Оглавление

Как экранизировали Mortal Kombat

Кино и телевизионные адаптации культового файтинга

Практически в любом списке лучших игровых экранизаций найдётся место «Смертельной битве» 1995 года. Она стала первым фильмом по мотивам видеоигры, который принёс создателям солидную прибыль и не подвергся шквалу критики от зрителей (хотя без негативных отзывов, конечно, не обошлось). Возможно, поэтому Mortal Kombat стала одной из самых часто экранизируемых игровых серий. В преддверии выхода нового полнометражного фильма по знаменитому файтингу мы решили вспомнить все предшествующие его адаптации.

Чистая победа



Когда я начал пересматривать «Смертельную битву» для работы над этой статьей, было сложно избежать опасения, что приятные воспоминания о фильме — лишь ностальгическая иллюзия. И картина, которая очень нравилась увлечённому оригинальной игрой и не избалованному зрелищными блокбастерами ребёнку, едва ли заслужит много положительных слов от куда более требовательного взрослого критика.

Пот, клубы и консоли: что помнят игроки о первом знакомстве с Mortal Kombat

Но к чести «Смертельной битвы» надо признать, что опасения эти по большей части оказались напрасны. Да, визуальные эффекты выглядят устаревшими, а многие диалоги, щедро сдобренные пафосом, сложно воспринимать без снисходительной улыбки. Но и достоинств у фильма хватает. Это и достаточно бережная адаптация сюжета первоисточника под формат кино — разве что уровень жестокости заметно убавили по сравнению с играми (таково было требование студии, чтобы фильм могли смотреть подростки). И немало ярких образов героев: Шанг Цунг в исполнении Кэри-Хироюки Тагавы и Рейден, сыгранный Кристофером Ламбертом, просто великолепны. И изрядная доля самоиронии, разбавляющая тот самый пафос. И отличная постановка большинства поединков — бои Джонни Кейджа против Скорпиона или Горро, схватки Лю Канга с Рептилией и Шанг Цунгом не на шутку впечатляли в 1995 году и даже сегодня смотрятся очень достойно.



При весьма скромном даже по тем временам бюджете в 18 млн долларов «Смертельная битва» заработала в прокате более 120 млн. Картина на долгие годы стала главным аргументом в пользу утверждения, что по видеоиграм возможно снимать успешные фильмы, — причём такие, которые придутся по вкусу и поклонникам оригинала, и обычным зрителям. «Смертельная битва» подстегнула режиссёрскую карьеру Пола Андерсона, для которого это был всего лишь второй фильм, — до этого он снял лишь низкобюджетную и не снискавшую успеха криминальную драму «Шоппинг».

Наконец, экранизация повлияла на саму игровую серию — её авторы позаимствовали из фильма ряд идей. Например, отношения между Лю Кангом и Китаной, Рейден в роли наставника земных бойцов или стремление Джонни Кейджа доказать посредством турнира, что он не просто голливудская звезда, а настоящий мастер единоборств.

Самоаннигиляция



Конечно же, после громкого успеха фильма New Line Cinema поспешила начать работу над сиквелом, который получил подзаголовок «Аннигиляция» и был вдохновлён сюжетом третьей части Mortal Kombat. Второй «Смертельной битве» не просто не удалось повторить достижения оригинального фильма — она оказалась провальной практически по всем фронтам.

Пол Андерсон, решивший заняться чем-то новым, отказался занять пост режиссёра, уступив его оператору-постановщику первой части Джону Леонетти, не имевшему никакого опыта в режиссуре. Впоследствии Андерсон публично сожалел, что не взял на себя ответственность за сиквел и стал невольным виновником его провала.

Если в первой части был пусть незамысловатый, но внятный сюжет, понятный даже далёкому от игр зрителю, то в «Аннигиляции» сценарий, кажется, писался только для галочки — чтобы хоть как-то увязать между собой сумбурную вереницу поединков. Недаром самый известный актёр первой части, Кристофер Ламберт, ознакомившись со сценарием сиквела, отказался в нём сниматься. А ведь во время работы над первой частью Ламберт за свой счёт летал в Таиланд, где шли съемки, — скромный бюджет не позволял оплатить дополнительные дни на площадке и перелёт звезды, но он сам хотел, чтобы в фильме было больше сцен с Рейденом.



Продюсеры «Аннигиляции» стремились, чтобы в фильме было больше всего — персонажей, драк, спецэффектов. Так и получилось, но пользы фильму это не принесло. Героев добавилось, но почти всем новичкам достались крохи экранного времени — слишком мало, чтобы успеть толком проявить себя. Бои стали очень пресными и не зрелищными — за полтора часа экранного времени не найдётся хотя бы одного запоминающегося поединка. Спецэффекты же, несмотря на возросший бюджет, были просто ужасны.

Всё это привело к оглушительному фиаско «Аннигиляции» — он не только провалился в прокате, но и заслужил репутацию одного из худших фильмов 90-х годов (а конкуренция за это звание нешуточная). После этого шансы на дальнейшее развитие киносерии стали исчезающе малы. Какое-то время, правда, шла подготовительная работа к съёмкам третьей части под рабочим названием Mortal Kombat: Devastation. Предполагалось, что в ней вернутся актёры из первой части, а события второго фильма учитываться не станут, но проект застрял в производственном аду и так никогда из него и не выбрался.

Несостоявщееся завоевание



Заглянула «Смертельная битва» и на телеэкраны — ещё до выхода «Аннигиляции». Тоже, впрочем, без особого успеха. Сначала свет увидел мультсериал «Смертельная битва: Защитники Земли», который напоминал второсортное супергеройское шоу — только с персонажами файтинга вместо парней в цветных трико.

Герои, словно Бэтмен, обустроились в подземном комплексе и регулярно вылетали на различные миссии на самолётах в форме драконов, чтобы помешать планам Шао Кана прибрать к рукам Землю. Учитывая, что шёл мультсериал на детском канале, ни духа оригинальных игр, ни присущего им высокого уровня насилия в «Защитниках Земли» не было и в помине. Мультсериал был закрыт после первого сезона из 13 эпизодов. И, пожалуй, запомнился он разве что тем, что в нем появился чародей Куан Чи, который впоследствии стал одним из ключевых антагонистов франшизы.



Вторым ТВ-шоу стал сериал-приквел «Смертельная битва: Завоевание», действие которого разворачивалось в далёком прошлом, а главную роль получил Кунг Лао. Шоу начинается с его победы на турнире над Шанг Цунгом, после чего Кунг Лао вместе с парой друзей противостоит всевозможным новым угрозам, нависшим над земным царством.

По стилю и духу «Завоевание» походило на «Удивительные странствия Геракла» и «Зену — королеву воинов» — фэнтези с незамысловатыми сюжетами и экшеном, обладавшее какой-то наивной душевностью. Правда, по части выразительных образов персонажей и юмора «Завоевание» явно уступало конкурентам, но всё же сумело завоевать некоторую популярность.

Однако из-за относительно высокой стоимости производства сериал был закрыт уже после первого сезона, хотя открытый финал давал понять, что продолжение планировалось.

Возрождение



Сразу несколько неудачных адаптаций подряд, казалось, поставили крест на перспективах новых экранизаций Mortal Kombat. Тем более, что в начале XXI века оригинальная игровая серия и создавшая её студия Midway Games переживали не лучшие времена. Студия обанкротилась в 2009 году, но вскоре её вместе с интеллектуальной собственностью приобрела компания Warner Bros., а для неё мир кино — родной.

Впрочем, первая в XXI веке экранизация «Смертельной битвы» состоялась благодаря не студии, а фанатскому энтузиазму. Режиссёр и хореограф Кевин Танчароен по собственному почину выпустил восьмиминутный фан-фильм, получивший название Mortal Kombat: Rebirth. Он был снят в реалистичной манере и рассказывал, как Джексон Бриггс пытался завербовать на свою сторону Скорпиона, чтобы его руками расправиться с опасными преступниками — Рептилией и Баракой.

Танчароен потратил на ролик семь с половиной тысяч долларов из собственных накоплений, планируя использовать его, чтобы убедить Warner Bros. доверить ему новую экранизацию файтинга. Кевин выложил ролик на Youtube, где тот обрёл нешуточную популярность. Режиссёр заслужил похвалу Эда Буна и привлёк внимание студии.

Как и все проекты Warner Bros. в 2021 году, Mortal Kombat выйдет одновременно в кино и сервисе HBO Max


Правда, Warner Bros. поначалу не рискнула выделять бюджет на новый фильм, но одобрила производство веб-сериала. Танчароен снял два сезона Mortal Kombat: Legacy — в сумме 19 эпизодов длительностью от 5 до 12 минут. Первый сезон предлагал зрителям переосмысления предысторий ключевых персонажей «Смертельной битвы». Во втором сезоне дело дошло уже до самого турнира, который перемежался флэшбеками о прошлом героев.

Танчароен пошёл примерно по тому же пути, что Кристофер Нолан в своей трилогии о Бэтмене (хотя по уровню мастерства режиссёры, конечно несопоставимы) — постарался придать фантастическим образам и сюжету реалистичности и серьёзности. Вкупе с отлично поставленными брутальными схватками это принесло веб-сериалу нешуточную популярность и сподвигло боссов Warner Bros. дать добро на съёмки полнометражного фильма в схожей манере. Правда, бюджет на картину компания долгое время не выделяла, и Танчароен покинул проект. В итоге выходящую вскоре картину поставил режиссёр-дебютант Саймон Маккуойд. Подход своего предшественника он, судя по трейлеру, постарался сохранить. В отличие от предыдущих экранизаций новый Mortal Kombat получит возрастной рейтинг R («для просмотра лицам старше 17 лет»), что позволяет надеяться на фильм, который будет соответствовать кровавому и суровому стилю первоисточника.

Scorpion's Revenge стал первой экранизацией серии с рейтингом R


Такие характеристики — «кровавая» и «верная духу первоисточника» — подходят и самой свежей на сегодняшний день экранизации серии, пусть это и мультфильм. Анимационное подразделение Warner Bros. уже на протяжении многих лет выпускает отличные полнометражные анимационные фильмы по мотивам комиксов DC, которые ориентированы на взрослую аудиторию.

Вот и по мотивам Mortal Kombat студия выпустила жестокий, динамичный и насыщенный красочными драками анимационный фильм Mortal Kombat Legends: Scorpion's Revenge. Как понятно из заголовка, центральным персонажем стал Скорпион — авторы постарались одновременно рассказать историю его мести и немного по-новому переосмыслить события оригинального турнира. Из-за того, что создатели погнались за двумя зайцами, каждая из сюжетных линий получилась несколько скомканной. Впрочем, проекты по Mortal Kombat ценятся не столько за истории, сколько за атмосферу, зрелищность и брутальный экшен, а с этим у мультфильма всё на высоте.

История экранизаций Mortal Kombat началась за здравие, но удержать завоёванные позиции они не сумели. Однако затем у вселенной появился второй шанс заявить о себе на ниве кино и телевидения, и пока ей это удаётся. Надеемся, грядущий фильм не ударит в грязь лицом и сможет повторить успех оригинального Mortal Kombat.

Обсудить