Известные игры из Великобритании, о происхождении которых вы не догадывались

От экшенов о бандитах и супергероях до масштабных стратегий и атмосферных ужастиков



Наверное, любому разработчику приятно, когда созданная им игра становится популярной. Но прославляет она не только своих авторов, но и страну, в которой сделана. Многие знают, что Rayman и Heavy Rain создали во Франции, Painkiller и «Ведьмака» — в Польше, а S.T.A.L.K.E.R. и Metro 2033 — на Украине. Об американских или японских играх можно даже не говорить. А какими хитами известна Великобритания? Учитывая большое число вариантов, в нашем материале мы выбрали те из них, которые на первый взгляд совсем не кажутся британскими.

Grand Theft Auto





Grand Theft Auto — безусловно, одна из самых знаменитых игровых франшиз в мире. О «ГТАшке» слышали, кажется, все. В начале разработки серия едва не превратилась в скучный симулятор полицейского, однако с третьей части ее лицо хорошо известно: большой открытый мир, разнообразный игровой процесс и захватывающий криминальный сюжет, щедро сдобренный сатирой.

К слову, если не знать наверняка и пытаться угадать, откуда родом GTA, обилие пародий и география игр франшизы могут сбить с толку кого угодно. Дело в том, что вымышленные города серии имитируют реальные мегаполисы США, а авторы подшучивают над американскими культурой, политикой, СМИ и обществом в целом. Получается у них метко и злободневно, и кажется, что так могут лишь сами американцы. Но занимаются этим разработчики из Шотландии. Как DMA Design (после выхода GTA 3 переименованной в Rockstar North) это удалось, мы вспоминали отдельно.

Благодаря таланту британцев из Rockstar каждая игра серии наделена своей особенной атмосферой и становится культовой практически сразу после выхода. В итоге GTA давно закрепилась в списке самых продаваемых игровых франшиз в истории, а геймеры навсегда запомнят ее как кладезь мемов («Потрачено»), слухов и мифов.

Игровая франшиза Lego



Новая игра серии порядком задержалась из-за пандемии и выйдет уже в 2022 году


Наверное, излишне описывать популярность конструктора Lego. Достаточно сказать, что в 2021 году производящая его компания The Lego Group считалась крупнейшим производителем игрушек в мире. Видеоигры на основе бренда выходят уже давно: оригинальные выпуски — с 1995 года, а лицензированные — с 2001-го. Последней категорией уже больше 15 лет занимается британская компания Traveller’s Tales (позже к ней присоединились соседи из TT Fusion).

Первые Lego-проекты разработчиков базировались на наборах Lego Star Wars и навсегда изменили облик игр на основе знаменитого бренда. Получилось идеальное развлечение для всей семьи: с простым игровым процессом, незамысловатыми головоломками, множеством персонажей, обилием фансервиса и фирменным юмором.

В дальнейшем авторы выпускали игры по существующим линейкам конструктора («Индиане Джонсу», «Бэтмену», «Гарри Поттеру»), а также виртуальные Lego-версии известных кинофраншиз («Властелина колец», «Парка юрского периода», фильмов Marvel). Самое смешное, что с первого взгляда совершенно нельзя отнести игры Lego к англичанам: ведь родина самого конструктора — Дания, а почти все киноциклы, на которых основаны игры, — признанные хиты Голливуда.

Batman: Arkham





Трилогию Batman: Arkham (из-за сюжета и студии-разработчика Origins стоит несколько особняком) принято сравнивать с кинотрилогией Кристофера Нолана о Бэтмене. Они действительно похожи: за сногсшибательным стартом (Asylum / «Начало») следует еще более шедевральный сиквел (City / «Темный рыцарь»), а затем — уже менее впечатляющий, но все еще очень достойный финал (Knight / «Возрождение легенды»). Оба цикла перезагрузили образ Бэтмена, сделав его мрачнее, и задали новые стандарты для супергеройского жанра в фильмах и играх.

И все же если сравнивать киноленты Нолана и франшизу Batman: Arkham лоб в лоб, достоинства игр перевешивают с приличным отрывом. Экшены Rocksteady Studios показали умения Бэтмена со всех сторон: в них Темный рыцарь предстает превосходным детективом, который силен и в рукопашном бою, и в скрытности. Интересный сюжет, открытый мир, головоломки, куча гаджетов, атмосфера — в играх британцев подкупало буквально все.

Если же говорить об авторах, удивляет, что эталонные игры о Бэтмене разработали не на родине персонажа, в Америке, а в Англии. Честно говоря, британцы и раньше выпускали аркады и виртуальные адаптации фильмов о Темном рыцаре, но лишь лондонцам из Rocksteady удалось создать самые высокооцененные экшены о супергероях — рекорд, который они удерживают до сих пор.

Fall Guys: Ultimate Knockout





В отличие от описанных выше игр, Fall Guys не может похвастаться богатой историей — она вышла лишь в 2020 году. Однако многопользовательский платформер мгновенно стал сенсацией, по количеству игроков временно опередив такие хиты, как GTA 5 или Destiny 2. Моментальный успех игры легко объяснить: она проста в освоении, а веселый настрой, забавные персонажи и затягивающий геймплей послужили хорошей отдушиной во время пандемии Covid-19. В конце концов, она предложила незаезженный взгляд на жанр королевской битвы, заставив геймеров не отстреливать друг друга, а устраивать кучу-малу на полосах препятствий.

И хотя популярность Fall Guys с момента выхода порядком поугасла, свою задачу она выполнила — о лондонской студии Mediatonic узнал весь мир. Причем при первом взгляде на игру сразу и не скажешь, что она сделана в Англии. Уж больно она напоминает странные японские шоу, например, знаменитое Takeshi’s Castle, ставшее культовым и породившее ворох подражателей по всему миру. Ничего удивительного: именно им авторы и вдохновлялись при разработке.

Sonic Dash



Жанр раннера и сверхбыстрый еж Соник словно созданы друг для друга


Отдельные мобильные игры о Сонике вроде Sonic Jump еще легче принять за творения японцев — все-таки франшиза зародилась именно в Стране восходящего солнца. Тем не менее их выпустила одна из европейских студий компании SEGA — английская Hardlight.

Особенно примечательна вторая игра разработчиков в рамках культовой серии — Sonic Dash. Когда в 2013 году авторы выпустили на iOS этот экшен в жанре бесконечного раннера, они не собирались долго его поддерживать. Однако отзывы на игру оказались неплохими, количество скачиваний начало неуклонно расти, и команда решила перенести экшен и на другие платформы. В итоге к сентябрю 2021 года Sonic Dash скачали более 500 млн раз, а Hardlight планирует поддерживать игру еще долгие годы.

Total War





Кстати говоря, самой первой европейской студией SEGA в 2005 году стала другая английская команда — Creative Assembly. К тому моменту разработчики успели всемирно прославиться, выпустив несколько игр своей флагманской серии Total War.

Авторы успешно соединили глобальную пошаговую стратегию и тактические сражения в реальном времени. Уже одно это влюбило в себя игроков по всему миру, однако переломный момент в истории серии настал с выходом Rome: Total War. В ней появился трехмерный движок, в результате чего графика стала красивее, а на поле боя происходили настоящие кровопролитные баталии с участием многих тысяч воинов. По сути, Total War исполнила мечту любого мальчишки, позволив поиграть «в солдатиков» в невиданном масштабе.

Забавно, но поначалу можно было ненароком принять авторов за японцев. Первой игрой франшизы в 2000 году была Shogun: Total War, посвященная феодальной Японии, а в то время исторические игры о Стране восходящего солнца создавали в основном ее собственные студии-разработчики. А если и сегодня точно не знать родину Creative Assembly, с ходу ее угадать вряд ли получится: за свою историю команда выпустила игры о средневековой Европе, Древнем Риме, Наполеоновских войнах, китайской Эпохе Троецарствия и т.д. Впрочем, про родину разработчики тоже не забывали — Англия есть в Medieval II: Total War: Kingdoms и Total War Saga: Thrones of Britannia.

Until Dawn



Игра стала достойной наследницей Heavy Rain


Британцы выпускали и хорроры. Пожалуй, самый известный из них — Until Dawn, разработанный студией Supermassive Games. Еще на стадии концепции авторы решили создать игровое подобие кинослэшеров о маньяках, и им это идеально удалось. Получился типичный американский ужастик о группе молодых людей, забравшихся в глушь и столкнувшихся с ужасом лицом к лицу. Вдобавок на главные роли авторы позвали известных голливудских актеров, например, Рами Малека (сериал «Мистер Робот») и Хейден Панеттьер (сериал «Герои»). В результате игру совершенно нельзя было посчитать творением англичан.

Вдохновившись примером Heavy Rain, команда Supermassive сделала красивое и увлекательное интерактивное кино с разветвленным сюжетом, которое полюбилось и критикам, и обычным геймерам. Игроки словно становились режиссерами фильма: могли скорректировать архетипы персонажей на свой лад или попробовать сломать жанровые клише в попытке спасти всех героев от жуткой кончины. В итоге Until Dawn держала в напряжении до финальных титров, а затем вызывала желание пройти ее еще раз.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth



Игры по мотивам и в духе Лавкрафта разрабатывали во многих странах мира, включая Японию, Турцию и Украину


Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth со стороны тоже выглядит скорее не английской игрой, а американским хоррором. Говард Лавкрафт, на чьих произведениях основан ужастик, родился на северо-востоке США, в Новой Англии, и в своих работах в основном рассказывал о тех же местах. Большинство киноадаптаций писателя сняли американцы, а вдохновленные его творчеством игры к выходу «Зова Ктулху» разрабатывали, кроме США, разве что во Франции и Канаде. Авторы из Headfirst Productions стали первыми (но не последними) британцами на этом поприще.

Call of Cthulhu — игра совсем иного порядка, нежели Until Dawn. Она и по меркам своего времени была жутко неудобной, громоздкой, некрасивой и откровенно устаревшей. Парадокс в том, что все это лишь играло на руку общей атмосфере иррационального ужаса и идеально передавало дух прозы самого Лавкрафта. Шутка ли — главный герой мог сойти с ума прямо посреди прохождения, и словно вторя этому, часть геймеров так и не смогла завершить игру, бросив ее на полпути из-за сложности и неповоротливого геймплея. А среди любителей игровых ужасов Call of Cthulhu давно считается культовой классикой и лучшей игрой по Лавкрафту.

Мы перечислили далеко не все проекты, созданные в Соединенном Королевстве. Если вы не нашли среди упомянутых хитов свою любимую британскую игру, рекомендуем ознакомиться с другими нашими материалами на тему. Например, статьями об истории игровой индустрии Великобритании. Отдельного рассказа требуют и игровые гоночные франшизы, ибо англичане создали много классических хитов в жанре, от Colin McRae Rally и Driver до Burnout и MotorStorm.

Материал подготовлен при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве в партнерстве с Ассоциацией интерактивных развлечений Великобритании (Ukie).

Обсудить