Как игры по «Звездным войнам» влияли на далекую галактику
И расширяли наше представление о фантастической вселенной Джорджа Лукаса
В последние годы франшиза «Звездных войн» активно развивается за счет новых фильмов и телевизионных проектов. Но так было не всегда. На протяжении 90-х и 2000-х книги, комиксы и игры расширяли границы далекой галактики. Писатели, художники и разработчики создавали новых героев и сочиняли истории, которые едва ли уступали оригинальной трилогии. Вспоминаем, как игры влияли на вселенную «Звездных войн».
Новые герои, чертежи Звезды Смерти и история глазами Империи
Долгое время «Звездные войны» ассоциировались с главными героями оригинальной трилогии. Большинство ранних произведений были посвящены приключениям Люка, Хана и Леи. Однако в первой половине 90-х стало понятно, что можно обходиться и без них. Космический симулятор Star Wars: X-Wing тому пример. Игрок брал на себя роль пилота повстанцев Кеяна Фарландера и участвовал в уничтожении Звезды Смерти. В X-Wing впервые показали, как у Империи украли драгоценные чертежи космической станции. В дальнейшем эта тема будет затрагиваться не раз, из-за чего возникнут десятки противоречивых теорий. Только спустя 20 лет компания Disney назовет все предыдущие произведения «легендами» и покажет новую каноническую историю в фильме «Изгой-Один».
За Star Wars: X-Wing последовал сиквел под названием Star Wars: TIE Fighter. И это была уже не просто игра, расширяющая знакомую нам вселенную. Здесь разработчики предложили иной взгляд на далекую галактику — с позиции имперского пилота, что случалось впервые. Раньше имперцев показывали исключительно негодяями, но в TIE Fighter авторы стерли знак равенства между Империей и злом. Главный герой стоял на страже порядка, воюя против мятежников, пиратов и предателей. На волне успеха космических симуляторов создатели «Звездных войн» стали чаще писать про пилотов и их приключения. Основное внимание авторы уделяли не столько боевым подвигам асов, сколько характерам и взаимоотношениям героев.
В 1995 году видеоигры подарили фанатам вселенной нового любимчика — Кайла Катарна из шутера Star Wars: Dark Forces. Главный герой начал карьеру в рядах Империи. Но как только он узнал, что приспешники Вейдера виновны в гибели его родителей, оставил службу и стал работать наемником на повстанцев. Катарн участвовал в операции по похищению чертежей Звезды Смерти, а затем уничтожил имперскую программу по созданию суперсолдат. В последующих частях серии он открывал в себе способности к Силе, бросал вызов слугам Палпатина и учился у Люка Скайуокера, чтобы стать одним из первых рыцарей воссозданного ордена джедаев.
Серия Star Wars: Jedi Knight продемонстрировала, что сценаристы игр могут создавать героев, которые будут не менее обаятельными и интересными, чем персонажи фильмов. Циничный, но в то же время самоотверженный и наделенный способностями джедая, Кайл объединял в себе качества Люка и Хана.
Для игроков Jedi Knight стала настоящим подарком — геймерам впервые дали возможность почувствовать себя настоящим джедаем. Начиная со второй части, авторы предусмотрели альтернативные концовки, если пользователь решал перейти на Темную сторону. Подобная возможность появится во многих играх по «Звездным войнам».
Мультимедийная вселенная
Джордж Лукас был не только хорошим режиссером, но и предпринимателем. Сохранив права на франшизу, он зарабатывал на всем, что было связано со «Звездными войнами». В середине 90-х по космической саге попытались сделать не просто игру, а масштабный мультимедийный проект Star Wars: Shadows of the Empire, который также включал роман, серию комиксов, саундтрек и линейку фигурок. Сейчас подобным никого не удивишь, но тогда такой масштаб впечатлял. Недаром к разработке даже привлекли знаменитую студию по созданию спецэффектов в кино Industrial Light & Magic (компанию основал Лукас для своих фильмов).
Shadows of the Empire соединяла пятый и шестой эпизоды «Звездных войн». Игрок в роли наемника Дэша Рендара участвовал в знаменитой битве на Хоте, помогал героям фильмов охотиться на Бобу Фетта и бороться с криминальной организацией Черное Солнце. Появление бандитской группировки — пожалуй, главное наследие Shadows of the Empire. Сначала криминальному синдикату нашлось место в мультсериале «Войны клонов», который создавался под руководством Джорджа Лукаса, а затем он перебрался в новый канон саги.
Легенды Старой Республики
Еще в 90-х годах прошлого века издательство комиксов Dark Horse выпустило несколько серий, посвящённых эпохе Старой Республики. Их действие разворачивалось за тысячи лет до событий фильмов, что позволяло авторам показать далёкую галактику такой, какой ее еще не видели. Однако настоящая популярность к эпохе пришла только с выходом ролевой игры Star Wars: Knights of the Old Republic, выпущенной студией BioWare в 2003 году.
Если предыдущие игры дополняли фильмы, то Knights of the Old Republic стала полностью самостоятельным произведением. Ее размах был сопоставим с оригинальной трилогией Лукаса. BioWare написала одну из самых ярких и захватывающих историй со множеством колоритных персонажей: от дроида НК-47, который совмещал функции переводчика и убийцы, до мандалорского воителя Кандеруса Ордо. Кроме того, сценаристы студии придумали древнюю расу раката, представители которой в совершенстве владели Темной стороной Силы и некогда распространили свою власть на большую часть галактики. Успехи Knights of the Old Republic и ее сиквела подстегнули интерес аудитории к эпохе Старой Республики.
Многопользовательская игра Star Wars: The Old Republic развивала идеи предыдущих частей серии. BioWare создала мир, в котором и Республика, и Империя впервые соперничали на равных. В игре было восемь — по количеству классов — самостоятельных историй, и каждая погружала в эпицентр холодной войны. Хотя произведения Расширенной вселенной больше не считаются каноном и их историю запрещено продолжать, Disney сделала для The Old Republic исключение — к игре по-прежнему выходят сюжетные дополнения.
Клоны с человеческим лицом
После выхода на экраны оригинальных «Звездных войн» поклонники саги гадали, что же это были за Войны клонов, в которых прославились Оби-Ван и Энакин. В 2002 году Джордж Лукас снял второй эпизод, в котором показал начало конфликта. Клоны оказались бойцами армии Республики, созданными на основе манадалорца Джанго Фетта. Вот только в фильмах их представили безликими юнитами.
А вот в художественных произведениях и играх авторы изображали клонов как людей с индивидуальными чертами. Star Wars: Republic Commando тому пример. В игре показали конфликт глазами бойцов передового отряда. Следом за игрой вышла книжная серия Republic Commando, в которой клонов-коммандос изобразили настоящими наследниками воинской культуры мандалорцев. Позднее в мультсериалах «Войны клонов» и «Повстанцы» появились солдаты, которые были уже не просто статистами и пушечным мясом Республики, а полноценными героями, не менее интересными и проработанными, чем джедаи.
Тайный ученик и формирование повстанческого Альянса
Джордж Лукас основал собственную игровую студию LucasArts еще в 1982 году. Однако сам создатель далекой галактики редко участвовал в разработке. Исключением стала Star Wars: The Force Unleashed, где он выступал в роли консультанта. Как и Shadows of the Empire, игра стала мультимедийным проектом с книгами, комиксами и коллекционными фигурками.
The Force Unleashed создавалась как связующее звено между приквелами и оригинальной трилогией. Главным героем игры стал Гален Марек по прозвищу Старкиллер — тайный ученик Дарта Вейдера, который едва ли не превосходил своего наставника. Старкиллер мановением руки разносил на запчасти имперские шагоходы, а напрягшись, сумел с помощью Силы уничтожить Звездный разрушитель. Персонажей, которые могли бы похвастаться такими талантами, ранее не появлялось. Лишь спустя время он осознал порочность выбранного пути, перешел на светлую сторону Силы и способствовал основанию повстанческого Альянса. The Force Unleashed хоть и оказалась не самой впечатляющей игрой, зато привнесла в историю саги много важного и любопытного.
С тех пор, как «Звездные войны» оказались под крылом Disney, игры отошли на второй план. Лишь в последние годы студии стали выпускать большие проекты — Battlefront II и Jedi: Fallen Order. Вот только ни одна из игр не привносит ничего нового во вселенную, как когда-то Star Wars: Knights of the Old Republic. А жаль. Такой потенциал пропадает.