Как Dragon Age 4 оказалась под угрозой
Как провал Anthem и Mass Effect: Andromeda повлиял на разработку четвертой части Dragon Age
Сотрудник издания Kotaku Джейсон Шрайер продолжает рассказывать о кризисе, который уже несколько лет продолжается в BioWare. Ранее он провел масштабное расследование и расспросил 19 бывших сотрудников студии про создание Anthem. Если вкратце, то это было ужасно: недопонимания между разными отделами, отсутствие четкого плана, давление со стороны Electronic Arts, уход ключевых членов команды, бесполезные совещания и слезы в подсобках. Во время работы над первым материалом Шрайер также смог узнать очень много подробностей и о другой игре — о Dragon Age 4, над которой сейчас работает BioWare. Им он и посвятил отдельный большой текст, а мы выбрали из него основные моменты.
Предыстория
Осенью 2014 года вышла Dragon Age: Inquisition, которая оказалась достаточно успешной игрой — она собрала множество наград и неплохо продалась. Тем не менее, разработка этой игры была сущим адом. Игру нужно было выпустить сразу на пяти платформах (PC, PS3, PS4, Xbox 360 и Xbox One), для нее нужно было придумать мультиплеер и нужно было обуздать сложный движок Frostbite. Словом, работы у разработчиков было много.
Джейсон Шрайер упомянул, что в этот момент сработала знаменитая «Магия BioWare»: неважно, что происходит во время разработки проекта — за несколько месяцев до релиза команда перейдет в режим жесточайшей переработки и в любом случае сделает конфетку. Так получилось с Inquisition, но, как мы уже знаем, не сработало с Mass Effect: Andromeda и Anthem.
После выпуска игры вымотанной до предела команде разработчиков Dragon Age: Inquisition некогда было отдыхать. Часть сотрудников перебросили на Mass Effect: Andromeda, c которой уже в тот момент было не все гладко, а маленькая группа специалистов во главе с Марком Дарра и Майком Лэйдлоу начала работу над проектом под кодовым названием Joplin — первым прототипом Dragon Age 4.
Первые наброски
Меньше всего на свете команда Joplin хотела повторить ошибки, допущенные во время создания Inquisition. Сразу же был создан небольшой свод правил, которому должны были следовать все разработчики:
- Заранее определиться со всеми идеями и придерживаться их;
- Подробно документировать всю разработку и предоставлять новым членам команды полный доступ к информации;
- Принимать решения «здесь и сейчас», чтобы избежать бесконечных совещаний;
- Тестировать все нововведения как можно раньше, чтобы не тратить на это время перед самым релизом.
В этот раз у разработчиков уже был опыт работы с движком Frostbite и готовый набор инструментов, который они планировали использовать при создании Joplin. Словом, все выглядело неплохо.
Концепция самой игры была любопытной. Joplin должен был быть этаким «концентрированным Dragon Age» — не таким огромным и без бессмысленных квестов типа «убей/принеси». Упор делался на шпионаж и воровство, также по замыслу игроки бы смогли заниматься вымогательством и другими темными делами. Наконец, авторы хотели сделать так, чтобы игрокам хотелось перепроходить игру, поскольку их действия на самом деле влияли и на сюжет, и на мир игры. Многие разработчики признались Шрайеру, что им очень нравилось работать над Joplin.
Первые проблемы
Первым тревожным звоночком для Joplin стали проблемы Mass Effect: Andromeda — дела были настолько плохи, что в 2016 году руководство BioWare заставило команду Joplin бросить работу и помочь закончить «Андромеду». Шрайер приложил к своему материалу скриншот из титров Mass Effect: Andromeda, на котором показаны их имена — «Dragon Age Finaling Team».
После этого разработка Joplin пошла с новой силой — к работе над следующей Dragon Age подключили почти всю команду провалившейся Andromeda.
BioWare начала с чистого листа
Во второй половине 2017 года дела у Anthem шли настолько плохо, что вернувшийся на пост руководителя BioWare Кейси Хадсон принял тяжелое решение. На этот раз разработка Joplin была полностью прекращена, а всю команду перебросили на полировку «Гимна».
После откровенно неудачного запуска Anthem руководство BioWare начало разрабатывать новый прототип Dragon Age 4, который получил название Morrison — именно его нам представили на The Game Awards 2018.
В своем материале Шрайер сделал отдельный упор на то, что по меркам EA сотрудники Bioware всегда чувствовали себя «белыми воронами». Традиционные RPG вроде Mass Effect и Dragon Age никогда не могли соперничать с Battlefield или FIFA в продажах. Кроме того, к этим играм очень тяжело прикрутить главную мантру ЕА — «игры как сервис», ведь в таких RPG важен сюжет и одиночная кампания, а не мультиплеер и лутбоксы. Иными словами, BioWare просто не вписывается в философию издателя, из-за чего у сотрудников студии возник вполне справедливый вопрос — ценится ли их работа в Electronic Arts? «Им вообще нужен сюжет? Нужны ли им наши RPG?». Судя по тексту Шрайера, на эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа.
Так или иначе, непонятный статус BioWare привел к уходу значительной части команды Joplin. Более того, Morrison создается на основе Anthem, а не Dragon Age: Inquisition, и будет больше ориентирован на мультиплеер и «сервисность», которую так хочет Electronic Arts. Как при этом будет выглядеть одиночное прохождение игры — неизвестно.
Каким будет Morrison?
Ответ на этот вопрос не знает ни Шрайер, ни даже сами разработчики. Один из них рассказал журналисту, что за годы разработки Dragon Age 4 может несколько раз измениться, поскольку сейчас прототип находится в зачаточном состоянии. Из этого можно сделать вывод, что ждать четвертую часть нам придется долго.
Даже внутри самой команды ходят разные слухи о финальной версии игры. Ранее считалось, что это будет «Anthem с драконами», но несколько собеседников Шрайера опровергли эти предположения. По их словам, игры BioWare всегда были рассчитаны на одиночное прохождение (за исключением Anthem), и Dragon Age 4 будет именно такой, даже несмотря на сервисность и мультиплеер. Шрайеру сразу пояснили, что на основе Anthem «технически возможно» сделать хорошую одиночную игру.
Провалы Mass Effect: Andromeda и Anthem нанесли огромной урон всей BioWare и серьезно повлияли на судьбу последней серии этой студии — Dragon Age. Фактически, после пяти лет работы обновленная команда начала работу с чистого листа и не до конца понимает, какой продукт должен получиться в результате. Да, судя по всему, руководство осознало проблемы, возникшие во время работы над Anthem и готово принять конкретные меры — однако увидеть и оценить эти изменения мы сможем только через несколько лет.