Оглавление

Кадровый голод и нехватка опыта: почему разработка игр привлекает подростков

Новая тема образовательного проекта «Урок цифры» для школьников посвящена разработке игр и профессиям в индустрии

Согласно результатам исследования VK Образования, каждый третий российский школьник хотел бы в будущем работать в сфере разработки игр. С 22 ноября и по 12 декабря в российских школах проходит новый этап «Урока цифры» от компании VK. На этот раз темой образовательного проекта стало создание игр и все, что с ними связано. Пензенская студия BIT.GAMES (MY.GAMES) подготовила тренажеры для школьников c 1 по 11 класс с учетом интересов учащихся и разных возрастов. Все они посвящены отдельным профессиям, процессам и задачам. Мы поговорили с креативным директором BIT.GAMES Антоном Лунковым о том, зачем студия участвует в образовательных программах, почему она работает со школьниками, а не со студентами, как сегодня компании нанимают новых специалистов и чего им не хватает на старте.

— Студия BIT.GAMES уже не в первый раз участвует в образовательных инициативах для детей. Зачем вам это нужно?

— Мы хотим максимально активно участвовать в популяризации разработки игр, как и в развитии игровой индустрии. Мы тоже были когда-то детьми — даже правильнее сказать, что благодаря работе в геймдеве остаемся ими до сих пор — и прекрасно понимаем, как тяжело определиться с будущей профессией, выбрать, чему посвятить себя по окончании школы. Поэтому мы считаем своим долгом помочь найти верный путь, поделиться опытом и экспертизой. Наша задача — развеять сомнения в том, что в игровой индустрии нельзя построить успешную карьеру и хорошо зарабатывать. Все возможно. Здесь высокие зарплаты, а лидеры проектов и руководители воспитываются внутри компаний.

Сфера развивается так быстро, что студии разработки испытывают недостаток хороших специалистов, особенно по творческой части: гейм-дизайнеров, художников и аниматоров. Участвуя в образовательных проектах, мы подготавливаем будущие кадры.



— Грядущий «Урок цифры» посвящен школьникам всех возрастов. Почему вы решили работать с детьми, а не со студентами?

— Студенты уже приняли решение о будущей профессии, а школьникам только предстоит это сделать. Современные дети знают об играх больше, чем мы можем себе представить. Наша задача — с помощью тренажеров «Урока цифры» приоткрыть им двери в игровую индустрию и подсказать необходимый набор компетенций и знаний.

Образовательный проект для школьников «Урок Цифры» по теме «Разработка игр» подготовлен при поддержке проектов экосистемы VK – международного бренда MY.GAMES в лице пензенской студии разработки мобильных игр BIT.GAMES, образовательной платформы «Учи.ру» и облачной платформы VK Cloud Solutions. Организаторами образовательной акции выступают АНО «Цифровая экономика», при поддержке Минцифры России, Минпросвещения России, а также ведущие российские ИТ-компании.


— Насколько сильно отличается программа подготовки с учетом разных возрастных групп школьников?

— Все программы, созданные нами для обучения, основаны на опыте разработки игр BIT.GAMES. Однако набор тренажеров, методология и терминология подбирались с учетом знаний возрастных групп, их интересов, скорости интернета в регионах и при участии лучших методистов образовательной платформы Учи.ру. Например, тренажер для учеников начальных классов знакомит детей с базовыми знаниями и ключевыми специальностями в команде разработчиков: Художники — создают концепт игрового мира и отрисовывают персонажей, Аниматоры — с помощью покадровой анимации создают движения для нарисованных персонажей, Программисты — прописывают команды для готовых анимированных персонажей на различные действия в игре. А в средних классах список специальностей дополняется профессиями: Гейм-дизайнер — отбирает идеи для игры и составляет дизайнерский документ будущей игры, Тестировщик — находит в коде игры недостатки и устраняет их, Маркетолог — прикладывает усилия для того, чтобы игра стала успешной. Вводится больше новых терминов, таких как: сеттинг, UI, аутсорсинг и прочее.

— Для «Урока цифры» вы создали тренажер на основе игры «Домовята». Насколько сильно вы изменили игру и каким образом?

— «Домовята» — одна из самых успешных игр в своем жанре и продолжает оставаться таковой уже 11 лет. Сказочный мир, знакомые всем герои: Баба Яга, Кощей и другие персонажи народных сказок — все это очень по-доброму и увлекательно, нельзя давать забывать подобное. Поэтому выбор игры кажется нам очень удачным — все мы в детстве любили слушать сказки и получали ценные жизненные уроки из этих невероятных, но поучительных историй.

В тренажерах на базе «Домовят» все так же по-доброму: диалоги сказочных персонажей не оставят равнодушными ни учителей, ни учеников, ни их родителей. Но главное, что выводы о необходимых навыках просты и понятны. Конечно же, мы учли современные тренды: наши художники перерисовали визуальную часть, а наши гейм-дизайнеры адаптировали игру таким образом, что в ней запрятано много забавных отсылок и пасхалок.



— Как вы выстраивали градацию по профессиям и занятиям? Какие активности закладывали для каждой роли?

— Мы выстраивали градацию совместно с методистами и педагогами, исходя из знаний школьников разных возрастов. Так, для учеников 1-4 классов в набор специальностей разработчиков игр входят художник, аниматор и программист – то есть представители профессий, о которых дети слышали, но не знакомы с их особенностями. Такие специалисты, как гейм-дизайнер, тестировщик и маркетолог, появляются в тренажерах для 5-8 классов.

Все профессии тренажеров связаны с сюжетом и теоретической частью, в которой подчеркивается важность каждого специалиста. После теории знания учеников проверяются в мини-играх, где у каждой профессии есть свой набор активностей и сложностей.

Например, программист с помощью визуального программирования помогает герою выполнять команды в мини-игре типа runner (жанр, в котором персонаж постоянно движется — Прим. ред.), а маркетолог прикладывает максимум усилий, чтобы проект стал успешным в мини-игре типа clicker (пользователь выполняет простые действия, в основном многократно нажимает на экран — Прим. ред.).

— Что, если ученику старших классов не интересно быть руководителем, допустим, он хочет с остальными школьниками почувствовать себя программистом или аниматором. Как тогда быть?

— В тренажере для 9-11 классов ученики как руководители будут вовлечены в работу всех отделов, и их ждет много интересных задач, связанных с анимацией, программированием и другими профессиями. Ученикам предстоит пройти полный цикл создания игры, состоящий из трех этапов: препродакшн, продакшн и постпродакшн. Выбрать идею игры, жанр, сеттинг и механики. Набрать команду разработчиков: художников, программистов, маркетологов, локализаторов, специалистов технической поддержки и многих других. Взглянуть на внутренний процесс создания игры и решить реальные задачи: автоматизация оборудования, решение коллективных проблем, бюджетирование.

Вдобавок никто не мешает проходить тренажеры за другие классы. Мы уверены, что часть школьников не ограничится именно своими тренажерами, а обязательно попробует пройти другие, чтобы получить больше полезных знаний.

— Можете для примера расписать, чем придется заниматься детям, которые хотят стать художниками или тестировщиками, на тренажере «Домовята»?

— Слово придется — не про разработку игр. Здесь очень важно, чтобы будущий специалист любил то, чем он занимается в команде единомышленников с общими интересами. Тем, кто любит рисовать, стоит попробовать освоить программы по иллюстрации (например, Adobe Illustrator), повысить насмотренность в разных игровых жанрах и стилях. Тем же, кто любит проявлять находчивость и внимательность, стоит начать осваивать языки программирования (например, JavaScript) и изучать методы тестирования.



— Насколько дети сегодня хотят быть вовлеченными в разработку игр?

— Компьютерные и мобильные игры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Это связано с ростом их популярности и доступностью. Мы наблюдаем в числе инди-разработчиков все больше школьников средних классов, а в больших образовательных проектах (например, ИГРОХАБ от BIT.GAMES) участвует все больше молодых людей до 18 лет с уже имеющимися навыками программирования, создания иллюстраций и анимаций. Большинство программ для создания игр (например, Unity) бесплатны. Кроме того, появляется все больше специальных программ для совсем маленьких детей (например, Scratch Junior) и множество каналов на YouTube, где дети делятся знаниями. Интерес высокий, но спрос на специалистов в разработке игр еще выше.

— Как вы оцениваете современное образование в геймдеве? Насколько оно помогает при подготовке кадров?

— Не так давно MY.GAMES совместо с ДВФУ собирали список образовательных программ по геймдеву в России и их действительно не так много в нашей стране. Отчасти это и стало одной из причин создания собственного образовательного проекта ИГРОХАБ, где мы обучаем игровым профессиям всех желающих, а лучших потом устраиваем к себе.

— Если встает выбор — идти на курсы или учиться самому, зарываясь в руководства и бесплатные видео на YouTube, как лучше поступить?

— Идите на курсы, чтобы достаточно быстро получить там базовые знания, опыт экспертов в структурированном виде и вектор для дальнейшего развития. Когда только начинаешь, обратная связь критически важна. Такую возможность как раз и дают курсы, образовательные проекты, наставничество. И, конечно же, учитесь сами. Первое не отменяет второго, а только дополняет. Но есть еще одна, довольно важная составляющая — делайте. Стремитесь реализовать полученные знания на практике, а не только накапливать их. Геймдев — про реализацию. Остаться здесь теоретиком не получится.



— Как сегодня игровые компании подходят к найму сотрудников?

— На сегодняшний день мы видим большой голод на кадровом рынке. А вообще все зависит от целей, задач, времени на найм и размера компании. У нас есть резерв молодых ребят, накопленный за время работы нашего образовательного проекта ИГРОХАБ. К нему мы обращаемся в первую очередь, когда готовы взять перспективных специалистов, у которых есть огромное желание учиться. Так как они уже прошли боевую подготовку в наших обучающих проектах и разрабатывали игры в мини-командах, нам проще интегрировать их в наши рабочие процессы. В случае, если нужен опытный специалист и есть время на поиск — ищем удаленно.

— Что в основном сегодня не хватает молодым специалистам, которые хотят попасть в геймдев?

— Не хватает базовых знаний об игровой индустрии с точки зрения разработки. Геймдев — очень специализированная среда, и здесь важно погружаться в нюансы конкретных проектов, уметь адаптироваться и бесконечно учиться новому. К такой интенсивности не все готовы. К тому же не всегда есть финансовая возможность пройти курсы и получить практический опыт. Но мы нашли собственный выход и теперь даем такую возможность бесплатно.

Обсудить