История самой скандальной игры десятилетия: SW Battlefront 2

Как один шутер по «Звездным войнам» сделал слово «лутбокс» ругательством и привлек внимание всего мира

Мы продолжаем подводить итоги игрового десятилетия. Рассказав о безумных геймерских поступках, мы планировали перейти к главным скандалам, но решили поменять планы. Текст о скандалах будет, но из него мы выделили одну игру, которая заслуживает отдельного рассказа — Star Wars: Battlefront 2. Неловкие попытки EA внедрить систему монетизации привели к тому, что Battlefront 2 сегодня многие считают самой скандальной игрой десятилетия, а ее дурная слава давно вышла за рамки индустрии. Давайте вспомним эту историю во всех подробностях.



Несмотря на очень посредственную первую часть, Star Wars: Battlefront 2 была одной из самых ожидаемых игр 2017 года. Разработчики обещали прислушаться к мнению фанатов: изменить систему прогрессии, добавить сюжетную кампанию и отказаться от платных дополнений. Все это звучало очень хорошо, но незадолго до релиза шутер оказался в центре скандала, который разгорался все сильнее с каждым днем.

Недовольство игроков вызвала новая система звездных карт, которые выпадали из специальных контейнеров. Оказалось, что за реальные деньги можно получить не косметические предметы, а геймплейное преимущество, причем заметное. В лутбоксах прятали повышенный урон, улучшенное здоровье и более мощные способности персонажей-героев.



Представители DICE пообещали перед релизом изменить систему и уменьшить роль микротранзакций. Но автор YouTube-канала XFactorGaming решил проверить это заявление и купил 85 лутбоксов в пробной версии игры. Оказалось, что в контейнеры добавили специальные детали (они требовались для крафтинга звездных карт), а у самих звездных карт существует ограничение по минимальному допустимому уровню персонажа, при котором их можно экипировать, — то есть, игроков вынуждали не только тратить деньги, но и прокачиваться.

Более того, даже 85 лутбоксов не позволили открыть и половины контента. Чуть позже пользователь Reddit под ником TheHotterPotato подсчитал, сколько времени игрокам-неплательщикам потребуется на разблокировку контента. Оказалось, что попотеть придется изрядно: некоторые герои стоят очень дорого, и обойтись без вложения реальных денег будет сложно. Например, Люк Скайуокер и Дарт Вейдер в тот момент стоили 60 тыс. кредитов, что примерно равно 35-40 часам игры.

Вся эта аналитика взбудоражила пользователей сети, и они призвали бойкотировать новинку. На критику откликнулись в EA: студия заявила, что у игроков должно быть чувство «гордости» за разблокировку героев через лутбоксы. Ожидаемо этот комментарий стал самым заминусованным постом в истории портала, а в 2019 году даже попал в Книгу рекордов Гиннесса.



Потом оказалось, что в пресс-версиях Battlefront 2 цены на внутриигровые покупки были ниже, чем в обычных. Того же Люка Скайуокера некоторым рецензентам якобы предложили купить за 10 тыс. кредитов, то есть в 6 раз дешевле. После выхода Deluxe-издания с ранним доступом авторы Star Wars: Battlefront 2 снизили цену на легендарных персонажей. Цены стали меньше на 75%: например, Дарта Вейдера и Люка Скайокера предлагалось купить за 15 тыс. кредитов. Впрочем, одновременно была снижена и награда за прохождение сюжетной кампании — на те же 75%. Также выяснилось, что существует ограничение по количеству валюты, которое можно заработать в мультиплеере за сутки.

В общем, EA до последнего пыталась включить в Battlefront 2 хоть какую-нибудь форму монетизации. Даже когда скандал начал выходить за рамки игровой индустрии, странности не прекратились: например, издатель спрятал кнопку возврата средств за Battlefront 2 в Origin.



Передумать EA заставили только деньги. Игроки начали массово оформлять возвраты. Акции издателя не просто упали, а обрушились — компания подешевела на целых $3 млрд. Шведское издание Di Digital вскоре сообщило, что студию DICE покинули как минимум 40 сотрудников. Игра нанесла такой удар по репутации компании, что в числе ушедших оказались даже ветераны, которые проработали в команде больше 10 лет. За день до релиза EA просто сдалась: вообще отключила микротранзакции и снизила цены на героев.

У скандала с Battlefront 2 были далеко идущие последствия. В Германии задумались над запретом лутбоксов, американский сенатор попросила защитить детей от случайных покупок, а власти Бельгии вообще завели уголовное дело на ЕА. Поползли слухи о том, что Disney устроила EA серьезную взбучку — проблемы с игрой повлияли на репутацию бренда «Звездных войн». На телевидении Battlefront 2 обсуждали даже в тех передачах, которые вообще не связаны с видеоиграми.

Все это привело к тому, что игровые компании теперь будут раскрывать шансы выпадения в лутбоксах — таковы новые правила ESA (Entertainment Software Association). Именно из-за Battlefront 2 любой анонс современной игры сопровождается обещаниями, что в игре не будет лутбоксов, а купить в лучшем случае можно будет лишь «косметику».



Но несмотря на критику, низкие оценки и не самые лучшие продажи команда Battlefront 2 не сдалась. По иронии судьбы, шутер стал почти идеальной мультиплеерной игрой по «Звездным войнам» с очень адекватной системой монетизации. Микротранзакции вернули только через полгода после релиза, когда фанаты уже прокачали всех героев, причем новые персонажи стоят очень дешево.

Battlefront 2 от EA часто сравнивают с версией 2005 года, но это не очень справедливо. Новый вариант — куда более дорогая, красивая и зрелищная игра, а бойцы отличаются друг от друга не только внешним видом, но и уникальными способностями. Со временем в игру добавили новые планеты, режимы, классы и героев — Финна, Капитана Фазму, Оби-Вана Кеноби, генерала Гривуса, графа Дуку и Энакина Скайуокера. Так что теперь в плане контента последняя часть хоть и отличается от старой версии, но уже не так сильно. Откровенно плохим вышел разве что сюжет: лучше бы его вообще не делали.

Скандал с Battlefront 2 повлиял на разработчиков, издателя и всю индустрию. Именно после этой игры слово «лутбокс» стало ужасным ругательством, а вместо очередного мультиплеерного шутера с донатом EA неожиданно выпустила Fallen Order — одиночную игру без микротранзакций.

Battlefront 2 досталась участь «агнца на заклание» — ей пришлось пожертвовать ради того, чтобы издатели хотя бы немного прислушивались к мнению игроков и не навязывали им откровенно грабительские системы монетизации. Но если вы все еще хотите отправиться в далекую-далекую галактику, то еще не поздно: от предпоследней игры DICE даже сегодня можно получить массу удовольствия
.

Смотрите также:

Обсудить