Как в комиксах и у дель Торо: почему стоит сыграть в настольного «Хеллбоя»

Кооперативный данжен-кроулер, созданный с уважением к первоисточнику для фанатов и не только

Игры по известным франшизам — распространенное явление в мире настолок. Star Wars, Marvel, «Властелин колец»: все они получили даже не одну, а несколько отличных адаптаций. Но сегодня мы расскажем о продукте по менее известной, но весьма интересной серии — «Хеллбой» от Crowd Games.



Хеллбоя придумал Майк Миньола в 1993-м. Персонаж впервые появился в комиксе San Diego Comic-Con Comics #2, а его собственная линейка с тех пор обросла мини-сериями, одиночными выпусками и кроссоверами. Главный герой — сверхъестественное существо из ада, которое после своего призыва на Землю попало в руки хороших людей и стало защитником планеты.

В России персонаж сравнительно популярен, во всяком случае сами авторы комиксов очень любят страну. По сюжету, Хеллбой регулярно посещает Москву, Рыбинск и другие города. Герой встречается с Распутиным, Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Петром I и другими персонажами русской истории и фольклора. Для франшизы даже придумали девочку Варвару — главу советской «Службы специальных наук», которая играет важную роль и в сюжетных арках серий о Хеллбое, и в отдельной линейке комиксов «БРПД».

Если судить по одним обложкам, то о Хеллбое может легко сложиться неверное впечатление. Кажется, что это банальный боевик про очередного брутального мужика. На деле комиксы о герое — очень даже увлекательное чтиво, в котором переплетаются детективные истории, хорроры, мистика, фольклор различных народов и нуар. Ну и экшен, конечно, тут тоже есть.

Однако даже если вы ничего не знаете о Хеллбое и не хотите разбираться, избегать настолки все равно не стоит. Фанаты комиксов, конечно, оценят классный визуал с артами Майка Миньолы и удивительно точную адаптацию геймплея: в игре предстоит заниматься тем же, что делали герои комиксов практически в каждой сюжетной арке. Однако обязательного знакомства с первоисточником вовсе не требуется.



«Хеллбой» — кооперативный данжен-кроулер с элементами детективных приключений в жанре америтреш. То есть, развитие истории зависит не только от действий участников, но и различных случайных событий: рандомных карт в колоде, бросков кубиков и так далее. Игра рассчитана на группу от 1 до 4 человек. В случае если вы хотите отправиться в приключение самостоятельно, то будете управлять минимум парой персонажей. Два человека могут взять под контроль всех четырех агентов. Вообще настолка получилась достаточно сложной, поэтому вовсе не страшно, если вы найдете способ упростить себе прохождение.

Играть предстоит за агентов БРПД — Бюро расследований паранормальной деятельности. На выбор доступен сам Хеллбой, девушка с пирокинетическими умениями по имени Лиз Шерман, а также гуманоид-амфибия Эйб Сапиен и Йохан Краус — человек, научившийся существовать вне тела в эктоплазменной форме. Все они опытные сотрудники БРПД, способные не только вести детективную деятельность, но и дать отпор любому чудовищу, демону или призраку. Фанаты комиксов сразу поймут, почему Лиз бесконтрольно взрывается огнем, а Хеллбой плохо стреляет. Далеким от серии игрокам стоит просто учитывать их сильные и слабые стороны.

Каждая партия — кооперативное расследование одного из дел, которые представлены специальными сюжетными картами. Игроки выбирают сценарий, раскладывают поле, а затем отправляются искать улики и сражаться с монстрами. Битвы занимают центральное место в геймплее: в финале герои обязательно сталкиваются с мощным боссом, для победы над которым потребуются усилия всех участников. Однако чем больше улик найдут БРПД в ходе расследования, тем проще им будет одолеть главного врага. Поэтому команде надо балансировать между потасовками с обычными противниками, исследованием локаций и продвижением по истории.

Сюжетный каркас в «Хеллбое» сделан очень схематично. Авторы в нескольких предложениях рассказывают про сеттинг новой миссии (скажем, какой-нибудь замок), после чего герои открывают разложенные по локациям карты встреч и узнают, что их ждет в соседней комнате. Экшен, как правило, начинается сразу же: враги лезут со всех сторон. Противников тут так много, что у игроков зачастую не выйдет активировать фазу передышки, чтобы герои набрались сил. В общем, если вы не любите читать художественный тексты, то «Хеллбой» вас порадует — он целиком про геймплей.



Главное отличие (и преимущество) от конкурентов — очень гибкая система ходов. Многие данжен-кроулеры ограничивают действия участников: сначала обязательно ходит один, потом другой. В «Хеллбое» у персонажей есть три действия, а комбинировать они их могут в любом порядке. Скажем, первый игрок побеждает врага, другой заглядывает в освободившуюся комнату и ищет улику, третий атакует другого противника, а добивает его четвертый. Учитывая, что способности у всех героев уникальны, то стратегий для выживания в игре масса, особенно если в партии задействованы все персонажи. Бои быстро превращаются в хитрые головоломки, где надо правильно распланировать действия.

К счастью, даже с таким спектром возможностей процесс не превращается в тягомотину. Динамика у игры высокая, а считать и перекладывать груды компонентов тут не надо. Все боевые ситуации разрешаются броском кубиков. Их здесь четыре типа: от самых слабых желтых, которые дают мало шансов на успех, до мощных черных, практически гарантирующих если не убийство, то мощное попадание. Некоторые персонажи хороши в ближнем бою, но ужасно стреляют, другие плохо воюют в принципе, но отлично защищаются. К каждому броску кубиков добавляется отдельный синий куб-модификатор, который способен даже худший для героев расклад сделать не таким уж плохим.

Из раунда в раунд игроки перемещаются по локациям, зачищают их от врагов и ищут способ продвинуться по сюжету. Рано или поздно на арене появится босс, и к его приходу лучше подготовиться: скажем, найти улики, которые раскроют его слабые места и позволят нанести критические повреждения, или хотя бы попробовать задержать врага, чтобы взять паузу, выполнить задание и смыться. В «Хеллбое» есть такие чудища, которых невозможно устранить физически. Остается только прибегать к хитрости.

Между раундами игроки раскрывают карты судьбы — случайные события, которые способны как облегчить жизнь героев, так и заметно ее усложнить. Неожиданные засады, выпрыгивающие из теней монстры и подозрительный шум впереди добавляют врагов, видения будущего позволяют узнать, что ждет героев в ближайшие ходы, а карта «Кое-что полезное» позволит получить бесплатное снаряжение.

Экипировка тоже играет важную роль. Перед каждым сценарием герои закупаются полезными предметами, которые позволят быстро избавиться от противников или добить босса. Однако в первый раз часто делаешь это вслепую. Поэтому миссии в «Хеллбое» можно и нужно перепроходить. Благодаря схематичным сюжетам и случайному раскладу карт встреч, судьбы и врагов сценарии не надоедают после одного забега.



К тому же здесь хватает дополнительных механик, углубляющих игровой процесс. Например, объекты интерьера: шкафы и столы позволяют прятаться от дальнобойных атак, обнаруживать дополнительные улики и аптечки. Еще есть агенты резерва: персонажи из комиксов, которые приходили на выручку главным героям. Они способны помогать в расследовании и появляться на поле боя.

Пожалуй, лучшая часть «Хеллбоя» — то, как авторы бережно перенесли логику комиксов в настольный формат. Все механики и компоненты передают атмосферу мира, где герои в свой будний день едут в древний замок, сталкиваются там с лягушкоподобными монстрами, расстреливают интерьеры, ломают стены, а потом спрашивают дорогу у оживших скелетов. Арты из комиксов, способности героев, миниатюры врагов — фанаты вселенной точно оценят.

Другой плюс — гибкая система ходов, которая расширяет поле для экспериментов и мотивирует пробовать разных героев. Даже два персонажа в двух разных сценариях могут вести себя по-разному, переходя, например, от наступательной тактики к глухой обороне. Или отбиваться от врагов, пытаясь схватить улики и просто сбежать.

Сценарии тоже получились в самый раз — не слишком затянутые, когда пропадает желание доставать коробку при ограниченном времени. Но и не короткие — когда жалеешь, чтобы раскладывал все дольше, чем играл. Основную часть поля видно сразу, что делать — тоже понятно. Сюрпризов, когда маленький дом превращается в огромный подземный особняк, а партия затягивается на четыре часа, тут нет.

Чем «Хеллбой» расстраивает, так это буклетом правил. Многие современные игры предлагают основную книгу и вступительную, которая знакомит с базовыми принципами и позволяет провести первую партию. Нашей команде с урезанной версией правил разобраться было сложно несмотря на то, что мы давно не новички. Возможно, в этом отчасти вина названий компонентов, которые еще и постоянно двигаются. Маркер неотвратимости, маркер собранной информации, маркер озарения, маркер условий и маркер последствий — ну как тут не запутаться? При этом основная книга правил составлена нормально. Так что мы советуем сразу читать ее и игнорировать упрощенный вариант.

Еще этой игры стоит избегать тем, кто ждет мощную нарративную составляющую. Это, пожалуй, единственный аспект, где настолка не передает дух комиксов, где хватало сюжетных поворотов и интересных интерпретаций народных легенд. Сюжет тут подается очень схематично, и даже новые улики ни о чем не говорят, а служат чисто геймплейным целям. Захватывающие истории в данжен-кроулерах — редкость, и «Хеллбой» тут не исключение.

Crowd Games выпустила игру с дополнением «Червь-победитель». И если вам понравилась основная часть, то на расширение стоит обратить внимание. Внутри коробки — два новых сценария, основанных на одноименном комиксе, которые получились достаточно долгими и сюжетно интересными. Особенно история «Из межзвездных миров», где злодеи пытаются связаться с жуткими силами из космоса.




Среди новых агентов — легендарный мститель Лобстер Джонсон и гомункул Роджер. Первый — универсальный боец, который хорош во всем, кроме защиты. Герой быстро разделывается с врагами, а его умения подчеркивают мистическую натуру: например, способность «телепортироваться» по карте и воскресать после тяжелых ран. А вот Роджер — крайне сложный для игры персонаж, который очень зависит от других членов команды, однако он замечательно танкует и сдерживает противников. Весь контент совместим с базовой версией. Разумеется, расширение также добавляет новые фрагменты комнат, карты снаряжения, врагов, судьбы и встреч, которые увеличивают реиграбельность.

Отдельно стоит отметить новых врагов и миниатюры, которых в коробке почти два десятка. Больше всего, конечно, выделяется массивный босс-червь: если вы любите раскрашивать фигурки в инопланетных цветах, то он будет круто смотреться на полке. Рядовые противники в базе не блещут визуальным разнообразием, а дополнение привносит сразу несколько видов фашистов. Использовать новых врагов можно и в старых сценариях.

«Хеллбой» в первую очередь — игра для фанатов героя и его мира. В этом плане к настольной версии придраться сложно: если вы любите комиксы, экранизации Гильермо Дель Торо и жанр, то вряд ли прогадаете. Дух приключений агентов БРПД тут передан отлично.

Но настолка понравится и тем, кто просто любит данжен-кроулеры, особенно учитывая, что такие игры локализуют в России не так часто. Это стильно оформленный, продуманный представитель жанра, в котором, правда, придется повозиться с правилами.










Читайте также:


Обсудить