Оглавление

Как стать киборгом в XXI веке

Deus Ex и Cyberpunk 2077 в реальности



С киборгами в видеоиграх мы сталкиваемся регулярно, а некоторые серии — например, та же Deus Ex — во многом построены вокруг «киборгизации» человечества, которая принесет как новые блага, так и новые проблемы. Но как с этим обстоят дела в реальности?

Термин «киборг» появился в 1960-х годах благодаря американскому психиатру Натану Кляйну и австрийскому изобретателю Манфреду Клайнсу. Они работали над концепцией, которая позволила бы человеку выживать за пределами Земли, объединив свое тело с машинами. Однако сама идея «живого робота» и совмещения живой и неживой материи знакома человечеству не первый век и уходит корнями в древние мифы о Талосе, медном человеке из греческих легенд.

Ученые, философы и писатели до сих пор спорят о том, возможна ли полная киборгизация человека и где проходит грань, отделяющая человека с роботизированными частями тела от робота с набором биологических тканей. Современная медицина и кибернетика еще далеки от настолько тесного слияния двух, казалось бы, противоречивых концепций, однако киборги — куда более распространенное явление, чем может показаться на первый взгляд.

Они среди нас



Самый простой пример киборгизации тела человека — установка медицинских имплантов, дополняющих или полностью берущих на себя функции тех или иных органов. Простейшим примером служат кохлеарные имплантаты, восстанавливающие слух у тех, кто его утратил. Есть и куда более продвинутые и экзотические технологии: так, в голову Нила Харбиссона вживлена самая настоящая антенна, придающая ему сходство с гигантским муравеем. Нил — художник и дизайнер, который родился с ахроматопсией, крайней степенью дальтонизма, при которой человек видит мир в черно-белом спектре. Антенна, по сути, представляет собой электронный «глаз», ассоциирующий цвета с музыкальными тонами. Звучит довольно странно, не так ли? Но это отлично работает, и Харбиссона теперь даже ассоциирует музыку с цветами: так, музыка Эми Уайнхаус звучит «красным и розовым» цветом, а мелодия звонка на его телефона «отдает зеленым».



Другой выдающийся «киборг» — настоящий поклонник аугментаций. Доктор Кевин Уорвик преподает в Университете Рединга (на должности профессора кибернетики, конечно же), и с конца 80-х годов экспериментирует с вживлением в тело самых разных устройств. Среди них есть микрочип, позволяющий удаленно контролировать бытовую технику, или сенсор, который Уорвик вживил жене для того, чтобы он мог чувствовать прикосновения к ее рукам. «Капитан Киборг», как его прозвала пресса, хочет стать самым совершенным гибридом машины и человека в мире, параллельно работая над проблемами искусственного интеллекта.

Восполнимая утрата: как технологии заменяют конечности



Разумеется, чаще всего аугментация тела электроникой происходит в результате критической необходимости. Бионические протезы позволяют людям, утратившим части тела, частично компенсировать их функционал за счет современных технологий. От косметических протезов, лишь маскирующих отсутствие конечности, бионика отличается функциональностью. Самые примитивные виды бионических протезов — механические, которые могут совершать простые движения за счет оставшихся мышечных волокон. В случае более сложных изделий в ход идет электроника, датчики которой улавливают нервные импульсы и «переводят» их в комплексные движения. Вершиной же технологии бионического протезирования стали дорогостоящие протезы, которые напрямую подключаются к мозгу и способны обеспечивать максимально комфортные, точные и уверенные движения.

Современные протезы дарят лишившимся конечностей людям новую жизнь. С их помощью можно полноценно ухаживать за собой, есть, пить, ходить в магазин, работать на компьютере, играть на гитаре — список можно продолжать очень долго. Разработчики делают устройства максимально похожими на настоящие конечности, но если нужно, то готовы украсить их, превратив в модный аксессуар — последнее популярно у девушек.



Кстати, вопреки распространенному мнению, бионика не ограничивается заменой одних лишь рук и ног: бионические глаза уже не первый год позволяют возвращать, казалось бы, навсегда потерянное зрение. Такая система представляет собой трехмерную искусственную сетчатку, оснащенную матрицей светочувствительных проводов. Снаружи она покрыта тонкой оболочкой из металла (как правило, оксида алюминия) и оборудована набором перовскитовых датчиков. По сути, это имитация зрительной коры головного мозга, причем чувствительность у системы максимально близка к живому глазу. А в сентябре 2021 года команда ученых из Университета Монаша в Мельбурне объявила о создании устройства, которое восстанавливает зрение даже полностью слепым людям за счет вживления имплантов прямо в ткань мозга.

Киборг вполне может быть и русским. Разработкой протезов в нашей стране занимается, например, компания «Моторика» — в ее ассортименте множество устройств под разный бюджет и для разных задач (есть даже детские протезы). А материалами и технологиями изготовления активно занимается госкорпорация «Росатом», вместе с которой мы подготовили этот текст. Так, во входящем в госкорпорацию «НИИграфит» накоплен огромный опыт работы с углеродными материалами, которые очень востребованы в медицине. Изделия из углерода не подвержены коррозии, а организм не воспринимает их как инородное тело и не отторгает — отличный материал для протезов.

В Росатоме активно развивают и аддитивные технологии, более известные как 3D-печать. С помощью 3D-принтеров можно быстро изготавливать изделия любой формы — и это, опять же, важно при протезировании, где идет подгонка под параметры конкретного человека.

Кстати, за новостями в этих областях стоит следить на проекте Homo Science, который также создала и развивает госкорпорация «Росатом». Это платформа, объединяющая современные научные технологии и достижения в доступную всем базу. Команда проекта поставила целью создание комфортной экосреды как для тех, кто готов делиться интересной информацией, так и для тех, кому такая информация нужна.

В поддержку Homo Science проект PLAYER ONE запустил собственный сайт, на котором мы рассказываем о фантастических технологиях из игр с точки зрения науки, а также разыгрываем отличные подарки.


Новое восприятие мира



Говоря о киборгах, нельзя не упомянуть концепцию трансгуманизма. Ее автором считается брат знаменитого писателя Олдоса Хаксли, биолог-эволюционист и первый гендиректор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли. Он писал, что «…Человеческий вид может, если пожелает, выйти за пределы самого себя — не только спорадически (один индивид одним способом, другой индивид — другим), но и как человечество в целом. Нам нужно [придумать] имя для этого нового убеждения. Возможно, подойдет трансгуманизм: человек остается человеком, но превосходит себя, осознавая новые возможности для своей человеческой природы».

Если упростить концепцию, то трансгуманизм — это контролируемое расширение возможностей человека как биологического вида, так и отдельного индивидуума, с помощью сторонних инструментов. В настоящее время кибернетика является самым популярным, доступным и изучаемым из этих инструментов (наряду с генетикой — еще одной дисциплиной, без которой киборгизация будет невозможна). Впрочем, если превращение в разумное облако наноботов до сих пор остается мечтой фантастов, то определенные подвижки в сторону расширения пределов восприятия осуществляются регулярно. Так, дизайнер Дэниэль Клод разработала дополнительный большой палец. Устройство не требует хирургической операции, а просто крепится на ребро ладони со стороны мизинца. Управлять им можно с помощью нажатий на клавиши (по задумкам Клод, делать это нужно пальцами ног). При нажатии «лишний палец» получает сигнал по Bluetooth и сгибается или разгибается по воле владельца.



Это безобидной игрушкой заинтересовались нейробиологи из Университетского Колледжа Лондона. Такая мелочь, как дополнительный палец, в теории может существенно изменить мировосприятие человека и повлиять на структуру моторной коры, где хранится «инструкция» для каждого натурального пальца нашего тела. В результате ученые организовали эксперимент, во время которого добровольцы учились пользоваться новой конечностью, попутно проходя МРТ-сканирование мозга. Выяснилось, что всего за несколько дней мозговая кора адаптировала общие паттерны движения под дополнительный палец и так же быстро вернулась к прежнему состоянию, когда устройство было снято.



Подключение компьютера к человеческому мозгу — тоже далеко не фантастика. По сути, описанные выше глазные импланты как раз являются примером интерфейса между мини-компьютером, обрабатывающим информацию с матрицы импланта, и человеческим мозгом. И если мы уже умеем передавать в мозг оцифрованное изображение реального мира, то почему бы не заменить его на картинку с компьютера? Реальна и передача информации в другом направлении — в компании Neuralink Илона Маска разрабатывают нейроинтерфейс для набора текста силой мысли. Кому-то подобное может показаться игрушками, но опыт в разработке подобных устройств может помочь в лечении людей с психическими расстройствами или заболеваниями, полученными в результате повреждений головного мозга.

Что ждет нас дальше? Что ж, дополнительные конечности уже стали реальностью. Если вам мало бонусного пальца, полюбуйтесь на японский экзоскелет, оснащающий владельца двумя парами дополнительных, функциональных и цепких рук. SIGGRAPH 2017 также управляется с помощью движений ног, однако более совершенные оптические датчики позволяют отслеживать и имитировать даже мелкую моторику отдельных пальцев, которые в случае необходимости можно заменить на инструменты. Представьте себе инженера будущего, у которого вместо одной робо-руки лазерный резак, а вместо другой — мощные пневмокусачки.

Обсудить