Как «Игра престолов» изменила мир

Рассказываем, как главная фэнтези-эпопея XXI века не только восхищала и бесила фанатов, но и влияла на экономику, науку и индустрию развлечений

«Игра престолов» стала одним из ярчайших культурных явлений последних лет. Это шоу объединило множество людей со всего мира и сделало гик-культуру и увлечение фэнтези чем-то нормальным в глазах той части человечества, которая еще не так давно считала любителей взрослых сказок в лучшем случае инфантильными дурачками. Теперь сериал закончился, и в последнем сезоне сумел отвратить от себя множество верных фанатов. Но все же было бы глупо отрицать вклад «Игры престолов» в наш общий культурный код. Благодаря этому сериалу появились новые крылатые выражения, в честь его героев называли детей, а оппоненты Дональда Трампа как-то сравнили его с Джофри Ланнистером, чтобы дать всем понять, насколько отвратительным человек они считают 45-го американского президента. А если копнуть чуть глубже, то выяснится, что история борьбы за Железный трон повлияла на мир еще сильнее, чем вы, возможно, догадывались.

Она стерла грань между кино и телевидением





Когда-то у телешоу и жанрового кино были четко очерченные ниши. Кинотеатры были храмами зрелищ, где рассказывали и показывали эпические истории, от которых захватывало дух. У этих историй были гигантские бюджеты, а поклонники, обсуждая какую-нибудь громкую новинку, обязательно приговаривали: нет, ну такое, конечно, только в кино смотреть! У телевизора же был свой козырь: возможность растягивать повествование на несколько лет. Конечно, зачастую ее разбазаривали на бесконечное мыло, но, если вдруг заходила речь об адаптации какой-нибудь толстой книги, ясно было, что сюжет проще будет раскроить на сорокаминутные эпизоды и подавать постепенно, а не обрезать до неузнаваемости, пытаясь втиснуть в киноформат.

«Игра престолов» стала первым телесериалом, в котором удалось совместить и то, и другое. С самого начала было понятно, что никак иначе воплотить на экране книжный цикл Джорджа Мартина в принципе нельзя. Слишком большой масштаб, слишком много персонажей и сюжетных линий. Первый сезон оказался очень успешным, стало понятно, что бросать новый сериал нельзя. Но тогда нужно было как-то снимать и масштабные батальные сцены, описанные в первоисточнике. Да и вообще — шоу с большой массовкой, сложными костюмами и кучей спецэффектов — удовольствие недешевое. Так и получилось, что, начав с бюджета в $60 млн, к шестому сезону «Игра престолов» обходилась уже в $100 млн. за сезон. Это, если что, на $7 млн больше, чем бюджет «Братства кольца».

И, как ни относись к «Игре», при просмотре хорошо видно, на что были потрачены все эти деньги. Потому что в том, что касается зрелищности, у сериала все в полном порядке. Даже в последнем сезоне, к которому у многих фанатов, включая сотрудников нашей редакции, куча претензий, постановка сражений все еще на высоком уровне. Можно придираться к тому, стоило ли так обходиться с дотракийцами в битве при Винтерфелле, и так далее, и тому подобное, но выглядело все это действительно красиво.



В общем, оказалось, что, если вы хотите эпика, то киноэкран вовсе не обязателен — телевизор все покажет не хуже, да еще и даст вам возможность посмотреть все дома, на любимом диване. Хотя, если кому-то очень хотелось посмотреть «Игру» на большом экране, такая возможность тоже была — шоу HBO стало первым телесериалом, эпизоды которого показали не просто в кинотеатрах, а в IMAX.

Неудивительно, что теперь все игроки телерынка лихорадочно ищут следующую «Игру престолов». Сам канал HBO пока сделал ставку на «Мир Дикого запада», а недавно показал трейлер сериала по мотивам книжного цикла «Темные начала» — тоже явно недешевого, красивого и с отличной литературной основой. Netflix пытался урвать свой кусок пирога при помощи «Марко Поло», но получилось не очень. А Amazon тем временем снимает дорогущий сериал во вселенной «Властелина колец».

Кстати, о конкуренции. Не исключено, что во многом благодаря «Игре престолов» так сильно развились стриминговые сервисы с эксклюзивным контентом, вроде того же Netflix. Зрелище того, как публика годами жадно поглощает мрачное фэнтези и требует добавки, конечно, не могло не повлиять на настроения инвесторов.

Она помогла экономике Хорватии и Северной Ирландии





В наши дни на компьютере, пожалуй, можно нарисовать и анимировать вообще все, что угодно, причем — максимально реалистично. Но иногда проще использовать натурные съемки, чем тратить время и деньги на сложный рендеринг. Поэтому, если вам хочется, например, посетить Королевскую гавань, то такая возможность есть — достаточно купить билет в Хорватию и доехать до древнего города под названием Дубровник, где снимали сцены в Гавани.

Многие люди так и делают. Настолько многие, что, по некоторым подсчетам, поток туристов в Хорватии благодаря “Игре престолов” увеличился на 10%. Это даже помогло прекратить экономический спад в стране, который продолжался с 2009 по 2014 годы. Туристов даже стало слишком много. С 1979 года Дубровник входил в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, но после резкого наплыва отпускников этот статус оказался под угрозой. Из-за этого мэр города даже решил установить ограничения на количество туристов, которые могут посетить город за один день — несмотря на очевидные потери в деньгах.

А вот Северной Ирландии сотрудничество с авторами «Игры престолов» и вовсе принесло одну пользу. Здесь снимались многие эпизоды шоу, и благодаря этому страна не только стала популярнее у туристов, но и просто получила немало денег. Хотя изначально Северную Ирландию выбрали не в последнюю очередь из-за выгодного для кинематографистов налогового законодательства, с 2010 по 2017 год съемки все равно принесли в бюджет 150 миллионов фунтов.

Она воскресила интерес к Средневековью





Когда человек выбирает, какое образование получить, какой дисциплине посвятить жизнь, понятно, что не в последнюю очередь он думает о том, какие карьерные перспективы сулит каждый вариант. Поэтому, например, в американских колледжах долгое время наблюдался спад интереса к гуманитарным дисциплинам вообще и исследованию Средних веков в частности.

Но «Игра престолов» сломала и этот тренд, благо профессора и руководство ВУЗов тоже не сидели сложа руки, и постарались как можно доходчивее объяснить будущим студентам, насколько сильно их любимое шоу укоренено в средневековой истории и культуре. В Гарварде, например, создали курс по фольклору и мифологии, который назвали «Настоящая игра престолов: От современных мифов к средневековым моделям».

Сам цикл “Песня льда и пламени” и его экранизация тоже привлекли внимание ученых. Есть даже целая Международная сеть по исследованию Мартина, в которую входят профессора из Оксфорда и других университетов. Правда, от ее участников ничего не слышно с прошлого года.

Она сделала хаски популярными и испортила многим из них жизнь





Помимо семейства Старков, коварных Ланнистеров и Дейнерис Таргариен, в «Игре престолов» до определенного момента было еще несколько безусловных звезд. Это лютоволки, которых в первой серии находят и спасают Нед с детьми. Звери так приглянулись фанатам шоу, что многие из них захотели завести хотя бы собаку, которая бы напоминала этого сурового северного хищника. На роль лучшей замены лютоволку общественное мнение определило хаски — действительно очень яркую и красивую породу.

Правда, для множества собак, купленных в фанатском раже, все это закончилось не очень хорошо. Дело в том, что хаски очень энергичная порода. Вывели их как беговых собак, на эту роль они подходят идеально и способны пробегать огромные расстояния, да еще и тянуть при этом сани с наездником. В общем, запас сил у них фантастический, и, когда нет нагрузки, для которой порода была создана, собаки дают выход своей энергии другими способами. Заскучавший хаски, которого оставили одного, становится деструктивен, и может просто сгрызть и уничтожить все в квартире. Чтобы избежать этого, с псом нужно очень много заниматься, а сил и времени у большинства современных людей на это просто нет.

Обнаружив эту особенность хаски, множество хозяев, которые купили собак из-за «Игры престолов», решили, что на такое они не подписывались, и начался обратный процесс — от животных принялись отказываться и выкидывать их на улицу. Дошло даже до того, что лично Питер Динкледж обратился к поклонникам с просьбой прекратить покупать хаски просто из любви к сериалу.

Очень интересно, что, хотя мы сейчас подводим итоги и вспоминаем, какое наследие оставила нам «Игра престолов», история ее еще не совсем закончилась. Ведь не закончен исходный книжный цикл — выйдут еще две больших книжки, многие важные детали в которых точно будут отличаться от шоу. Но уже сейчас можно сказать, что «Игра» встала в один ряд с важнейшими фантастическими работами в истории. В последний раз фэнтези вызывало такой ажиотаж, когда вышел «Властелин колец», а это уже обо многом говорит.

Обсудить