Оглавление

«Качайте на здоровье»: что говорят разработчики, которые не против пиратства

Почему авторы игр не одобряют воровство цифровых копий, но относятся к этому с пониманием и иногда даже поощряют торренты

С уходом игровых компаний с российского рынка и отключением популярных сервисов перед многими геймерами встал вопрос о новых (или скорее старых) способах получения контента. Мы решили вспомнить, кто из разработчиков спокойно относится к пиратству и какие причины они считают весомыми для того, чтобы скачать игру с торрента.

Four Quarters, авторы Loop Hero





В конце марта авторы российского хита Loop Hero опубликовали официальное обращение к фанатам в РФ, которые испытывали сложности с покупкой игр в Steam и eShop. Издатель Devolver Digital не убирал свои продукты из магазина Valve, но разработчики признали, что возиться с обходом блокировки Visa и Mastercard захотят не все. Решение нашли простое — игру выложили бесплатно на торренты, а ссылку на раздачу опубликовали в официальном сообществе.

«В связи с последними событиями нас часто спрашивают как купить Loop Hero на Switch или в стиме, поэтому решили ответить сразу всем постом. Если со стимом пока что работает способ через Qiwi и пополнение кошелька тенге, то с eShop'ом нет вообще никаких вариантов. Когда все это закончится, неизвестно, поэтому всем желающим в такие тяжелые времена можем только помочь поднять пиратский флаг (вместе с vpn) и поделиться самой популярной раздачей на рутрекере. Качайте на здоровье, приятной игры о/», — заявили в Four Quarters.

Игроки отреагировали на анонс очень позитивно: многие пообещали обязательно купить Loop Hero в будущем, когда такая возможность появится. Другие отмечали, что Four Quarters стала одной из немногих студий, которая решила не отказываться от российского рынка, хотя после оглушительного успеха своей игры легко могла переориентироваться на Запад.

Издатель Devolver Digital подтвердил, что был в курсе такого шага и полностью его одобряет. Компания не собирается бросать студию в тяжелых условиях и считает ее решение адекватным.

Джонатан Седерстрем, создатель Hotline Miami





Loop Hero — не первая игра Devolver Digital, которую издатель спокойно разрешает распространять на торрентах. После релиза Hotline Miami тоже слили в сеть, но ее разработчики и издатель не стали устраивать охоту на пиратов. Более того, автор экшена Джонатан Седерстрем просил создателей раздачи следить за апдейтами и своевременно обновлять торрент-версию, чтобы абсолютно все игроки получали удовольствие.

Позже разработчик объяснил свою позицию, отметив, что не выступает за нарушение авторских прав, но может понять тех, кто ворует игры.

«Я действительно не хочу, чтобы люди пиратили Hotline Miami. Но я понимаю тех, кто это делает. У меня тоже не было денег в последние пару месяцев. Это отстой», — признался Седерстрем.

Марчин Ивиньский, «Ведьмак 3»





После релиза третьего «Ведьмака» исполнительный директор CD Projekt RED Марчин Ивиньский много говорил о пиратстве и успехе стратегии компании: разработчики отказались от DRM-защит и еще до выхода игры не собирались преследовать недобросовестных игроков.

«В первый же день можно было скачать игру с GOG и подарить ее другу (или даже врагу). И все же мы продали около десяти миллионов копий на всех трех платформах. Фактор пиратства не имел значения, потому что мы не можем заставить людей что-то покупать. Мы можем только убедить их сделать это, — рассказывал разработчик. — Мы полностью верим в пряник, а не в кнут».

Ивиньский также отмечал, что регулярно встречал в сети комментарии от людей, которые не привыкли покупать игры, но все же потратились на «Ведьмака» из-за открытой политики компании и постоянных бесплатных дополнений. Не все игроки могут позволить себе игру по полной цене, но даже за это студия благодарна.

«В странах с низким доходом люди просто не могут позволить себе игру за 50 долларов. Так что, возможно, наша ценовая политика не везде адекватна. Например, в России наши цены ниже. И таких случаев много»

Марчин Ивиньский, глава CDPR


Наконец, продавать игру помогает ее качество и общественное признание, считает Ивиньский. По его словам, на запросы «Где скачать ведьмака» на форумах типа Reddit многие пользователи отвечают крайне негативно и советуют автору вопроса одуматься, поднакопить и потратиться на лицензионную копию. «Я не знаю, купит ли этот парень игру или все же найдет ссылку, но это очень позитивное отношение и отличное сарафанное радио», — верит разработчик.

Майк Уэст, создатель Fable 3





После релиза Fable 3 дизайнер боевой системы Майк Уэст высказался на тему пиратства, назвав его проблемой, но далеко не самой страшной. Разработчик объяснил, что студии напрасно тратят время на борьбу с пиратами и разработку сложных DRM-систем, которые затрудняют взлом. Все игры все равно рано или поздно взламывают, а убедить игроков купить новинку так не получится. «Достаточно тех честных людей, которые купят вашу игру, если она им понравится», — заявил Уэст.

Он признался, что есть проблема существеннее и опаснее — вторичный рынок и перепродажа дисков. В долгосрочной перспективе он вредит авторам сильнее: если пираты могут навредить запуску игры, то перепродавать один диск потом могут годами. И если украденная копия еще может мотивировать геймера купить лицензионную версию, то вторичный рынок полностью легализован. И игроки в таком случае даже не задумываются, что разработчики не получают с перепродажи игр ни копейки.

В самых ценных регионах (США и Европа) вторичные рынки развиты особенно. Там их активно поддерживают крупные магазины, которые принимают вскрытые диски и перепродают их. Многие геймеры там давно привыкли, что через несколько месяцев игру можно будет легально купить за копейки. Уэст считал, что это несправедливо: игроки и магазины остаются в выигрыше, а разработчики полностью исключаются из этой цепочки.

Маркус Перссон, автор Minecraft





Через несколько лет после запуска Minecraft и ее феноменального успеха автор игры высказался против борьбы с пиратством. Маркус Перссон отметил, что приравнивать копирование к воровству физических вещей нельзя. Более того, иногда это может быть даже выгодно для самого разработчика.

«Если кто-то качает Minecraft вместо того, чтобы покупать его, это означает, что я потерял «потенциальный» доход. Не реальный доход, так как я никогда не могу влезть в долги из-за того, что люди слишком много пиратят игру. Но я мог бы заработать больше, если бы этот человек купил игру. А если этому человеку понравится эта игра, он расскажет о ней своим друзьям, и это убедит троих из них купить игру? Я бы совершил три фактических продажи вместо того, чтобы блокировать потенциально упущенную продажу, которая никогда не стоила мне денег», — заявил Маркус Перссон.

Перссон также подчеркнул, что надо делать упор на онлайн-сервисы и удобство, при этом позволяя всем желающим ознакомиться с «демо-версией», которая лежит на торрентах.

«Вместо того, чтобы давить на чувство вины и подталкивать пиратов к покупкам, тратить время и деньги, пытаясь остановить их, я лишь могу предложить услуги, которые действительно улучшают игровой опыт. Онлайн-сохранение уровней, скины, списки друзей и проверка имени для многопользовательской игры. Ни одна из этих функций не может быть доступна людям с пиратскими версиями игры, и мы надеемся, что они превратят пиратов в потенциальных клиентов», — сказал разработчик.

Team Meat, авторы Super Meat Boy и The Binding of Isaac





Эдмунд МакМиллен и Томми Рефенес после релиза своей первой игры тоже пришли к выводу, что чем больше людей «украдет» игру, тем больше ее потом купят.

«Если игру активно пиратят, и если это хорошая игра, которая действительно нравится людям, они в конце концов либо купят ее, либо расскажут о ней другим людям. В любом случае эта копия все равно будет продана», — заявили в Team Meat.

МакМиллен отметил, что больше всего борьбой с пиратами обеспокоены маркетологи. И сам признался в том, что качает игры.

«Динозавры маркетинга очень расстроены пиратством. Они думают, что это буквально воровство. Они старые, и их идеи старые. Они не понимают, в какое время мы живем. Не понимают менталитет людей, которые занимаются пиратством. Они считают их ворами, теми же людьми, которые ходят и воруют в магазинах. Я не краду из магазинов, но спиратил огромное количество вещей. Это разные вещи», — сказал разработчик.

Рефенес добавил, что чем серьезнее ведется борьба с пиратами, тем больше она осложняет жизнь покупателям лицензий.

«Издатели тратят кучу денег, пытаясь предотвратить взломы, но они скорее тратят время и наносят ущерб собственному бизнесу. Как насчет игроков, у которых проблемы из-за DRM-програм? Я гарантирую, что эти люди дважды подумают, прежде чем покупать другую игру от этого издателя», — отметил автор Super Meat Boy.

Оба разработчики добавили, что чаще всего получают сообщения от тех, кто спиратил их игры, а потом из-за чувства вины купил их и рассказал о качестве игр друзьям. А показателем успеха своей первой игры считали место в топе загрузок на торрентах.

«Когда Meat Boy вышла на PC и попала на Pirate Bay, мой друг поздравил меня с тем, что она попала в топ-50 загрузок. Я проверил, и мы были на 30-м месте. Я был подавлен, потому что мы надеялись на место повыше»

Эдмунд МакМиллен, автор Super Meat Boy и The Binding of Isaac


Инди-разработчики против сайтов с ключами



Летом 2019 разразился скандал вокруг площадки G2A — платформу обвинили в том, что она зарабатывает на торговле либо украденными ключами, либо ключами, которые получены в результате не совсем легальных сделок. Сразу несколько разработчиков тогда заявили, что поддерживают только прямые продажи через лаунчеры издателей или официальные магазины, а покупка игры на сторонних сайтах — «хуже, чем пиратство».

«У меня нет проблем с пиратами, потому что никто не теряет ни деньги, ни время. У меня проблема с продавцами ключей. Они воруют мое время, потому зарабатывают деньги на том, что я сделал за свое время», — заявил Рами Исмаил, автор Ridiculous Fishing, Luftrausers и Nuclear Throne.

Студия Blazing Bit Games попросила пиратить Nightmare Reaper, если у игроков нет возможности купить игру в Steam — лишь бы деньги не доставались G2A. Разработчица ролевой игры Another Star Серенити Джонсон тоже заявила, что лучше «иметь смелость» и качать игру с торрента, чем покупать дешевые краденые ключи и верить, что ты все сделал правильно.

Миколай Каминьский, автор McPixel





Пиксельная головоломка польского разработчика знаменита тем, что стала первой игрой, которую продвигали на The Pirate Bay. Когда Каминьский узнал, что ее выложили на торрент, он появился в ветке раздачи, подарил там несколько лицензионных ключей и попросил добавить ссылку на официальный сайт, где можно купить игру.

«Я знаю, что не все могут позволить себе развлечения, но они нужны всем. И хотя я зарабатываю на жизнь созданием игр, я просто рад видеть, что людям они нравятся. Вы можете скачать мою игру, и, если она вам понравится, подкиньте мне немного монет», — написал разработчик.

Каминьский также запустил акцию на The Pirate Bay, по которой купить его игру можно было за любую сумму — пожертвование выбиралось на усмотрение игрока. За первые дни было продано 100 копий за среднюю цену в $1.34. Это не так много, но стоит учитывать, что большинство из этих людей вообще не слышало про игру и не планировало ее покупать.

Джейкоб Джанерка, автор Paradigm





Похожая история случилась с автором инди-приключения Paradigm. Когда игру выложили в сеть, разработчик запустил бесплатную раздачу ключей и попросил игроков подумать над покупкой позже, когда у них появятся средства.

«Знаю, что некоторые из вас не могут позволить себе игру, но я рад, что вы все еще играете в нее! Если она вам понравилась, пожалуйста, расскажите о ней своим друзьям. И, возможно, даже подумайте о покупке, — добавил Джейкоб Джанерка.

Разработчик также признался, что и сам в детстве качал игры. Но потом постарался компенсировать свои «грехи».

«Я точно знаю, что в детстве не мог купить все игры, которые хотел. Но когда я начал зарабатывать, то потом покупал сиквелы, мерч или дополнительные копии. Может быть, в случае с Paradigm я не продал несколько копий, но люди, которым нравится ваша игра, — они важны. На самом деле, большинство людей, которые пиратили мою игру, в любом случае не стали бы в нее играть», — отметил автор Paradigm.

В нашем списке почти нет авторов больших игр, и это понятно. О пиратстве спокойнее говорят авторы инди: они не тратят огромные бюджеты на разработку и маркетинг и больше полагаются на вирусную рекламу, доверие фанатов и низкие цены. А вот разработчики ААА-блокбастеров вряд ли могут позволить себе подобные слова. Как минимум публично, хотя и такие примеры есть.

Интересно и то, как изменится рынок в будущем. Обстановка между игроками и компаниями в России накаляется: пока разработчики решают удалять из своих игр российскую локализацию и отменяют предзаказы, геймеры обещают в будущем пиратить все западные новинки — даже от любимых некогда издателей.


Ещё по теме:


Обсудить