Извинись! Как ЛГБТ и феминизм победили разработчиков
Семимильные шаги игровой индустрии в сторону толерантности и борьбы за права меньшинств
Последний год для многих игровых компаний ознаменовался скандалами, связанными с сексизмом и проблемами ЛГБТ-сообщества. Крупные студии в погоне за трендом все дальше заходят на территорию политкорректности и, кажется, постепенно учатся игнорировать игроков, которым происходящее не слишком нравится. Мы решили вспомнить самые известные истории и рассказать, чем они закончились для каждого из разработчиков.
DICE и Battlefield
Игроки критикуют студию DICE в излишней политкорректности еще со времен Battlefield 1 (игра о Первой мировой войне — прим. ред.), в которую добавили темнокожих персонажей и даже поместили афроамериканца на обложку игры. После релиза многие фанаты серии возмутились, что темнокожим несправедливо уделили слишком много внимания, хотя их реальный вклад в войну был минимален. Многие припомнили DICE заявление о том, что в разработке игры участвовал эксперт по теме Первой мировой войны — то есть все-таки разработчиков волновала историческая достоверность.
В Battlefield 5 разработчики решили пойти еще дальше. В новой части серии женщины стали чуть ли не центральными персонажами в игре, что возмутило игроков, которые обвинили DICE в попытке угодить феминисткам. При этом в игре присутствуют чернокожие персонажи и даже персонаж с механической рукой, что никак не соответствует реалиям 40-х годов 20-го века. Результатом недовольства игроков стала интернет-кампания «Не мой Battlefield» и обвинения разработчиков в том, что те окончательно забыли об исторической достоверности.
«Послушайте, это же игра. Есть много женщин, которые хотят играть. Да и некоторые мужчины предпочитают играть за женских персонажей. Мы не принимаем такую критику. Мы выступаем за правое дело, и я могу напомнить несогласным о том, что у них всегда есть выбор: либо принять наше решение, либо не покупать игру. Меня устраивают оба варианта. Просто все это ненормально», — заявил главный дизайнер DICE Патрик Содерлунд.
Вишенкой на торте оказалась вечеринка в честь запуска игры. На фотографиях видно, что в какой-то момент разработчики вывели на экран цитаты геймеров, критиковавших излишнюю политкорректность Battlefield 5. Соцсети назвали вечеринку DICE очередным PR-провалом и раскритиковали разработчиков. Тем не менее, кажется, что DICE стала первой крупной студией, которая не испугалась гнева игроков и твердо решила гнуть свою линию и дальше.
Blizzard и Overwatch
После того, как Overwatch стала популярной игрой, за каждым шагом Blizzard стали следить геймеры с самыми разными убеждениями. Еще в 2016 году разработчикам предъявили за слишком сексуальную пользу персонажа Трейсер. Киберспортсмен под ником Fipps назвал ее слишком распущенной, и сообщил, что волнуется за свою маленькую дочь, которая не раз видела Трейсер в роликах Blizzard. Не все согласились с Fipps, однако разработчики положительно отреагировали на просьбу.
«Мы заменим позу. Последнее, чего мы хотим, — чтобы кто-либо чувствовал себя некомфортно в нашей игре», — заявили в Blizzard.
Но, как известно, всем не угодишь, и после замены позы нашлись игроки, которые посчитали ее еще более сексуальной. Однако Blizzard больше не стала возвращаться к этой теме.
В 2018 году, после запуска масштабной киберспортивной лиги Overwatch League, произошел скандал между игроками Феликсом «xQc» Ленгьелом и Остином «Muma» Вилмотом. Команда, за которую выступал Вилмот, победила, после чего он описал матч в интервью фразой «я их попросту забил и скурил». Это разозлило Ленгьела и на следующий день игрок запустил стрим, в котором проехался по гомосексуальности противника.
«Нихрена ты не курил. Закрой свой чертов рот и свали отсюда. Иди пососи толстый член. Тебе же это нравится», — сказал xQc.
После трансляции Ленгьела игрока раскритиковали в соцсетях, а Blizzard отстранила Ленгьела на четыре официальных матча и оштрафовала его на $2 тыс. Киберспортсмен вскоре извинился, но не прекратил оскорблять других игроков. В итоге команда расторгла с ним контракт, а Blizzard забанила уже навсегда.
Riot Games
В отличие от других студий, у Riot Games скандал возник не с игрой, а с ситуацией в самой компании. На портале Kotaku появилась статья, посвященная положению женщин в Riot Games. Журналисты опросили 27 бывших и действующих сотрудников компании. Оказалось, что студия принципиально не нанимает женщин на руководящие посты, а в адрес девушек часто звучат неуместные замечания. Примечательно, что одна из сотрудниц пошла на эксперимент: предложила начальству идею, получила отказ, а затем попросила коллегу-мужчину озвучить ту же саму идею на другой встрече. Идея, высказанная мужчиной, была воспринята положительно.
После публикации статьи Riot Games признала внутрикорпоративные проблемы и объявила о борьбе с сексизмом в своих рядах. Специально для этого компания наняла двух профессиональных консультантов, которым предстоит полностью изменить корпоративную культуру компании. В том числе они будут проводить специальные тренинги для сотрудников, которые обучат общению с журналистами и тому, как надо противостоять сексизму. Также Riot Games открыла горячую линию, по которой любой сотрудник может анонимно пожаловаться на нападки со стороны коллег.
Однако буквально через месяц после этого Riot Games встряла в еще один скандал на PAX West 2018. На этой конференции компания провела доклад, посвященный различным профессиям в игровой индустрии, таким как геймдизайнер, сценарист, продюсер и многие другие. Был и нюанс — организаторы закрыли вход на мероприятие для мужчин. По их задумке, доклад должен был помочь женщинам и представителям других гендеров найти свое место в преимущественно мужской отрасли. Однако коммьюнити посчитало, что Riot Games «перегнули палку» в попытке очистить свою репутацию от недавних скандалов. В интернете решение компании резко раскритиковали.
В итоге студия попросила сотрудников не вступать в споры с сообществом, но некоторые в Riot Games решили ослушаться. Дизайнер Ричард Клейн и пиар-менеджер Матиас Леман попытались объяснить посетителям выставки, почему презентации без мужчин — это нормально. Более того, после презентации Клейн создал еще и специальную тему на Reddit, а Леман опубликовал ее у себя в соцсетях. После этого оба сотрудника, нарушивших корпоративную инструкцию, были уволены.
Ubisoft и Assassin’s Creed Odyssey
В середине января в Assassin’s Creed Odyssey вышел второй эпизод дополнения «Наследие первого клинка», от сюжета которого пострадала лесбиянка. Девушка под ником star621 опубликовала на Reddit пост, в котором возмутилась тем, как разработчики выстроили сюжетную линию. Оказалось, что в конце эпизода герой заводит ребенка от ассасина Дария, при этом игрока ставят перед фактом, а выбрать разрешается лишь пол ребенка.
«Я хотела новую классную броню из дополнения, а вместо этого у меня появился ребенок. Я с нетерпением ждала DLC, но этот чертов эпизод все разрушил. Я чувствую себя грязной, просто поиграв в него», — заявила девушка.
Star621 назвала сюжет «корректирующим изнасилованием» и потребовала от разработчиков вернуть деньги за игру. Ubisoft не стала отмалчиваться и взяла ситуацию со скандалам в свои руки, извинившись перед ЛГБТ-сообществом и пообещав изменить сюжет и не допускать подобных ошибок в будущем.
«Мы бы хотели еще раз извиниться перед игроками, которых разочаровала романтическая сюжетная главного героя. Мы лишь хотели показать, как родословная персонажа повлияет на орден ассасинов, но изучили комментарии и поняли, что у нас получилось недостаточно хорошо», — сообщил креативный директор Джонатан Дюмон.
Creative Assembly и Total War: Rome II
С разработчиками Total War: Rome II произошла история, похожая на скандал с Electronic Arts. Creative Assembly выпустила патч, после которого в игре появились генералы женского пола. Более того — обновление меняло в сейвгеймах пол некоторых генералов, уже выбранных игроком.
Последней каплей стал скриншот одного из игроков, на котором показано, что ему предлагали выбирать генералов только женского пола. Мало кто заметил, что автор скриншота попросту проскроллил всех мужчин-генералов на этом экране, и игроки, незаметив этого, потребовали у разработчиков объяснений. Creative Assembly заявила, что у каждой фракции процент появления женщин-генералов разный, а у некоторых он и вовсе отсутствует.
«Греческие города, Рим, Карфаген и некоторые восточные фракции имеют нулевой шанс появления женщин-генералов в рекрутерском списке. Некоторые фракции имеют 10-15% шанс выпадения женщин и лишь африканское царство Куш имеет 50% шанс выпадения женщин-генералов», — объяснили разработчики.
Объяснение устроило часть игроков, а до некоторых даже дошло, что скриншот не показывает всей правды, но масла в огонь зачем-то подлила менеджер по связям с общественностью Элла МакКоннел.
«Игры серии Total War исторически достоверны, а не исторически точны. Если женщины вас так расстраивают, то либо уберите их модами, либо просто не играйте», — заявила МакКонел.
После этого игроки отправились в отзывы Steam, где массово начали занижать оценки всем играм серии Total War, затронув даже не историческую Warhammer. А один из моддеров настолько разозлился, что создал «патриархальный» мод, понижающий шанс появления женщин-генералов.
Twitch
Twitch, конечно, не делает игры, но это самая популярная стриминговая платформа в мире. В прошлом году Twitch изменил правила, в числе которых оказался запрет слова на букву «п», которым грубо обозначают гомосексуала. На Западе изменение правил не вызвало у популярных стримеров особых проблем, а вот в СНГ получили баны многие популярные видеоблогеры. Arthas (он же Папич), DreadzTV, а также киберспортсмен illidan, пострадали из-за слова, которое теперь боятся произнести все остальные стримеры, в том числе малоизвестные.
На данный момент сервис может забанить за агрессию по отношению к расе, религии, полу, гендеру, сексуальной ориентации, возрасту, болезни, инвалидности, физическим параметрам и даже статусу ветерана. Тот же Папич в итоге получил второй бан, но по неизвестной причине. Впрочем, ничего удивительного, если учесть строгость новых правил и специфику контента этого стримера.
Многие стримеры и зрители посчитали, что путь жесткой цензуры, на который встал Twitch, превратит сервис в телевидение, где будут править рекламодатели, а стримерам придется терпеть любые изменения платформы.
Мы уже не первый раз рассказываем о том, как толпы разъяренных геймеров с обеих сторон вынуждают разработчиков извиняться, переделывать игры и увольнять людей. Но тенденция очевидна — несмотря на то, что многие геймеры еще не готовы принять принципы политкорректности, они будут распространяться и дальше. Впрочем, хотелось бы, чтобы эти принципы применялись с умом: геи и афроамериканцы, вставленные в игры «для галочки», никак не улучшают геймплей, да и, как показывает практика, не спасают от гнева воинов социальной справедливости.