Оглавление

Из грязи в князи: как изменилась DayZ за 8 лет

От игры-долгостроя до одного из самых популярных «выживачей» в Steam

Недавно DayZ побила собственный исторический рекорд онлайна в Steam — в нее в какой-то момент играло более 46 тыс. пользователей. Симулятор выживания от Bohemia Interactive смог избавиться от собственного «проклятья» раннего доступа и стать одной из самых популярных игр платформы. Мы решили вспомнить, как изменилась DayZ за прошедшее с релиза время, и почему сейчас это — одна из лучших «выживалок».

DayZ от новозеландского геймдизайнера Дина Холла в феврале 2013 года вышла в Steam как глобальная модификация для Arma 2 (до этого она год была в статусе альфы). Она превратила хардкорный военный шутер в постапокалиптический симулятор выживания с элементами хоррора, показывающий вымышленное постсоветское государство Черноруссия. За несколько месяцев мод стал одним из самых популярных в комьюнити, после чего чешская Bohemia Interactive решила сделать полноценную standalone-версию DayZ.



Игра вышла в декабре того же года в раннем доступе и стала феноменом Steam. Несмотря на многочисленные баги, ужасный сетевой код и никакую оптимизацию, DayZ добралась до отметки в миллион проданных копий всего за месяц. Игрокам нравилась механика, непредсказуемость каждой игровой сессии, мрачный сеттинг и незабываемые встречи с другими игроками, которые чаще всего заканчивались перестрелками. Когда казалось, что впереди у проекта перспективное и безоблачное будущее, в Bohemia расслабились.

Уже осенью 2014 года чешскую студию покинул Дин Холл для того, чтобы основать собственную компанию RocketWerkz. В декабре 2021 года он выпустил симулятор выживания Icarus, сразу взлетевший в недельном чарте Steam.

Уход «отца» DayZ начал беспокоить фанатов. Оставшаяся команда неспешно ковырялась в недрах движка, добавляя несколько новых футболок и бейсболок раз в пару месяцев и оставляя без должного внимания оптимизацию и многочисленные баги. Игроки могли умереть на ровном месте без непонятных причин, а, например, их удары по зомби или другим игрокам неадекватно обрабатывались сервером. DayZ могла жутко фризить в самый неожиданный момент или молча вылетала на рабочий стол. Сетевой код тоже оставлял желать лучшего.

Вдобавок к этому часть игроков научилась использовать эксплойты игры, что привело к массовому распространению «дюпа» — когда пользователи могли клонировать любые предметы (включая самые редкие) и становились «повелителями серверов», отстреливая всех на подходах к «жирным местам». Наконец, DayZ стал пристанищем многочисленных читеров, которые могли невозбранно летать в небе, стрелять по всем с любых расстояний и мгновенно телепортироваться, куда душа пожелает.






Редкие обновления (даже долгожданное появление автомобилей и диких животных, а также пары локаций не сильно исправило ситуацию), постоянные баги и разрывы связи сделали свое дело — из DayZ стали уходить разочарованные игроки. Онлайн скатился с 20-25 тысяч пользователей до жалких 2-3 тысяч, и, казалось бы, игру можно было торжественно провожать в последний путь, с горестью вспоминая, какое яркое впечатление она произвела в свое время.

Оказалось, что в это время большая часть команды трудилась над новым движком Enfusion Engine — изначальный движок Real Virtuality 3 тормозил разработку. Этим и объяснялись небольшие апдейты и редкие новости про обновления.

Наконец, в 2018 году в Bohemia после пары лет молчания вспомнили и про DayZ. В студии объявили, что скоро игра изменится до неузнаваемости, но после четырех лет в основном несбывшихся обещаний пользователи не сильно-то им верили.

Полноценная перезагрузка произошла с выходом обновления 0.63, и игра действительно сильно поменялась. Например, появилась динамическая смена погоды, деревья и кусты начали раскачиваться на ветру, что добавило происходящему колорита. Улучшилось и звуковое сопровождение, а крики местных зараженных стали более пугающими. Их искусственный интеллект также был переработан — если раньше они не представляли серьезной угрозы, то теперь научились перелезать через препятствия и загонять игрока в ловушки, убивая буквально четырьмя ударами, поэтому поклонники начали привыкать к стелсу. Новый движок также позволил разработчикам поэкспериментировать с анимацией, переработать систему жестов, и наконец обновить внутриигровой интерфейс и систему статусов здоровья игрока, слегка упростив выживание на просторах Черноруссии. Наконец, Enfusion сильно оптимизировал игру, и она перестала тормозить даже на самых топовых конфигурациях.



В декабре 2018 года игра неожиданно вышла из раннего доступа, получив полноценный релиз. В версию 1.0 Bohemia не только добавила сотни изменений, включая строительство баз, но и, возможно, одно из лучших нововведений в истории DayZ, — поддержку мастерской Steam и кастомных карт сообщества.

Фанатам именно этого и не хватало много лет. Пока разработчики в своем темпе выпускали обновления к «ванильной» версии, энтузиасты начали работать над всевозможными модами — от ролевого сервера в стиле S.T.A.L.K.E.R. и настоящих летающих вертолетов до NPC, выдающих квесты, и торговцев. Список модификаций огромен — в мастерской Steam их насчитывается почти 20 тысяч (для сравнения — у Skyrim их ненамного больше, всего 28 тысяч), и каждый поклонник игры и жанра «выживачей» в целом обязательно найдет что-то по своему вкусу.



С выходом релизной версии онлайн взлетел с 3-4 тысяч до 29 тысяч, и с тех пор этот показатель только растет (небольшие временные просадки — не в счет). Авторы, тем временем, не уповали лишь на комьюнити, выпустив в декабре 2019 года новую (и, к сожалению, платную) карту Ливония, позаимствованную из Arma 3 и адаптированную под DayZ. Она меньше по площади, чем Черноруссия, однако количество игроков на ней такое же, поэтому шанс встретить на ней незнакомцев сильно возрос. Это дало дополнительный буст популярности, и среднемесячный онлайн игры в Steam с тех пор ни разу не падал ниже 20 тысяч пользователей ежедневно. И это еще не считая консольных версий.

О том, что гнев сменился на милость, говорят и оценки DayZ в Steam. Общее число положительных отзывов теперь 70% (всего оставлено более 237 тысяч обзоров), в то время как долгие годы этот показатель был в районе 40-50%. А за последние 30 дней на игру оставили 4,5 тысячи обзоров, из которых 91% — положительные.

Самое главное — авторы смогли сквозь года сохранить дух той самой DayZ времен раннего доступа. Игра всегда была больше не про само выживание, а про интересные и захватывающие истории и новые и неожиданные знакомства. Место спауна могут караулить увешанные оружием игроки, которые промышляют тем, что берут «кепок» в плен и заставляют есть человечину. На любой локации можно наткнуться на истекающего кровью игрока и встать перед моральным выбором — помочь ему бинтами или оставить умирать. И если вы решаете ему помочь, не исключено, что спасенный потом пустит вам пулю в спину, чтобы отобрать припасы. Наконец, можно просто с друзьями собраться на своей укрепленной базе у костра после удачной вылазки и уютно пообщаться, наслаждаясь треском дров и игрой теней на стенах. А если вы хотите получить новые впечатления от игры, на ваш выбор — почти 20 тысяч модификаций и серверов.

Обсудить