dawn разворачивались на Земле в не очень далеком будущем. В Westwood хотели попробовать еще один сеттинг, начав делать RTS по мотивам Второй мировой, но издательство Virgin Interactive оказалось против. Впечатленная успехом Command & Conquer, компания требовала как можно быстрее выпустить продолжение. В результате наработки для новой стратегии переделали в приквел под названием Red Alert.



Сюжет Red Alert рассказывал об альтернативной Второй мировой. Альберт Эйнштейн изобретает хроносферу, устройство для перемещения во времени, и отправляется в прошлое, где убивает Гитлера. В итоге Вторая мировая начинается уже между СССР и союзниками. В первой части можно увидеть Кейна, лидера братства Nod, посмотреть на зарождение GDI, а также поучаствовать во многих других событиях, которые затем разовьются в «основной» серии Command & Conquer. А вот с остальными частями Red Alert эта история как раз и не связана. Да и «клюквы», которая скоро станет визитной карточкой серии, здесь пока маловато — забавные моменты, основанные на стереотипах о русских, здесь встречаются, но редко.



Если говорить о геймплее, то в оригинальных Command & Conquer и в Red Alert разработчики попытались сделать важный по тем временам шаг вперед. В то время как в Warcraft 2 и Dune 2 стороны конфликта почти не отличались друг от друга, здесь для каждой фракции придумали свой набор юнитов. Жаль только, что баланс не завезли: союзникам было просто нечего противопоставить советским «Мамонтам», сверхтяжелым танкам с двумя пушками. С другой стороны, это в чем-то даже делает Red Alert уникальной игрой — где еще можно построить армаду танков, сносящую все на своем пути?



Несмотря на то, что по геймплею Red Alert мало отличалась от вышедшей год с небольшим ранее Command & Conquer, прессе и игрокам хватило и новой кампании — рейтинг на Metacritic составляет 90 баллов из 100, а продажи достигли 35 миллионов копий, заработав игре место в книге рекордов Гиннеса как самой продаваемой RTS своего времени.

Red Alert 2. Апофеоз трэша и безумия



Выпустив Red Alert, студия вновь переключилась на Command & Conquer — вышедшая в 1999 году Tiberian Sun стала огромным шагом вперед для серии. Ролики между миссиями превратились почти что в кино, да и геймплей сделали посложнее — хоть вторая часть и не избавилась от проблем с балансом, в ней появилось больше узкоспециализированных юнитов, каждый из которых решал собственную задачу. При этом у фанатов C&C возникали вопросы не о будущем, а о прошлом сюжета серии. Между Red Alert и Tiberian Dawn оставалась сюжетная дыра. Нам показали, как союзники объединились в новый альянс, который позже превратится в GDI, а потом просто перешагнули на пятьдесят лет вперед, словно за вторую половину XX века не случилось ничего важного. Разобраться с хитросплетениями сюжета помог бы еще один приквел, но вместо этого в Westwood приняли решение развивать Red Alert как отдельную серию — сюжет второй части был уже совершенно новым.



Собственно, именно в Red Alert 2 по полной программе проявилась главная черта игры — легендарная «клюква», которая здесь была очень к месту. В игре не осталось и капли серьезности. Вот одетый в царский мундир генсек по фамилии Романов вместе с телепатом Юрием, который подозрительно похож на Ленина, начинают вторжение в США. Заводы с золотыми куполами, дрессированные гигантские кальмары, клоны Юрия, которые подчиняют вражеские юниты, Эйнштейн с его технологиями смертоносных линз и зеркал. А еще отлично подобранные места для локаций: бои на подступах к Эйфелевой башне, уничтожение Пентагона, битва за Кремль — здесь почти не было карт, которые бы не запоминались. На наш взгляд, именно сюжет и спас Red Alert 2 — ведь с точки зрения геймплея игра это все-таки уже устарела.



Если в 1996 году танковый раш смотрелся нормально, то в 2000-м так делать было немного стыдно: на рынке уже была и Starcraft с тремя хорошо сбалансированными расами, и Total Annihilation с ее эпичными сражениями. В Red Alert 2 же не только не решили проблемы с балансом, но и добавили к практически непобедимым тяжелым танкам дирижабли «Киров», справиться с которыми было еще сложнее. Во многих миссиях единственной действенной тактикой по-прежнему оставался мощный удар по базе противника, а задания, где игроку давали в подчинение крошечный отряд, вышли откровенно убогими. Впрочем, игроки и пресса простили Red Alert 2 эти недочеты: оценка на Metacritic составила 84 из 100.



А в Westwood не стали останавливаться, выпустив дополнение Yury's Revenge, которое во многом превзошло оригинальную игру. Телепат Юрий возглавил третью сторону конфликта, выступавшую одновременно против союзников и СССР, а действие перенесли в совсем уж экзотические места — от Антарктиды до поверхности Луны.

Релиз Yuri's Revenge наметили на 8 октября 2001 года, причем игру пришлось менять буквально в последние недели из-за теракта в Нью-Йорке 11 сентября. Дело в том, что на первой версии обложки Yuri’s Revenge изобразили горящие башни-близнецы, а в самой игре была миссия с их уничтожением. Все это убрали: Red Alert 2, конечно, была комедийной игрой, но переходить грани разумного разработчики не стали.



Кстати, после Red Alert 2 разработчики какое-то время обдумывали идею вновь объединить сюжеты двух своих стратегических серий в одно целое. Мостиком между играми планировали сделать вторую часть шутера Command & Conquer: Renegade, которая бы рассказала о событиях, произошедших после оригинальной Red Alert. По задумке, Юрий, тогда еще подчиненный Кейна, попадал в хроновихрь в захваченной Хроносфере, после чего реальность разделилась на два параллельных измерения. Однако разработка C&C: Renegade 2 так и не продвинулась дальше стадии проектирования — игру отменили ради Battlefield 1942.

Red Alert 3. Сдержанная комедия



Между Red Alert 2: Yuri's Revenge и полноценной третьей частью серии прошло семь лет. За это время поменялось многое: Westwood закрыли, Бретт Сперри уволился, а принадлежащий Electronic Arts бренд Command & Conquer стал ассоциироваться с Generals, неплохой стратегией, которая была совершенно непохожа на ранние игры серии. Да и, честно говоря, жанр стратегий в реальном времени в 2008 году уже не пользовался особым интересом со стороны игроков.



Тем не менее, у Electronic Arts хватило смелости попробовать исправить ситуацию, возродив классику. Весной 2007 года издательство выпустило Command & Conquer 3: Tiberium Wars, а 28 октября 2008 года настала очередь Red Alert 3.

В Red Alert 3 сюжет стал заметно серьезнее: сотрудников «старой» Westwood среди разработчиков было уже не очень много (хотя среди них и оставался Льюис Касл, один из основателей студии). Вторая часть Red Alert создавалась в конце девяностых энтузиастами, которые не боялись смелых экспериментов — возникало ощущение, что среди множества идей разработчики выбирали самые безумные варианты и включали их в игру. А Red Alert 3 превратилась в чуть ли не интеллигентную комедию, где аккуратно продумывали каждую шутку. Конечно, удачных моментов полно и в третьей части — чего стоит хотя бы момент с появлением лазерных пушек прямо из голов знаменитых статуй президентов на горе Рашмор — но до треша, которым славилась вторая часть, было уже далеко.

Зато на этом фоне очень выгодно смотрелась третья сторона конфликта — Япония. Средневековые доспехи, самурайские традиции, чайные церемонии и высокотехнологичные роботы-трансформеры — все это есть в Red Alert 3. Интересно и то, как объяснили появление Японии в сюжете. В начале игры СССР удается провернуть операцию в прошлом, убив еще молодого Эйнштейна. В результате проигранную в Red Alert 2 войну еще можно выиграть, но сражаться придется как с союзниками, так и с Японией, которая, оставшись на некоторое время наедине, набрала не меньшую силу, чем два других военных блока.



Совершенно иначе в Red Alert 3 смотрелись и фирменные видеовставки. Во-первых, в 2008 году такой способ подачи сюжета уже выглядел несколько архаичным — все давно перешли на ролики на движке. Во-вторых, подкачало и качество. Да, разработчики потратились на неплохих голливудских актеров: Тима Карри («Один дома 2», «Оно»), Дж. К. Симмонса («Одержимость», «Ла-Ла Ленд», «Человек-Паук»), Джорджа Такея («Звездный Путь») и бывшего бойца MMA Джину Корано. Но проблема оказалась в том, что им нечего играть — обычно они лишь рассказывают о будущем задании и хвалят игрока после выполнения миссии. Действительно динамичных и напряженных роликов здесь только два — путешествие в прошлое в самом начале и сцена допроса с участием Тани. Ухудшение качества вставок было заметно еще в Tiberium Wars и, скорее всего, оно связано со сменой режиссера — в ранних частях за видео отвечал Джо Кукан.

Зато у игры все наконец-то все оказалось в порядке с геймплеем. Все три стороны сбалансировали, причем оригинальным образом. СССР развивается быстрее, чем Япония, но если не разбить самураев сразу, то на поздних этапах противопоставить их роботам и истребителям будет нечего. Союзники так и не получили тяжелых танков, но зато научились замораживать технику или уменьшать ее в размерах — это помогает остановить раш даже из самых сильных юнитов. Кроме того, в Red Alert 3 появился кооперативный режим прохождения кампании, плюс намного важнее стали морские бои — на воде теперь можно даже построить базу с харвестерами и электростанциями.

Неплохой геймплей не помог Red Alert 3 дотянуться до предыдущих игр — рейтинг на Metacritic составил лишь 77 баллов из 100, да и фанаты нередко отзывались об игре как о попытке заработать на ностальгии. Вероятно, именно поэтому мы так и не увидели четвертой части — и, если вспомнить, что получилось из Command & Conquer 4, то это не так уж и плохо.



Увы, но в 2018 году ситуация если и поменялась, то снова в худшую сторону. Жанр стратегий в реальном времени фактически мертв, под брендом Command & Conquer разрабатывают мобильную игру, так что ждать Red Alert 4, сделанную в духе первых двух частей, вряд ли стоит. А вот шанс на ремейк вполне реальный: в Electronic Arts не так давно проговорились, что рассматривают вариант переиздания обеих серий на их 25-летний юбилей (2020 и 2021 годы соответственно).

Обсудить