Оглавление

Как изменилась Assassin's Creed Valhalla спустя почти год после релиза

Что произошло с игрой после выхода двух дополнений

Assassin's Creed Valhalla вышла в непростое для Ubisoft время. Связанные с нарушением рабочей этики скандалы не утихают больше года, ключевые сотрудники с многолетним опытом покидают компанию, и облик франшизы теперь будут отвечать люди, ранее не имевшие определяющего голоса и достаточной компетенции. Нет никаких гарантий, что они привнесут свежие идеи и интересные механики. И перемены, случившиеся с последней на данный момент частью за почти год развития, не внушают оптимизма.

Отличное начало





«Вальгалла» — финал условной трилогии. Она началась в 2017 году с «Истоков», продолжилась в «Одиссее» и завершилась историей викинга Эйвора. Все три выпуска объединены главной героиней, Лейлой Хассан, обилием ролевых элементов, побочными квестами и большим открытым миром, перемещаться по которому удобнее всего на лошади. Сравнения с «Ведьмаком 3» вполне правомерны.

После жаркого Египта и солнечной Греции «Вальгалла» предлагает отправиться сначала в заснеженную Норвегию, а потом в туманную Англию IX века. Игрок возглавит клан викингов в поисках земли для спокойной жизни. Правда, ради своего спокойствия суровые даны будут разорять христианские храмы, нападать на прибрежные мирные деревни и скрываться с награбленным на драккаре в речном тумане. А также воевать и иногда сотрудничать с местными королями — и вообще активно участвовать в экспансии Великой языческой армии вместе с сыновьями Рагнара Лодброка.



В перерывах можно принять отвар из мухоморов и пообщаться с божественными предками. Или помочь простым жителям в решении мелких бытовых задач. Маленькие побочные квесты, замаскированные под случайные события в открытом мире, — один из самых удачных элементов этой Assassin's Creed.

«Вальгалла» многое заимствует у более ранних частей. Начиная от сценария, тесно связанного с событиями в современности и наследием предтеч — ису — и заканчивая паркуром, важность которого в сравнении с «Одиссеей» и «Истоками» возросла. Эйвор много времени проводит на крышах, карнизах и натянутых над вражескими лагерями канатах. Вернулись некоторые персонажи прошлых игр, а финал задает новый вектор противостоянию ассасинов и «Абстерго».



Подробнее о том, какой была «Вальгалла» на релизе, о ее достоинствах и недочетах можно узнать из наших превью и рецензии. С тех пор вышло немало патчей и два крупных сюжетных дополнения, изменивших игру, которая началась как вполне достойная история о войнах IX века и спасении мира в XXI столетии.

Перемены к худшему





Примерно через полгода после релиза Assassin's Creed Odyssey прокачка корабля и протагониста была замедлена патчами. Проще было купить набор ресурсов и ускорение опыта за реальные деньги, чем тратить часы на «честное» развитие. В «Вальгалле» подобные перемены начали происходить уже посреди зимы 2021-го. Летом получить последний уровень своего поселения стало почти невозможно. Все храмы разграблены, припасов нет, и остается обшаривать подвалы в деревнях в надежде на чудо. Которого так и не происходит. А без припасов новые постройки не возвести.

Схожим образом обновили рыбалку. Рыба — хороший способ заработать серебряные монеты. Раньше ее можно было ловить не только леской, что утомительно и дискомфортно, но и при помощи лука или копья. И в одном из патчей такую возможность попросту исключили. Берите леску и часами сидите на берегу, если решили заработать серебро продажей окуней.



Серебром Эйвор платит кузнецу за улучшение доспехов. И если во время прохождения кампании в первые месяцы проблем с доходом и ценами не было, то сеты брони из дополнений требуют по четыре сотни монет за каждый мелкий апгрейд. В домах простых англичан этих монет лежат считанные единицы, за квесты и продажу хлама дают десятки. Сотнями серебряные деньги лежат в игровом магазине.

Отдельная беда «Вальгаллы» с самого релиза — сломанные скрипты в квестах. В одном из побочных заданий многие не могли попасть в дом коллекционера, потому что пропал необходимый ключ. Со временем это исправили патчем, но сломали «Легенду о Беовульфе», которая доступна либо за предзаказ, либо с сезонным пропуском. Письмо, активирующее первое задание этой цепочки, попросту отсутствует — как минимум в версии для ПК. Решение простое, но раздражающее — необходимо во время игры открыть Ubisoft Connect, совершить там любое действие, вроде чтения уведомлений, и вернуться в игру. Письмо появится, но ошибку разработчики не исправили до сих пор.

Большой исход





Над сценарием, постановкой и гейм-дизайном Assassin's Creed Valhalla работали опытные сотрудники Ubisoft — Ашраф Исмаил и Дерби Макдевитт, приложившие руку к Revelations и любимой в народе Black Flag. Первого со скандалом отстранили от руководства проектом еще до релиза, а после и вовсе отправили в отставку. Второй уволился в марте 2021 года. Вероятно, Исмаил вообще не успел поработать над дополнениями, а Макдевитт, один из лучших сценаристов франшизы, не смог оказать достаточного влияния на финальный продукт. События обоих аддонов не впечатляют и никак не связаны с глобальным сюжетом серии.

Дерби Макдевитт заложил в «Вальгаллу» множество отсылок к предыдущим играм, уделил внимание противостоянию потомков ису, ассасинов и тамплиеров, сфокусировался на спасении мира в современности. Это давало надежду на то, что Assassin's Creed вернется к истокам, но при этом продолжит радовать детально проработанным окружением и воссозданием быта выбранной эпохи. Уход ключевых сотрудников занижает эти ожидания. Рафаэль Лакост, работавший в Ubisoft арт-директором со времен Prince of Persia: Sands of Time и отвечавший за визуализацию игрового мира, тоже покинул компанию в июле 2021-го.

Гнев друидов





Эйвор отправляется в Ирландию на помощь родственнику, не способному без викингов добиться расположения местного короля. На последнего покушаются друиды, выступающие против христиан, викингов и объединения земель. По мнению жрецов, земля принадлежит им и их древним богам.

Кампания «Гнева друидов» короткая, не блещет интригами и даже толком не раскрывает самих друидов. В густых туманах, которыми окутана вся Ирландия, хотелось бы больше мрачных тайн, ритуалов и нетипичных противников. Но всего этого либо нет, либо исчезающе мало. Зато много однообразных контрактов на убийства и кражи.

Немного разнообразит картину захват торговых постов, но очень быстро надоедает и эта механика. Однако, без торговли не будет заморских товаров, которые можно обменять на влияние Дублина и на новую экипировку. Например, сет русского воина пути Медведя можно добыть, только активно торгуя с Русью.



Система проста. Находим на карте пост, вырезаем поселившихся здесь бандитов или диких зверей, ищем записку с указанием местонахождения грамоты на владение. Бежим в другой конец карты, берем грамоту, бежим обратно — пост наш. Товары с поста поступают в Дублин. Часть обменивается на рынке, часть вкладывается в развитие постов, чтобы те приносили еще больше товаров. Повторить несколько раз, друиды подождут.
Торговля в Ирландии ничего не дает поселению в Англии. Было бы хорошо, приноси посты серебро и припасы, необходимые для улучшения брони и поселения. Но это лишило бы издателя продаж игровой валюты.

Осада Парижа





В одном из сюжетных квестов оригинальной кампании «Вальгаллы» был молодой викинг Ролло, который в конце отплывает искать свою судьбу во Франкию. Любители истории знают, что судьбу эту он найдет, получит герцогский титул и под именем Роберт I станет основателем Нормандской династии, предком Вильгельма Завоевателя. Колоритная личность, которая так и просится в герои дополнения — тем более, что он друг Эйвора по сюжету игры, а исторический прототип был участником осады Парижа 885-886 годов. Той самой, которой посвящено дополнение. И в которой, согласно Аббону Горбатому, участвовало 700 кораблей норманнов и 40 тысяч викингов. Хотя эти цифры, скорее всего, завышены минимум вдвое.

Увы, в «Осаде Парижа» мы не увидим ни старого друга, ни хотя бы сотой части этого войска и этих кораблей. Последняя атака норманнов пройдет за одну ночь где-то на фоне, пока Эйвор ползает по катакомбам и коридорам замка, стоящего посреди деревеньки, именуемой в этой игре Парижем. Трейлеры обещали гораздо больше. Само название и опыт военных действий в «Вальгалле» давали право ожидать большего. Уж никак не местечковой истории о сошедшем с ума викинге, которому великий воин Эйвор помогает сражаться с Карлом III Толстым. Не огнем и мечом, а сомнительной дипломатией, не свойственной нашему герою.



Если нет масштаба, стоит поискать плюсы в механиках. Время от времени Эйвора просят убить неугодного чиновника, сановника или еще какую-то большую шишку. Шишка прячется в охраняемом здании, и подобраться к нему можно несколькими путями. Иногда игроку дадут выбор: найти ключ или верительную грамоту — или узнать у слуг про тайный ход. Реализовано примитивно, но хоть какое-то разнообразие. Немного напоминает об Assassin's Creed: Unity.

Непосредственно в зоне убийства можно идти напролом, размахивая топором, спикировать со скрытым клинком из-под потолка или реализовать специальную для локации возможность. Например, уронить на врага что-то тяжелое, представив убийство как несчастный случай. Прямо как в Hitman. Вот только вариант такого убийства всегда один, он легко считывается и исполняется за считанные секунды парой кликов. Удовольствия от поисков и последовательности действий никакого.



Во втором DLC наконец-то добавили одноручные мечи, но смысла в них уже мало. Ведь core-аудитория, которая продолжала играть в «Вальгаллу» все эти месяцы, наверняка уже прокачалась выше 340 уровня силы, открыла все умения во всех трех ветках — Ворона, Волка и Медведя, — изучила всю Англию и собрала лучшие наборы экипировки под свой стиль игры. Например, молоту Тора новые мечи не могут противопоставить ничего, кроме красивых анимаций.

Почему викинги не владели мечами до отплытия в Париж — тайна, противоречащая археологическим находкам в реальном мире. Уж Эйвор-то мог бы по статусу владеть мечом, хотя бы трофейным.

Схожая проблема преследует комплекты брони в обоих аддонах. Без максимальной прокачки они не могут конкурировать с наборами из оригинальной игры, которые игроки уже собрали и улучшили. А для апгрейдов нужно серебро. А серебро после патчей, как мы уже выяснили выше, в дефиците.



Игры на релизе часто выходят сырыми, и некоторые игроки дожидаются полного издания со всеми DLC через год-полтора. Еще и скидки наверняка подоспеют. Но Ubisoft придумала, как мотивировать любителей одиночных сюжетных приключений покупать новинку в первый же день за полную цену. Только в первые месяцы Assassin's Creed может похвастаться дружелюбным балансом и комфортным темпом развития героя. Те, кто купит игру со скидкой потом, донесут компании прибыль, вкладывая деньги в наборы ресурсов и ускорители прокачки.

Такова новая реальность, которую остается либо принять, либо бойкотировать, голосуя рублем. Но прежде чем сменить тактику, издатель может поднять стартовую цену, переложив финансовое бремя на ту аудиторию, что все равно хочет и дальше играть в новые части любимой серии.

Можно обвинять игры Ubisoft в однообразии, но пример двух DLC и их слабых сюжетов показывает, что даже бездушный конвейер зависит от личностей и дает сбой, когда уходят опытные сотрудники. И это вызывает некоторое беспокойство. Ведь несмотря на правки баланса и монетизацию, Assassin's Creed оставалась интерактивным окном в старые эпохи и радовала скрупулезно проработанным окружением. А теперь и дизайнер этого самого окружения покинул компанию — вместе со сценаристом и творческим руководителем.

Обсудить