Как изменилась Surviving Mars за 4 года
Шахты на астероидах, обелиск из иных миров, цветущие яблони и марсианский монорельс
В конце апреля вышел набор дополнений для Surviving Mars. Преимущественно косметические изменения и одно потенциально интересное геймплейное — далеко не первые и явно не последние в длинной череде обновлений игры, которую беспрестанно развивают и разработчики, и сообщество. И прежде, чем сказать о новинках, стоит вспомнить, какой путь прошла стратегия с момента релиза.
Вышедшая в марте 2018 года Surviving Mars — одна из самых заметных экономических RTS последних лет. Она не теряется ни на фоне стагнирующей ANNO, ни на фоне отчасти близкой по духу, но более ориентированной на торговлю Offworld Trading Company. А тем более — рядом с то и дело появляющимися в Steam «идейными наследниками» The Settlers, пока новая часть культовой серии пребывает в производственном аду.
Цель Surviving Mars — прибыть на Красную планету, наладить инфраструктуру, построить колонию, обеспечить добычу ценных ресурсов для доставки их на Землю. Очень близко ко всем вышеупомянутым играм. На первых порах все кажется предельно простым. Вот тут мы производим бетон, там добываем руду, здесь конденсируем воду из воздуха и из него же собираем по крупицам кислород.
А потом строим жилье для колонистов и оказываемся в царстве микроменеджмента потребностей, трудоустройства и социального обеспечения, пока роботы снаружи купола делают все, чтобы переселившиеся на Марс люди не померли от жажды, голода и холода. Это сложно, но чертовски увлекательно.
И, как это часто бывает, на старте такие игры могут нравиться публике, но страдают от недочетов разного масштаба. Например — между жилыми куполами в релизной версии игры отсутствовали тоннели. Для продукции Paradox — а именно она выступила издателем стратегии — густой поток патчей и дополнений, растянутый на годы, явление совершенно нормальное. В случае с Surviving Mars к делу подключилось и сообщество, активно добавляющее возможности, на отсутствие которых игроки жаловались на старте.
С 2018 года только официальных наборов улучшений вышло почти полтора десятка, а в главном меню есть менеджер модов — и там можно найти еще десятки мелких правок и добавок. Мелодии, модели домов, новые форматы куполов, те самые злосчастные тоннели между поселениями. Косметика, за которую порой и деньги просить стыдно.
Куда интереснее наборы так называемых «тайн» (Mysteries). Эта механика привносит в Surviving Mars не просто разнообразие, но и цель. Одно дело — строить колонию и налаживать торговлю, другое — поддерживать жизнь, чтобы узнать, что это за странные аномалии за той грядой скал и к чему приведет взаимодействие с ними.
Так, в базовой версии были пульсирующие кубы, а уже через несколько месяцев к ним добавились огни святого Эльма, мыслящие кристаллы из иных миров и парящий в небе монолит Метатрон. Со следующими дополнениями в игре появились новые спонсоры марсианской миссии, а с ними — новые цели и задачи. По сути — сюжетные сценарии, конкретизирующие смысл развития колонии и определяющие победные стратегии.
Одно из важнейших дополнений — Green Planet, вышедшее в мае 2019 года и собравшее очень положительные отзывы. Благодаря ему на Марсе натурально зацвели яблони. Колонисты получили мощный инструментарий для терраформирования. Растения теперь меняют безжизненную почву и обогащают ее органическими веществами, парниковые газы наполняют атмосферу, в долинах текут реки — и в итоге поселениям на красной планете доступно широкое разнообразие декоративных и сельскохозяйственных культур. Прямо как на Земле.
Со следующим DLC — Below and Beyond — игроки получили доступ к марсианскими пещерам. Колонии отныне можно строить под землей, где они защищены от метеоритов, но могут пострадать от землетрясений. Зато в тоннелях есть уникальные ресурсы — как и на пролетающих мимо планеты астероидах. Теперь на них можно отправлять экспедиции с горнодобывающим оборудованием. Главное — вовремя улететь, пока небесное тело не покинуло пределы досягаемости транспортных ракет.
А в 2022 году в игру въехали поезда. Четыре года понадобилось, прежде чем в Surviving Mars появилась система быстрой доставки грузов и работников на большие расстояния. Поставить станцию у завода вдали от купола — решение логичное и даже очевидное. Но раньше приходилось тащить к месту добычи ценных ресурсов целый купол и селить в нем персонал этого самого завода.
Примечательно, что реализовала эту идею вовсе не студия Haemimont Games, ответственная за создание Surviving Mars, трех частей Tropico и древней, но некогда популярной в России Tzar, а сейчас работающая над Jagged Alliance 3. И не подрядчики-многостаночники Abstraction, с 2021 года отвечающие за дальнейшее развитие игры. DLC Martian Express сделали модостроители Lucian и Sylvain — но их работа так впечатлила студию и издателя, что превратилась в официальное платное дополнение, а авторы стали частью команды разработчиков.
Глядя на все разнообразие путей и возможностей, доступных сегодня, становится несколько обидно за первых игроков, бросивших Surviving Mars в 2018 году на том этапе, когда колония уже функционирует, но явных целей не появилось, возможности иссякли, и развитие превратилось в рутину.
В Steam наблюдается рост количества градостроительно-экономических стратегий от независимых студий — не худшие альтернативы в отсутствие The Settlers и новой части ANNO. Взять хотя бы недавнюю Patron, постапокалиптическую EndZone или стильную Before We Leave. Но Surviving Mars — одна из самых ярких за последние годы представительниц жанра. И на данный момент уже достаточно отполирована и наполнена контентом, чтобы рекомендовать ее новым игрокам.