Оглавление

Итоги 2017 года

Все самое интересное и важное, что случилось с игровой индустрией в 2017-м году

2017-й подошел к концу, и пришло время подвести итоги отчетных 12 месяцев. К сожалению, уходящий год оказался, в большей степени, важным для индустрии, чем для игроков, ведь действительно выдающихся проектов вышло немного, а вот событий, новых консолей и, особенно, скандалов оказалось предостаточно. Как раз с них мы и начнем.

Игровая индустрия. Скандалы, новые консоли и продолжение эпопеи со шлемами виртуальной реальности



Наверное, главное, чем запомнится уходящий год — это неожиданная развязка истории с микротранзакциями. Конечно, дополнительные платежи в AAA-проектах появились далеко не в 2017-м, но раньше они либо были визуальными, то есть не влияли на геймплей, либо лишь слегка помогали при прохождении игры, но при этом оставались совершенно ненавязчивыми. Но в конце этого года выяснилось, что во многих новых проектах внутриигровые покупки за реальные деньги — единственный способ избежать скучнейшей рутины, вроде нарезания сотен кругов в новом Need for Speed: Payback, бесконечного гринда в Middle-Earth: Shadow of War или десятков сетевых матчей без прогресса в Star Wars: Battlefront 2. Именно «Баттлфронт» с его лутбоксами, то есть внутриигровым казино за реальные деньги, вызвал настолько негативную реакцию со стороны игроков, что EA Games решили временно заморозить эту систему, чтобы внести в нее корректировки. Да, это можно считать победой со стороны геймеров, но, разумеется, ничего не закончилось, ведь издатели, фактически, нашли способ без лишних усилий заработать гораздо больше, чем раньше, и вряд ли в ближайшем будущем полностью откажутся от микротранзакций. После истории с Battlefront 2 игроки нашли интересные особенности в других проектах, вроде резкого уменьшения набора опыта после 20-го уровня в Destiny 2 или особых технологий, которые разработаны специально чтобы подталкивать людей на внутриигровые платежи. Так или иначе, на данный момент геймеры показали, что не готовы платить дополнительные деньги при покупке игр AAA-класса и объявили второму «Баттлфронту» показательный бойкот. Как результат, акции EA Games упали на несколько процентов, а сама компания не только потеряла львиную долю прибыли, но и окончательно испортила свою репутацию.



Также в 2017-м году вышли сразу две консоли, каждая из которых оказалась весьма необычной по современным меркам. Так, в начале марта на полках магазинов появилась полупортативная Nintendo Switch с собственной библиотекой игр, в-основном, про Марио и Зельду. Между тем, несмотря на ряд положительных отзывов, крупные издатели, за редким исключением, не решаются выпускать свои проекты на «Свиче», а хардкорные игроки смотрят на нее со скепсисом. С другой стороны, отличные продажи показывают, что боссы «большой N» двигаются в верном направлении, ведь соперничать с Microsoft и Sony на их поле они не могут.

Разумеется, нельзя обойти стороной и Xbox One X, анонс которого изменил цикл выхода новых поколений консолей один раз в пять-шесть лет и заставил Sony выпустить Pro-версию своей PlayStation 4. Но из-за того, что новый «Иксбокс» вышел позже своего главного конкурента, у него оказалась весомое преимущество перед ним в виде действительно мощного железа, которое позволяет выводить на экран телевизора полноценное 4K. Только вот во что на нем играть, все еще остается под вопросом, ведь, кроме мультиплатформы, которая доступна в том числе и на устройствах от Sony, Xbox One X нечего предложить игрокам. Остается лишь надеяться, что Halo 6 и Gears of War 5 будут анонсированы в ближайшем будущем, чтобы покупка улучшенного «Хуана» оказалась оправдана.



Sony, которая еще в прошлом году выпустила PlayStation 4 Pro, новых приставок в 2017-м не представила. Более того, чувствуется, что сегодня компания ощущает себя победителем противостояния текущего поколения консолей. На E3 были представлены те же игры, что и в 2016-м, а новых эксклюзивов за отчетные двенадцать месяцев анонсировано не было. Возможно, это и не нужно — ничего подобного перезапущенному God of War или The Last of Us part II у других платформодержателей нет и, скорее всего, не будет. Только вот отсутствие полноценной конкуренции и нежелание Sony запускать новые игровые серии может привести к стагнации всей индустрии в целом.

Ну и напоследок — пара слов о шлемах виртуальной реальности. Увы, на конец 2017-го года они все еще не могут оправдать свое существование, ведь игр на них выходит мало, да и то, большая часть их них — это порты различных AAA-проектов прошлых лет, вроде Skyrim VR или Doom VFR. Невероятные скидки на PlayStation VR, благодаря которым цена на них упала почти в три раза, говорят о том, что дела у этого направления Sony идут не самым лучшим образом. Скорее всего, для того, чтобы виртуальная реальность стала полноценной, нам придется ждать мощностей следующего поколения консолей, да и то при условии, что производители подобных устройств к тому времени не откажутся от этой затеи. Радует лишь тот факт, что Sony продолжает развивать VR-устройства с целью превратить их в нечто большее, чем просто дополнение к Playstation 4.

Игровые итоги года



Начнем мы игровые итоги отчетных 12 месяцев с главного разочарования 2017-го года. Еще недавно казалось, что громких провалов уже не будет, ведь издатели четко знают, во что вкладывать деньги и научились не совершать ошибок. Но внезапно для многих в этом году сразу несколько проектов не оправдали ожиданий фанатов. И если Battlefront 2 и Need for Speed: Payback подвели уже упомянутые лутбоксы, то проблемы Syberia 3 и Mass Effect: Andromeda лежат гораздо глубже. Именно «Андромеду» можно считать худшей игрой 2017-го года, особенно если сравнивать ожидания и полученный результат. Если в двух словах, то вместо эпического приключения в другую галактику мы получили RPG, в которой сто процентов игрового времени мы занимались скучнейшей рутиной. Даже Dragon Age II не был настолько пресным и безликим, как новый Mass Effect. Также именно с «Андромедой» был связан громкий скандал, в ходе которого выяснилось, что многие ключевые посты в столь громком проекте занимали люди без опыта и образования. Сумеет ли теперь Bioware восстановить свою репутацию или она повторит судьбу других студий, которые поглотила и уничтожила EA Games — главная интрига ближайших лет.



На получение награды за лучший игровой сюжет 2017-го года претендуют сразу несколько кандидатов. Смелый, по современным политкорректным меркам, сценарий Wolfenstein 2, история мира Horizon Zero Dawn, таинственная глубина Nier: Automata... И именно последнюю игру мы можем назвать победителем в этой номинации. Причем дело даже не в том, что она приоткрыла для многих игроков совершенно новую вселенную и не в тройном дне, которое есть у каждого персонажа и события, а в том, что Nier: Automata доказала готовность людей прощать множество недостатков игры ради действительно интересной истории.



Среди лучших хорроров года можно отметить сразу три потенциально интересных игры — Resident Evil 7, The Evil Within 2 и Outlast 2. Но если последний проект не привнес в концепцию оригинала ничего нового, то продолжение нашумевшего творения Синдзи Миками и вовсе растеряло достоинства первой части и окончательно превратилось в сборную солянку чужих идей. А вот Resident Evil к седьмой части резко сменил жанр, вернулся от бодрого боевичка к мрачному хоррору, который в текущем виде напоминает современные инди-ужастики, только с большим бюджетом. И это — главное признание заслуг подобных проектов перед индустрией, раз даже самый известный представитель survival horror не стесняется использовать их наработки. Помимо этого, Resident Evil 7 — самая страшная игра этого года.



Если вы попытаетесь вспомнить лучшую инди-игру 2017-го, то наверняка назовете Cuphead. И дело даже не в том, что другие представители жанра остались неизвестными, просто этот проект действительно заслуживает вашего внимания. Тот факт, что разработчики реализовали все, что обещали на многочисленных выставках и пресс-показах, уже вызывает уважение, ведь это остается редкостью даже среди издателей с многомиллионными бюджетами. Cuphead — это платформер с отточенной до совершенства механикой, высокой сложностью и прекрасной стилизацией под мультфильмы 30-х годов. Также в рамках инди-игр нельзя не отметить слэшер Hellblade, который смещает акценты с геймплея на сюжет и атмосферу. И хотя внешне проект не похож на привычное инди, он является таковым, ведь разработчики из Ninja Theory создали его за свой счет, сохранили полный контроль над творческим процессом и сумели реализовать свои идеи на все сто процентов. Как результат, у них получилась самая необычная игра этого года.



Со стелс-экшенами все просто — чистокровных представителей остается все меньше, а привычные элементы бесшумного геймплея все чаще появляются в комплексных проектах как одна из возможностей прохождения. В 2017-м был один стелс, который можно назвать лучшим и, по сути, единственным, который достоин упоминания — это Sniper Elite 4. У этой игры есть ряд достоинств, благодаря которым с ней стоит ознакомиться всем, кто хоть немного любит оставаться незамеченным в тылу врага. Во-первых, в кои-то веки снайперский геймплей реализован как надо — с качественной баллистикой, красивой режиссурой и вариативностью. Во-вторых, здесь интересно проработан звуковой стелс, ведь каждый выстрел приходится синхронизировать с шумом окружения. В результате мы получили игру, которая настолько интересна по меркам жанра, что ее можно отнести к высшей лиге.



А вот на количество стратегий в 2017-м году жаловаться не приходилось. Но если Total War: Warhammer 2 лишь слегка развил концепцию оригинала, то Dawn of War 3 и вовсе разочаровал своих поклонников. На их фоне Halo Wars 2 кажется лучше стратегий от Relic и Creative Assembly не в последнюю очередь из-за того, что ее мало кто ждал, а она, между тем, оказалась качественным продолжением проекта 2009-го года, механика которой за 8 лет ни капли не устарела. Конечно, перед нами не новый Starcraft, а лишь крепко сбитая игра, интересная прежде всего для поклонников вселенной Halo, но она оказалась лучшей RTS, которая выходила в 2017-м.



Gran Turismo выходит далеко не каждый год, но когда очередная часть все-таки появляется, то вопрос о лучшей гонке можно считать закрытым. Да, формально GT: Sport — это демоверсия седьмой игры серии, но даже тех возможностей, которые в ней доступны, хватает, чтобы обойти всех ближайших конкурентов. Не в обиду другим гонкам будет сказано, но лучше потратить несколько лишних часов на заучивание очередной трассы здесь, чем наматывать сотни кругов в новом Need for Speed или бороться с кривой физикой автомобилей в Forza Motorsport 7. Более того, Gran Turismo: Sport — единственный на сегодняшний день способ стать настоящим гонщиком без необходимости садиться за реальный болид.



Про то, что RPG давно смешались с другими жанрами, мы уже говорили недавно. Сегодня к ролевым играм можно отнести как Horizon: Zero Dawn, так и Assassin`s Creed: Origins, но их же можно назвать и экшенами от третьего лица. Поэтому звание лучшей RPG`2017 мы отдаем Divinity: Original Sin 2. Да, она старомодна и раскроется перед собой только тем, кто будет готов тратить на нее десятки часов свободного времени, но это именно что ролевая игра во всем своем великолепии — вариативная, сложная, с массой возможностей и сотнями часов действительно интересного геймплея. Ради новой Divinity стоит отбросить свой игровой опыт последних лет — настолько качественные олдскульные проекты выходят слишком редко.



С лучшим экшеном от третьего лица все немного сложнее по причине, которая названа выше — чистых представителей жанра практически нет. И если мы рассмотрим наиболее интересных жанровых гибридов, то здесь безусловным фаворитом окажется Assassin`s Creed: Origins. В нем прекрасно сочетаются полноценный слэшер, ролевая игра с большим открытым миром, простенький стелс и механика езды на лошадях и колесницах. При этом в рамках этой игры мы сможем встретиться с Клеопатрой и Цезарем, повлиять на слияние Египетской и Римской культур, побывать на вершинах Великих Пирамид и собственноручно создать Братство Ассасинов, которое еще сыграет свою роль в будущем. Все это определенно стоит вашего времени, особенно если вы неравнодушны к реальной истории.



А вот Wolfenstein 2: The New Colossus побеждает сразу в двух номинациях — лучший шутер и главная игра 2017-го года. Второй перезапущенный «Вульф» оказался грамотным развитием концепции оригинала 2014-го года, который отличается от него примерно так же, как Uncharted 2 от первой части. По сути, единственным конкурентом Wolfenstein 2 в этом году был разве что Prey (2017), но он представлял собой помесь разных жанров, и собственно стрельба в нем реализована посредственно. Но если со званием лучшего шутера все более-менее понятно, то титул игры года, требует особого объяснения. Подобные проекты, как правило, не просто интереснее остальных, а находятся на качественно другом уровне, двигают за собой индустрию и показывают нечто действительно новое. The New Colossus, в этом плане, делает главное — он умудряется удивлять. Своей смелостью, которая выходит за грань разумного, интересной историей с запоминающимися персонажами, невероятным сочетанием отличного юмора и глубокой военной драмы. На этом фоне геймплей, который мало поменялся со времен The New Order, даже не кажется недостатком, ведь он, по сути, нужен лишь для того, чтобы оправдать существование местного сюжета, а не наоборот, как это обычно бывает. Да, «Вульф» остался классическим шутером без открытого мира и ролевых элементов, но ничего лучше за 2017-й год так и не вышло.



В игровой индустрии годы, которые интересны с точки зрения количества выдающихся видеоигр, чередуются с теми, которые закладывают основу для будущего. Благодаря новым консолям, тенденциям, которые создавали крупные издатели и реакции на них игроков, 2017-й год оказался важен для индустрии именно с точки зрения ее формирования. И пусть новых качественных проектов было немного, не сбывались ожидания и случались крупные провалы, но мир видеоигр развивался, причем на него влияли не только издатели, но и простые игроки. Таким образом, 2017-й заложил базис для будущего, а его плоды мы увидим в самое ближайшее время. Остается лишь надеться, что грядущий год порадует нас не скандалами и поисками путей развития, а новыми игровыми шедеврами.

Обсудить