Оглавление

Как улучшить сериал по «Ведьмаку»?

Работа над ошибками, которая так нужна второму сезону

«Ведьмак» от Netflix ожидаемо стал одним из самых популярных телесериалов 2019 года. Его выход подстегнул продажи книг и интерес к играм серии. Однако рейтинги — еще не свидетельство безупречности: заслуженной критики в адрес «Ведьмака» тоже хватило. Дмитрий Злотницкий рассказывает, что авторам сериала стоило бы исправить при работе над вторым сезоном.

Примечание: если вы не смотрели первый сезон, дальше вас ждут спойлеры.

Больше уважения к первоисточнику





Вместе с правами на экранизацию цикла Сапковского Netflix получила проработанный фэнтезийный мир с богатейшей историей. Однако вместо того, чтобы аккуратно и тщательно адаптировать сюжеты пана Анджея, создатели сериала во главе с шоураннером Лорен Хиссрич сходу дали волю фантазии, придумывая свои версии событий, которые в первоисточнике были упомянуты лишь мельком или вообще не показаны. Результат оказался примерно тем же, что и в случае с «Игрой престолов» — стоило авторам отойти от книжной основы и попытаться расширить ее, как качество историй заметно снизилось.

Правда, создателям «Игры престолов» пришлось придумывать окончание саги из-за недописанного цикла, а у Хиссрич такой необходимости не было. И тем не менее ее команда взялась дописывать Сапковского. Пожалуй, самый яркий пример — линия Йеннифер, которой в первом сезоне уделяется не меньше внимания, чем приключениям Геральта (в книгах юные годы волшебницы не показаны). Сама по себе идея рассказать о молодости и становлении чародейки была неплоха, ведь та — такой же ключевой персонаж в саге Сапковского, как и сам ведьмак. Вот только воплощение подкачало.

Нам показывают Йеннифер горбатой замухрышкой, у которой есть магический талант, но совершенно ей неподвластный. Целый эпизод посвящен ее обучению в магической школе Аретуза, где все время она предстает худшей ученицей. Но уже буквально в следующей серии без всякой видимой эволюции Йеннифер превращается в могущественную и уважаемую чародейку. Как и почему героиня столь сильно переменилась, нам толком не показывают — ее развитие по сути ограничивается сценой, в которой девушка соглашается на мучения ради обретения красоты. К сожалению, почти все собственные придумки авторов телевизионного «Ведьмака» обернулись подобными топорными и необязательными дополнениями к сюжетам Сапковского.




Это особенно печалит в сочетании с тем, что при переносе на телеэкраны книжный первоисточник подвергся заметным сокращениям. В сериале практически не нашлось места для постмодернистских аллюзий и юмора, на которые богаты книги. Да и сцену первого знакомства Геральта и Цири радикально видоизменили.

Имея на руках великолепную литературную основу, странно обеднять уже имеющиеся сюжеты, тратя при этом экранное время на невразумительные попытки улучшить сагу Сапковского. Конечно, не обошлось и без удачных находок вроде битвы при Содденском холме — у пана Анджея она только упоминалась, а вот в сериале нам этот важнейший для цикла эпизод подробно показали (и вполне успешно раскрыли). Но все же это исключение. Надеемся, что в последующих сезонах авторы телевизионного «Ведьмака» будут бережнее относиться к текстам Сапковского и сосредоточатся, прежде всего, на их адаптации, а не на переиначивании.

Меньше сумбура и больше погружения в мир





Со стороны поклонников книжного цикла основные претензии к сериалу касались, прежде всего, небрежного подчас отношения к первоисточнику. А вот многие из тех, кто впервые познакомился с миром «Ведьмака» после премьеры сериала, критиковали его по совсем иным причинам. В первую очередь, за предельное недружелюбие к новичкам.

Зрителей не просто сходу бросают в гущу событий — нам показывают сразу несколько сюжетных линий, которые разделены временем и местом действия. При этом на протяжении большей части сезона они слабо связаны между собой. В отличие от «Мира Дикого Запада», где переплетение событий из нескольких временных линий призвано создавать хитроумные головоломки, в «Ведьмаке» повествование построено таким образом просто из желания сразу ввести в историю не только Геральта, но и Йеннифер с Цири. Это привело к тому, что события двух первых книг Сапковского перемешаны и скомпонованы очень сумбурно.



Тем, кто не читал книги, разобраться в происходящем очень непросто. Особенно учитывая, что создатели «Ведьмака» в принципе не очень много внимания уделяют объяснению реалий вымышленного мира. Откуда берутся, какими способностями наделены и почему ненавистны большинству людей ведьмаки, что за государство Нильфгаард и из-за чего оно враждует с Северными Королевствами или почему эльфы стали гонимым народом — таких важных для вселенной «Ведьмака» вопросов авторы если и касаются, то походя.

Лорен Хиссрич по сути уже признала, что структура первого сезона была не слишком удачной: пообещала сделать события второго более линейными, чтобы следить за сюжетом стало проще. Но это только полдела. Стремительно промчавшись по историям двух стартовых сборников Сапковского, авторы сериала подходят к романам, а в них уже судьбы Геральта и Цири неразрывно связаны с большой политикой и глобальными конфликтами. Да и количество важных действующих лиц заметно возрастает. Чтобы у зрителя вновь не шла кругом голова от вопросов без ответов, потребуется куда больше обстоятельности и внимания к деталям, чем в первом сезоне.

Спецэффекты и антураж высокого уровня





Последние годы приучили нас, что с визуальной точки зрения телевизионные сериалы подчас не уступают голливудским блокбастерам. В первом же сезоне «Ведьмака» хватает эпизодов, когда сериал выглядит скорее фанатским фильмом, нежели многомиллионным проектом от ведущего стримингового сервиса. Еще задолго до премьеры мишенью для бесконечных шуток стали несуразные доспехи нильфгаардских солдат. Смена костюмера позволяет рассчитывать, что во втором сезоне южные легионы будут выглядеть уже солиднее.

Но вот мало кто ожидал, что сверхъестественные создания вроде кикиморы или стрыги, а также драконы будут выглядеть как монстры, сбежавшие из игр десятилетней давности. Бюджета первого сезона на современные спецэффекты явно недоставало и, пожалуй, лишь битва при Содденском холме может похвастаться уровнем видеоряда, соответствующим амбициям «Ведьмака».



Впрочем, давайте вспомним первый сезон «Игры престолов». Он, в отличие от последних, тоже отнюдь не баловал зрителей обилием дорогих эффектов. Лишь после того, как сериал стал хитом, создатели смогли развернуться в полной мере. «Ведьмак» уже добился успеха. Остается надеяться, что боссы Netflix не пожалеют денег и видеоряд выйдет на качественно новый уровень.

Игры серии «Ведьмак» становились популярнее с каждой последующей частью. Заключительная глава трилогии собрала множество наград и регулярно попадает в списки лучших RPG наших дней. У телевизионного «Ведьмака» есть потенциал, чтобы стать одним из главных сериалов современности. Осталось им только воспользоваться.

Читайте также:



Обсудить