Как компании сражались с пиратством в последние годы
Разбираемся, к чему привела война с Denuvo, и какие приставки получилось взломать
В игровой индустрии никогда не любили пиратов. Производители игр и консолей всегда стремились оберегать свою интеллектуальную собственность, что не мешало хакерам раз за разом обходить защитные системы. Вечная война со взломщиками привела к высоким стандартам безопасности в индустрии. Однако до сих пор далеко не у всех получается создать безупречные защитные механизмы. Разбираемся, как в последние годы велась борьба с любителями украсть чужое ПО.
От редакции: мы не поощряем использование пиратского ПО и воровство игр. Любая информация о взломах, использованная в тексте, опубликована нами исключительно в справочных целях.
PC
Знаменитую антипиратскую защиту Denuvo, которая стала главным защитником видеоигр в восьмом поколении, запустили в 2014 году. Первыми играми с ней стали FIFA 15 и Dragon Age: Inquisition. Несколько месяцев они успешно держали оборону и не давались хакерам. Когда уже считалось, что пиратство повержено, китайская команда 3DM взломала игру Bioware. С тех пор противостояние только обострилось: создатели Denuvo выпускали все новые версии ПО, а хакеры пытались их вскрыть.
В последний год чаша весов склонилась в пользу пиратов. Devil May Cry 5 выложили на торренты в день релиза, Metro Exodus и Star Wars Jedi: Fallen Order появились там меньше чем через неделю. Но бывают и исключения: Mortal Kombat 11 с Denuvo до сих пор не взломали.
Совсем недавно в сеть слили незаконченный «кряк» для Need for Speed: Heat. Теперь хакеры опасаются, что инженеры Denuvo увидят бреши в защите, закроют их и усложнят взлом. Но пока проверить это нельзя: крупных игр с новыми версиями Denuvo придется ждать до марта.
Некоторые производители предпочитают использовать свою версию защитного ПО, и довольно успешно. Так, например, у Rockstar получается уже несколько месяцев спасать от пиратов Red Dead Redemption 2. Тут работает простое правило — чем реже встречается какой-то тип защиты, тем меньше шансов, что хакеры ей займутся.
Однако не каждая студия способна найти время и средства для разработки своего ПО. Обычно компаниям приходится выбирать между Denuvo и отсутствием какой-либо защиты. Сама система дорого обходится разработчикам. В январе 2016 года пользователь Reddit, притворившись разработчиком, выяснил, что за каждые 500 тыс. проданных копий игры уровня ААА ее авторы обязаны выплатить создателям Denuvo €100 тыс. Для проектов классом поменьше суммы другие — от €10 до €50 тыс.
Впрочем, у антипиратских защит есть и побочные эффекты. В случае с Denuvo, например, появилась теория, что программа снижает количество кадров и скорость загрузки уровней. Так, согласно результатам тестов, проведенных авторами канала Overlord Gaming, меню игры с Denuvo загружалось на 30% дольше, а миссия — на 80% (испытания проводились на шести играх, запущенных на максимальных настройках).
В целом с пиратством на PC сражаются без особых успехов. Разработчикам иногда удается защитить свои игры, но некоторые просто отказываются от любых защитных систем и надеются на честность пользователей. Так, например, создатель шутера Danger Gazers сам залил игру на торрент и попросил игроков, которым она понравится, рассмотреть вариант покупки. В результате продажи взлетели на 400%.
Xbox One
К 2020 году приставку Microsoft полноценно так никто и не взломал. Некоторые версии консолей Xbox One можно подключить к PC, войти в режим разработчика и даже заняться реверс-инжинирингом, но установить пиратские игры и читы не выйдет.
Среди некоторых пользователей сети бытует мнение, будто Xbox никому не нужен, поэтому и взломом приставки не занимались. Но это не так. Общий тираж консоли давно превысил 50 млн консолей, так что потенциальных пиратов на устройстве Microsoft явно хватало. То, что у них до конца не получилось, — победа инженеров американской компании.
Nintendo Switch
Nintendo ведет очень агрессивную политику по защите авторских прав — например, закрывает фанатские ремейки и блокирует видео на YouTube с музыкой из своих игр. Однако ее Switch взломали почти сразу после релиза. В консоли обнаружили критическую уязвимость, которую, похоже, невозможно закрыть — она работает даже на последней официальной прошивке. И хотя сам процесс взлома не такой уж и легкий, достаточно внимательным игрокам под силу с ним справиться.
Сейчас обладатели прошитых Switch могут спокойно ставить пиратские игры, обновления для них, обмениваться сохранениями и устанавливать сторонние приложения. Более того, со временем появилась потенциальная возможность избежать блокировки в сети — достаточно сделать два профиля, один из которых работает официально.
Новую версию приставки пока не взломали, хотя команда Xecuter в конце года опубликовала тизер, где Switch Lite работает на кастомной прошивке. Однако когда выйдет пиратское ПО, не уточняется.
PlayStation 4
Консоль от Sony взломали достаточно быстро, но после этого дело встало — компания устранила уязвимость и позаботилась о том, чтобы новые игры требовали последних обновлений. Тем не менее, сначала пираты нашли способ обойти защиту в версии 4.55, а со временем добрались до 5.07.
Нынешняя прошивка, 7.02, пока не взломана. Но несмотря на это пиратам доступны многие популярные игры (Persona 5, God of War), хоть далеко и не все (Days Gone). Главное отличие взломанной PS4 от Switch — зайти в сеть без новой прошивки не получится. Патчи для взломанных игр тоже не скачать, что особенно критично с некоторыми неудачными релизами. Та же Days Gone на старте работала очень плохо и даже спустя несколько обновлений умудряется лагать и пугать кривыми анимациями.
Согласно исследованию Group-IB — компания специализируется на кибербезопасности — рынок пиратства в России впервые за пять лет стал падать. Во многом благодаря закрытию крупнейших провайдеров и меморандума, который заключили поисковики и сайты. Только за 2019 год в реестр запрещенных ресурсов внесли около 600 тыс. ссылок.
Отношение к воровству меняется и в обществе. По опросу SuperData, 46% российских геймеров негативно воспринимают пиратский контент. Однако в случае с играми цена на товар имеет большое значение при выборе: качать или нет.
Один из самых дискуссионных вопросов — насколько сильно вредит пиратство. В 2014 году Евросоюз заказал исследование стоимостью в $400 000. По итогам опросов 30 тыс. человек из Франции, Германии, Польши, Испании, Швеции и Великобритании комиссия пришла к выводу, что в этих странах пиратство, в теории, все-таки может навредить компаниям, но ощутимых последствий выявить не удалось. Исключением из правил стали свежие фильмы. Если запись новинки появлялась в прокатный период на торрентах, компании теряли около 40% зрителей.
В 2016 году портал PC Gamer проводил свое исследование, где выяснил, что PC-игры пиратят примерно треть пользователей. Однако их число зависит от страны — там, где зарплаты меньше, люди охотнее идут на торренты.
В последние годы разработчики переключились на мультиплеерные проекты — это тоже усложняет воровство игр (но своих проблем и тут хватает — вспомнить хотя бы пиратские сервера). Пока компании не создадут совершенные системы защиты, побороть пиратство не получится. Сейчас они проигрывают глобальную войну. Следующее крупное сражение между корпорациями и хакерами произойдет уже скоро — в конце 2020-го Sony и Microsoft выпустят консоли девятого поколения. И от их результатов зависит, в каком направлении будет развиваться дальнейшее противостояние.
Читайте также:
- Ловушка для пирата: самые оригинальные способы защиты игр
- Приведет ли эпидемия коронавируса к дефициту игрового железа?
- Особенности национального пиратства