Оглавление

История Е3 - главной игровой выставки в мире

Вспоминаем, как появилась выставка, ради которой игровая индустрия каждый год ставит все дела на паузу

Вот уже много лет вся игровая индустрия собирается на несколько дней в Лос-Анджелесе, чтобы принять участие в Е3. Это практически всегда очень громкое и важное мероприятие, и в этом году оно будет проходить уже в 25-й раз. В честь этого юбилея мы решили вспомнить историю выставки и рассказать, как она начиналась и развивалась.



Видеоигры существуют уже очень давно. Считается, что первая компьютерная программа, созданная исключительно для развлечения, появилась в 1958 году. Постепенно из маленьких разрозненных экспериментов выросла целая индустрия, которая была построена на создании, публикации и распространении видеоигр. Сейчас она приносит огромные деньги и обгоняет кинематограф, а крупные игровые компании пользуются заслуженным уважением в бизнес-кругах. Но так было далеко не всегда.

В конце 80-х и начале 90-х игровая индустрия уже существовала, а популярность видеоигр стремительно росла. В США разработчики, издатели и розница восстанавливались после краха 1983 года. Чтобы продавать игры, нужны были какие-то каналы коммуникации между творцами и торговцами, а также — теми, кто будет за все это платить, то есть игроками. В смежных областях эту роль традиционно выполняли индустриальные выставки — огромные мероприятия, на которые съезжались люди со всей страны, а то и со всего мира. Сюда привозили последние разработки — телевизоры, электронику, бытовую технику — и показывали продавцам и прессе. Так выглядела, например, CES (Consumer Electronics Show), которая проходила в Лас-Вегасе. На первых порах она приютила и игровые компании, но быстро стало ясно, что их на этом празднике воспринимают в лучшем случае как дальних нелюбимых родственников.

Позже Том Калинске, возглавлявший американский филиал SEGA, рассказывал: «Организаторы CES запихивали игровую индустрию на самые дальние задворки. В 1991 году они засунули нас в какой-то старый шатер, и чтобы добраться до нас, нужно было сперва пройти мимо павильонов с порно. В тот год во время выставки шел сильный дождь, брезент протек, и вода лилась прямо на наши новенькие Genesis». Том был в ярости от такого отношения, ему казалось, что игровую индустрию очень сильно недооценивают. В следующий год SEGA решила не возвращаться на CES, а вслед за ней такое же решение приняли еще несколько компаний.



Но вопрос, где и как тогда показывать новинки, оставался открытым. И в первой половине 90-х ответ на него наконец появился. Пэту Феррелу, создателю журнала GamePro, пришла в голову идея отдельной выставки, которая была бы целиком посвящена видеоиграм. Примерно тогда же в Америке появилась Ассоциация производителей интерактивного цифрового ПО (IDSA, предтеча нынешней ESA). Изначально главной задачей организации было выработать систему возрастных рейтингов — так игровая индустрия отреагировала на возросший интерес со стороны государства, которое уже в те времена опасалось, не вредят ли видеоигры детской психике. Пэт встретился с представителями IDSA и предложил совместно организовать новую выставку, пообещав поддержку компании IDG, которая владела GamePro. Благо, опыт организации больших мероприятий у нее уже был — до этого компания проводила выставки Macworld. Идее дали зеленый свет, и в 1995 году в Конференц-центре Лос-Анджелеса прошла первая Electronic Entertainment Expo или, сокращенно, Е3. На ней, помимо прочего, посетителям показали первую PlayStation, а всего посмотреть на игровые новинки приехало около 40 тысяч человек. До этого у организаторов еще были сомнения, будет ли их идея успешной, но после окончания дебютной выставки, стало ясно: надо продолжать.

IDSA выкупила все права на бренд Е3 и начала изо всех сил его прокачивать. В 1996 году собственную Е3 попытались даже провести в Японии, но несколько крупных компаний, среди которых были Sony и SEGA, в последний момент отказались поддерживать мероприятие. Из значительных участников приехала только Nintendo, посетителей было мало, и эксперимент решили не повторять. В Америке все получалось гораздо лучше, хотя и тут не обошлось без мелких трудностей. Не все, например, помнят, что в 1997 и 1998 годах Е3 проводили не в Лос-Анджелесе, а на другом конце страны, в Атланте. Все — из-за того, что организаторы не смогли договориться об аренде Конференц-центра. Несмотря на это, выставка успешно проходила каждый год, количество посетителей росло, пока в 2005 года не достигло рекордного показателя в 70 тысяч человек. Е3 превратилась в огромное, оглушительно громкое шоу, о котором вполне заслуженно говорили как о главном игровом событии года.

Но некоторым участникам казалось, что выставка слишком уж разрослась. В 2006 году организаторы начали получать жалобы, в которых говорилось, что Е3 слишком дорого обходится игровым компаниям. Обустройство большого стенда влетало в ощутимую сумму — $5-10 млн. Кроме того, авторы жалоб указывали, что в последнее время большая часть посетителей — не журналисты, представители индустрии или розницы, ради которых все изначально задумывалось, а какие-то непонятные блогеры. В рассказах об этом периоде никогда не называют конкретных имен, но Дуглас Ловенстайн, тогдашний президент ESA, говорил в интервью, что речь шла о ключевых участниках выставки. И они недвусмысленно дали понять ,что, если все будет продолжаться так же, они просто перестанут приезжать. Из-за этого могли начать отваливаться и другие компании. Под угрозой оказалось само существование Е3.



Чтобы избежать катастрофы, организаторы пошли на довольно жесткие меры. Они объявили, что выставка меняет формат, допускаться на нее будут только люди из индустрии и профильной прессы, а никакого шоу больше не будет — только демки и презентации в сугубо профессиональной атмосфере. В 2007 году прошла первая «обновленная» Е3, которая на этот раз переехала в небольшой ангар в аэропорту Санта-Моники и несколько расположенных рядом отелей. Всего на нее допустили 10 тысяч человек. Некоторые наши коллеги до сих пор с теплотой вспоминают тот год: выставка была настолько компактной и тихой, что всю работу удалось сделать в рекордные сроки, и еще осталась масса свободного времени. Примерно то же самое повторилось в 2008 году, только Е3 опять вернулась в Конференц-центр.

Правда, быстро выяснилось, что новый формат нравится далеко не всем. Например, Уилл Райт сравнил выставку с зомби и заявил, что настоящая Е3 «умерла пару лет назад». Ему вторил аналитик Майкл Пахтер. По его мнению, жестко отсекая «левых» людей, индустрия вредила сама себе, потому что из-за этого выставка становилась менее заметной для широкой публики. В конце концов было решено сперва вернуться к старому формату, а затем и вовсе сделать Е3 открытой для обычных фанатов и продавать на нее билеты.

Правда, крупные компании все равно начали постепенно терять интерес к выставке и искать новые возможности для продвижения своих игр. Например, Electronic Arts с 2016 года проводит EA Play — небольшую выставку, посвященную самым свежим своим продуктам. Но проходит она тоже в Лос-Анджелесе, почти параллельно с Е3, а иногда — вообще чуть ли не в соседнем здании. Немного уменьшила свое присутствие на выставке Nintendo. Компания все еще держит большой стенд, но отказалась от традиционной «живой» пресс-конференции перед открытием. А в этом году в Лос-Анджелес впервые не приедет Sony.

Тем не менее, Е3 продолжает жить, привлекает каждый год огромные толпы игроков и участников индустрии со всего мира, и остается главным событием года практически для всех, кто любит видеоигры. Сейчас в очередной раз возникают вопросы о ее будущем. Так, не до конца понятно, будет ли она и дальше проходить в Конференц-центре. Организаторам кажется, что площадка стала слишком тесной и не соответствует требованиям Е3. Они даже начали говорить о том, что ищут новое место для проведения выставки, но не так давно продлили договор аренды до 2023 года. Правда, оставив за собой право разорвать его в любой момент. Как бы там ни было, мы практически уверены, что в обозримом будущем Е3 никуда не денется. В ближайшие годы вся игровая индустрия так же будет собираться в Лос-Анджелесе и на несколько дней погружаться в водоворот анонсов, демок и пресс-конференций. Ну, и мы тоже, конечно, не останемся в стороне.

Обсудить