Оглавление

История военной авиации

Боевая авиация — от первых истребителей до современных самолетов, в видеоиграх и реальности

Авиация — неотъемлемая часть профессиональной армии развитых стран мира. Без использования самолетов и вертолетов вести боевые действия просто невозможно, поэтому сегодня они участвуют в каждом военном конфликте. Первые попытки покорить небо связаны с именем Леонардо да Винчи, а позже — с воздушными шарами, но полноценная авиация ведет свой отчет с изобретения самолета. Мы рассмотрим развитие авиации на протяжении всего XX века, покажем как менялась ее роль в войнах и вспомним, как разработчики демонстрировали летательные средства в видеоиграх.

Первые эксперименты с авиацией на полях сражений



Споры о том, кому принадлежит право называться изобретателями самолета, ведутся до сих пор. Самый популярный вариант — братья Райт, которые в 1903-м году совершили первый управляемый полет на аэроплане. Подобные машины поначалу часто ломались сами по себе, но военные быстро оценили их потенциал в сражениях будущего. Самолеты развивались столь стремительно, что, уже в ходе Итало-Турецкой войны 1911-1912 гг. армии применили воздушную разведку и провели бомбардировку. К тому времени европейские страны полным ходом готовились к Большой войне, которая войдет в историю как Первая Мировая, и надежды возлагались как на пулеметы и газы, так и на авиацию. При этом продолжались эксперименты с возможностями и размерами самолетов. К примеру, русский инженер Игорь Сикорский спроектировал и испытал первый в мире четырехмоторный биплан, «Илья Муромец», который позже использовался в военных и гражданских целях. Противники и союзники России от нее не отставали, и по ходу войны 1914-1918 гг. самолеты использовали все страны-участницы.



Поначалу аэропланы представляли собой многоцелевые машины, но впоследствии они разделились на классы, в зависимости от специализации. Если изначально самолеты не имели собственного оружия и пилот рассчитывал только на собственный пистолет, то позже инженеры оснастили бипланы бомбами и пулеметами. Благодаря этому, в течении Первой Мировой появились истребители, задача которых сводилась исключительно к уничтожению вражеской авиации. За это время успели появиться первые воздушные асы, вроде Манфреда фон Рихтгофена, «Красного Барона», которые сбили десятки вражеских машин.

Для бомбардировки городов помимо самолетов военные использовали дирижабли. Так, 8 сентября 1915-го года группа немецких цеппелинов устроила налет на Лондон, который унес жизнь 87 человек и посеял панику среди жителей столицы Великобритании. Дирижабли имели преимущество перед самолетами по грузоподъемности, но летали медлено и легко выходили из строя от одной зажигательной пули. К тому же цеппелины сильно зависели от погоды. Не удивительно, что от их использования постепенно отошли.

Авиация успела себя проявить, но глобального влияния на ход войны она не оказала, ведь позиционная бойня на земле так и не переросла в стремительное наступление. Помимо самолетов в это же время появилась и противовоздушная оборона. Лучшим способом уничтожения авиации во времена Первой Мировой было использование шрапнели, ведь одно удачное попадание осколка мгновенно выводило аэроплан из строя.



Когда мы говорим об играх по Первой Мировой Войне, то перед глазами сразу возникает Battlefield 1. Воздушные бои в нем напоминают простенькую аркаду, но внешний вид самолетов был просто безупречен. При такой физике полета и стрельбы воевать гораздо комфортнее, чем в полноценных авиасимуляторах. Если же вы хотите хардкора, то попробуйте многопользовательскую Rise of Flight.

Вторая Мировая Война



В период между мировыми войнами самолеты обзавелись мощными двигателями, прочной броней и достойным вооружением. К тому же они перестали ломаться сами по себе — за два десятилетия конструкторы уделили много внимания надежности. Как и в случае с танками, проектировщики вели эксперименты с возможностями авиации и рассматривали разные варианты применения самолетов на поле боя. Предсказать, какой характер примет следующая Большая война, было невозможно, поэтому в межвоенный период открылся ряд конструкторских бюро, каждое из которых предлагало собственное видение будущего авиации. Так, в советском самолетостроении разрабатывались истребители Миг-3, штурмовики Ил-2, легкие бомбардировщики Су-2 и тяжелые ДБ-3 и Ер-2. Среди обширного списка советских самолетов отдельного внимания заслуживает ТБ-7, который считается прообразом стратегической авиации. На этом самолете министр иностранных дел Вячеслав Молотов совершил перелет через территорию Европы в мае 1942-го года для секретного визита в Великобританию. Он не боялся за собственную безопасность, ведь у нацистской Германии не было ни авиации, ни средств ПВО, чтобы сбить самолет, который летел на высоте 7,5 тысяч метров. Также ТБ-7 вместе с другими дальними бомбардировщиками участвовал в налете на Берлин в августе 1941-го года. Правда, количества самолетов не хватило, чтобы изменить ход войны.



Отметим, что, в отличии от других сфер развития вооружения, в самолетостроении главную роль в будущем той или иной машины играли не военачальники, а летчики-испытатели. Эти люди подсказывали конструкторам, в каком направлении развивать авиацию на основе собственных ощущений от пилотирования. И это неспроста, ведь исход воздушных операций напрямую зависит от результата взаимодействия человека и машины.

Во Второй Мировой Войне господство в воздухе стало необходимым условием для победы. Без поддержки со стороны авиации любая военная операция оказалась равносильна самоубийству. Так, неотъемлемым элементом немецкого блицкрига было достижение превосходства в воздухе, только при таком условии наземные операции имели успех. Основным инструментом подавления вражеского сопротивления стал Юнкерс Ю-87 «Штука», легкий бомбардировщик, который оставался эффективным только в первые годы войны, во время немецких наступлений. Этот самолет уязвим для зенитного огня, но после подавления вражеских систем ПВО, он превращался в точное и разрушительное оружие. Яркий пример массового использования «Штук» — ранний этап Великой Отечественной Войны. Советскую авиацию нельзя было назвать малочисленной, но в июне 1941-го советские летчики не дали отпор опытным пилотам Люфтваффе. Это поражение напрямую повлияло на ранний этап войны.



После столь серьезного поражения советская авиация вышла на уровень немецкой и смогла противостоять ей на равных только к концу 1942-го. Это позволило обеспечить воздушное прикрытие в течении операции «Уран» под Сталинградом, которая переломила ход войны. После победы на Волге советские летчики перестали бояться пилотов Люфтваффе, в результате чего господство в воздухе перешло на сторону Советского Союза. В этот же период появились советские воздушные асы, такие как Иван Кожедуб и Александр Покрышкин.

Отдельного рассказа заслуживает штурмовик Ил-2, главная задача которого сводилась к уничтожению бронетехники, артиллерии и живой силы противника. Конструкторы экспериментировали с вооружением, применяли тяжелые пулеметы, бомбы и даже реактивные снаряды. Поначалу эффективность этих «летающих танков» подлежала сомнению, но это связано не с их конструкцией, а с трудностями снабжения и несовершенством тактики. Ближе к концу Великой Отечественной вместо одиночных вылетов летчики атаковали противника большими группами, что одновременно увеличивало урон и снижало потери. Не удивительно, что на позднем этапе войны Ил-2 стал незаменимым элементом Красной Армии.



Авиация во время Второй Мировой являлась необходимым, но недостаточным условием для победы — она не решала исход сражений в одиночку. Исключение из этого правила только одно — Битва за Британию. Туманный Альбион от вторжения как Наполеона, так и Гитлера защитило не столько географическое положение, сколько наличие лучшего в мире флота. У нацистской Германии не было достаточного количества эсминцев и линкоров, поэтому командование Третьего Рейха сделало ставку на авиацию. Успех операции «Морской Лев» позволил бы вывести из строя британский флот и подавить системы ПВО, после чего последовала бы высадка воздушного и морского десанта. Этого не случилось — британские ВВС отразили натиск Люфтваффе, а их потери заставили искать другой способ победы над Англией. Так, по ходу войны предпринимались воздушные атаки морских конвоев, которые доставляли товары из британских колоний в метрополию, но и они не заставили англичан сложить оружие. Произошло обратное — после нескольких удачных налетов Британия увеличила защиту транспортных судов, и эффективность нападения на конвои упала до нуля.

После окончания Битвы за Британию союзники возлагали большие надежды на бомбардировки территории Третьего Рейха. Цели пилотов сводились к военным заводам и нефтяным скважинам, которые необходимы для ведения наземных операций. У союзников не было собственного аналога «Юнкерсов», поэтому они использовали тяжелые бомбардировщики «Галифакс» и «Ланкастер». Эти самолеты нельзя назвать точными, но их разрушительной сила поражала, поэтому их использовали только для ковровых бомбардировок. С 1943-го года они уничтожали железнодорожные узлы, площадки ракет Фау-2 и даже города. Яркий пример такого подхода — Дрезден, который разрушили до основания за два дня. И хотя заводы переехали под землю и не прекратили работу, бомбардировки облегчили условия, при которых союзники сражались с Германией. Аналогичные операции велись на территории императорской Японии, и именно с самолета Б-29 нанесли атомные удары по городам Хиросима и Нагасаки.



Также непосредственное участие во Второй Мировой Войне принимали авианосцы, причем как в Тихоокеанском регионе, так и в Северной Атлантике. Взлеты самолетов с палубы корабля велись еще до Первой Мировой, но на тот момент они оставались смелыми экспериментами. В межвоенный период летчики и конструкторы оценили силу авиации, но радиус действия самолетов тех лет не позволял регулярно летать через океан. Для решения этой проблемы в США и Японии продолжили развивать авианосцы, и противостояние между ними решило судьбу войны в Тихом океане. Первое боевое применение кораблей со взлетно-посадочными полосами пришлось на декабрь 1941-го, когда японские легкие бомбардировщики Aichi D3A нанесли удар по американской базе Перл-Харбор. Именно авианосцы позволили японским самолетам подобраться близко и обеспечить эффект внезапности.

В этом же регионе впервые использовались камикадзе — летчики-самоубийцы, которые осознанно жертвовали собой, чтобы направить самолет или торпеду для подрыва вражеского корабля. Ближе к концу войны Япония пыталась спастись и шла на отчаянные меры, среди которых встречались и столь радикальные. Правда, они так и не повлияли на ход Второй Мировой.



Также упомянем транспортные самолеты. В межвоенный период рассматривались различные варианты преодоления фронта, среди которых встречался массированный десант в тыл противника. Для этого использовали вооруженных парашютистов, которые не решали исход сражения в одиночку, но помогали солдатам, которые сражались на передовой. Исключением оказалась операция на острове Крит, где немецкие десантники самостоятельно обеспечили захват острова. При этом обе стороны конфликта сделали противоположные выводы. В Германии ужаснулись собственным потерям и отказались использовать воздушный десант в дальнейшем, а в Британии и США наоборот, оценили эффективность подобных операций. В результате, первым шагом высадки в Нормандии стала выброска парашютистов.

Помимо транспортных самолетов разрабатывались безмоторные планеры. Они изготавливались из древесины и могли использовались однократно, но оказались дешевы в производстве. Планеры заслуживают отдельного разговора, ведь после Второй Мировой от них отказались. Немцы применяли их в Голландии и на том же Крите, англичане и американцы — при вторжении в Нормандию, а в СССР планеры помогали десантировать войска во время сражений и поддерживали партизан. Преимущество планеров перед транспортными самолетами заключалось в том, что они доставляли в нужную точку как солдат, так и тяжелое вооружение, от гаубиц до танков. Причина исчезновения безмоторных летательных аппаратов проста — появились вертолеты, которые превосходили их по всем параметрам.



Авиасимуляторам по мотивам Второй Мировой повезло больше, чем другим представителям жанра. Дело в том, действие игры «Ил-2 Штурмовик» разворачивается как раз во время этой войны. Данный проект является главной гордостью российского игростроя, ведь качество его исполнения до сих пор остается непревзойденным. Помимо этого, есть хардкорные и аркадные многопользовательские симуляторы, а в некоторых шутерах о Второй Мировой встречаются эпизоды с управлением самолета. Относительно свежий пример — Call of Duty: WWII.

Отдельного разговора заслуживают стратегии по мотивам Второй Мировой. Во всех представителях этого жанра роль авиация сводится к необязательной поддержке сухопутных сил, и при желании без нее можно обойтись. Иными словами, если роль танков в RTS переоценивают, то с самолетами наоборот — преуменьшают. Другое дело — глобальные стратегии. Яркий пример — серия Hearts of Iron, в которой господство в воздухе является необходимым условием для победы.



Холодная Война



В конце Второй Мировой на смену поршневым двигателям самолетов пришли реактивные, что резко повысило скорость истребителей. Нацистская Германия не успела воспользоваться новыми возможностями авиации в полной мере, а они позволили бы немцам оттянуть конец войны на неопределенный срок. Между тем, уже через 5 лет после окончания Второй Мировой, по ходу противостояния Северной и Южной Корей, поршневые самолеты продемонстрировали полную беспомощность перед реактивными. Также в ходе войны на Корейской полуострове впервые применялись боевые вертолеты, еще одно изобретение Игоря Сикорского. Они уступали самолетам в скорости и полезной нагрузке, но имели преимущество на тактическом уровне, приземлялись даже на небольшом участке земли и вскоре стали главным инструментом для высадки воздушного десанта.

В это же время появился новый класс самолетов — перехватчик. Он отличается от истребителей тем, что цели такого самолета сводятся исключительно к уничтожению вражеских бомбардировщиков, а ближе к концу Холодной войны — еще и крылатых ракет противника. Отметим, что перехватчики относятся не к ВВС, а к противовоздушной обороне.



Также по ходу Холодной Войны сформировалась стратегическая авиация. Главной особенностью подобных самолетов стало наличие атомного оружия на борту. До появления баллистических ракет они оставались единственным способом ядерного удара. Но стратегическая авиация до сих пор используется ведущими странами мира, ведь подобные самолеты вооружаются как бомбами, так и ракетами. К тому же, возможность нанесения удара из любой точки земного шара превращает авиацию в мобильное средство ядерной атаки, наравне с атомными подводными лодками. Именно с самолета 30 октября 1961-го года сбросили самую мощную атомную бомбу в мире, которая имела тротиловый эквивалент в 58,6 Мегатонн. Ни одна ракета не потянет такую нагрузку, поэтому подобный термоядерный заряд возможен только в виде неуправляемой бомбы.

Другая роль стратегических бомбардировщиков — средство устрашения. Дело в том, что кроме удара по японским городам в 1945-м году ядерное оружие в боевых целях не применялось. Однако на протяжении Холодной Войны сверхдержавы запугивали противников возможностью внезапного атомного удара, и вид стратегических бомбардировщиков, которые пролетают близко от границы, справляется с этой задачей. С остальными способами доставки намного сложнее — выпускать ракеты с шахт или подводных лодок ради демонстрации военной мощи опасно и дорого.



Правда, вопрос о разумности использования стратегических бомбардировщиков в условиях атомной войны все еще остается открытым. Эти самолеты эффективны только после подавления ПВО противника, а на это потребуется время. Поэтому лучше использовать ракеты из подводных лодок, пусковых шахт или передвижных комплексов. Несмотря на развитие комплексов ПРО, они до сих пор уступают противовоздушной обороне. Стратегические бомбардировщики разумно использовать при атаке точечных целей, ведь крылатые ракеты, которые входят в состав их вооружения, могут иметь ядерный заряд.

Военные самолеты продолжали использоваться как в боевых целях, так и для разведки. Спутники в период Холодной Войны оставались несовершенны — возникали сложности как с траекторией полета, так и с качеством фотоснимков. Поэтому американские ВВС периодически пролетали над территорией Советского Союза. Яркий пример — самолет U-2, практический потолок которого выше, чем основные средства ПВО тех лет. С 1956-го по 1960-й он провел пять полетов. В результате, при помощи фотосъемки, удалось вычислить ряд секретных объектов СССР, которые использовались для ядерных испытаний и исследования космоса. Но 1 марта 1960-го года под Свердловском ракета новейшего ЗРК С-75 сбила этот самолет-разведчик. Пилота захватили живым, и у Советского Союза появились прямые улики против США, что ухудшило советско-американские отношения и сорвало возможные переговоры об ограничении вооружения.



Помимо этого, U-2 летал над Кубой в разгар Карибского кризиса. Пилот сделал снимки советской базы, где, помимо С-75, разместили ракеты 8К64 с ядерными боеголовками. Никита Хрущев планировал преподнести США неприятный сюрприз и держал факт переброски атомного оружия за океан в секрете. Фотографии, которые предоставили Джону Кеннеди, раскрыли тайну и повлияли на ход переговоров о судьбе Кубы.

Впоследствии для фоторазведки военные окончательно перешли на спутники, но при этом они не отказались от самолетов-шпионов. Так, для понимания действий противника важны данные о радиопереговорах, поэтому помимо фотошпионажа применяется радиоэлектронная разведка. В этой области самолеты все еще остаются незаменимы, и военные используют их до сих пор.



Главным испытанием для авиации Холодной Войны оказался Вьетнам, ведь в небе над ним схлестнулись советские Миг-21 и американские «Фантомы». Главная задача последних сводилась к прикрытию бомбардировщиков Б-52, и до появления зенитно-ракетных комплексов С-75 на вооружении коммунистического Вьетнама американские самолеты чувствовали себя спокойно. «Телеграфные столбы», как прозвали эту ЗРК американцы, сбивали самолеты в таком количестве, что бомбить города и сжигать джунгли напалмом оказалось для США слишком дорогим удовольствием. Невозможность получить господство в воздухе стало главной причиной, по которой американское правительство вывело войска из Вьетнама.

В Афганистане же главной опасностью для талибов оказались вертолеты Ми-24. Вскоре после взятия Кабула война перешла в противостояние советского контингента с отдельными диверсионными отрядами. В этих условиях тактическая авиация оказалась гораздо эффективнее, чем истребители или бомбардировщики.



В играх Холодная Война появляется редко, а авиация второй половины XX века — еще реже. Она встречалась в некоторых шутерах о Вьетнаме, вроде Battlefield: Vietnam, а в первом Call of Duty: Black Ops имелся эпизод с управлением вертолета. Также в RTS по мотивам Холодной Войны есть авиация, правда, по-прежнему на второстепенных ролях. Приятным исключением оказалось дополнение AirLand Battle к стратегии Wargame, в которой авиация играет заметную роль. Также с этим историческим периодом связаны отдельные вертолетные симуляторы, вроде Whirlwind over Vietnam.

Современные войны



В танкостроении постепенно отказались от деления на классы и сосредоточились на одном виде бронетехники, а самолеты сохранили типовое разнообразие. До сих пор по всему Земному Шару используются истребители, бомбардировщики, штурмовики и разведчики. Они стали компьютеризированными, обросли броней и стелс-технологиями, но задачи самолетов со времен Второй Мировой глобально не поменялись. Да и необходимость господства в воздухе остается необходимым условием для успеха в военных операциях.



Ниболее яркий пример использования современной авиации — бомбардировка территории Югославии в 1999-м году силами стран НАТО по ходу Косовской Войны. Ее отличительная черта — отказ от использования наземных сил. Сухопутные войска базировались вблизи боевых действий, но непосредственного участия в них не принимали. Спустя два с половиной месяца бомбежки США и ее союзники завершили эту операцию. Югославская ПВО не оказала должного сопротивления, ввиду устаревшего вооружения и недостатка боекомплектов. Также по ходу этой военной кампании впервые использовались графитовые бомбы, которые не причиняли вреда жизни людям, но выводили из строя электростанции. В текущих условиях жизни лишение электроэнергии мгновенно парализует как военную, так и гражданскую сторону жизни, поэтому не удивительно, что Югославия пошла на перемирие по условиям, которые требовали страны НАТО.

Успех этой войны повлиял и на другие кампании Североатлантического Альянса. Так, в 2011-м году против Ливии была проведена операция «Odyssey Dawn», которая также ограничилась воздушными силами. Она кардинально изменила расклад сил в регионе при минимальных потерях со стороны коалиции. Именно эта война показала тотальная преимущество современных технологий над теми, которые стали устаревшими.



Другое отличие современных самолетов от авиации прошлого — отсутствие необходимости преодолевать воздушное пространство противника. Современные крылатые ракеты поражают цель с расстояния свыше 1000 км, при этом у каждой из них может быть ядерная боеголовка. Подобный самолет вычислить гораздо сложнее, чем пусковую шахту, а средства ПРО развиты далеко не во всех странах мира.

Но главное изменение, которое произошло с авиацией — появление беспилотников. Машины, которые управляются дистанционно, решают главную проблему войн XX века — потерю кадров. Не удивительно, что сегодня беспилотные летательные аппараты используются во всех ведущих странах мира.

Яркий пример игры про современную авиацию — Ace Combat: Assault Horizon. Его в шутку называют Call of Duty от мира аркадных авиасимуляторов, и это верное определение, ведь в нем разработчики сделали ставку не на реалистичность, а на зрелищность. Адреналиновые бои, яркие взрывы, нетривиальные условия, в которые периодически ставят игрока... Assault Horizon до сих пор остается лучшим способом познакомиться с авиацией сегодняшнего дня.



Поклонник Battlefield наверняка еще вспомнит третью и четвертую части серии, и будет прав. Самолеты в играх от DICE передают ощущение от полета на сверхзвуковых скоростях, пусть и не настолько хорошо, как последний Ace Combat. Также отметим Call of Duty: Black Ops II, в котором есть эпизод с управлением беспилотником.

За 100 лет существования авиация прошла долгий путь, и ее роль от конфликта к конфликту только возрастала. Если во времена Первой Мировой самолеты использовались, преимущественно, для разведки, то сегодня они способны самостоятельно вести боевые действия и в одиночку решать исход целых войн. При этом ключевую роль в авиации все еще играют летчики, а если учесть, что потеря кадров всегда вела к поражениям, то не удивительно, что основные задачи современных инженеров сводятся к созданию новых беспилотников. Пилоты подобных самолетов управляют ими дистанционно, и этот процесс максимально напоминает видеоигру. Скорее всего, войны будущего будут походить на масштабные мультиплеерные баталии в авиасимуляторах, правда, цена «респауна» окажется намного дороже.

Обсудить