Как некогда легендарная BioWare докатилась до такой жизни?
Пытаемся понять, почему знаменитая игровая студия провалила свой последний проект и стала одним из главных бракоделов индустрии
Похоже, проблемы BioWare начинают приобретать системный характер — уже вторая игра компании получает разочарованные отзывы как от прессы, так и от игроков. Два года назад все ругали Mass Effect: Andromeda за слабый и предсказуемый сюжет, «оторванность» от основных событий вселенной, скучных персонажей, а также за многочисленные технические недочеты, вроде ужасной анимации. У недавней Anthem проблем еще больше — об основных из них мы рассказали буквально пару дней назад в рецензии. Сегодня же попытаемся разобраться, как один из самых знаменитых и любимых игроками разработчиков дошел до такой жизни.
За последние годы BioWare действительно очень сильно изменилась. В 2012 году студию покинули ее знаменитые основатели Грег Зещук и Рей Музика — и их уход лишь положил начало череде кадровых перестановок в компании. В расследовании редактора Kotaku Джейсона Шрайера показано, как это отразилось на Mass Effect: Andromeda — игрой занималась очень неопытная по меркам BioWare команда, при этом с огромными амбициями, которые разработчики просто не смогли реализовать.
Почти одновременно со стартом разработки Mass Effect: Andromeda (2012-2013 годы) в BioWare приступили еще к одному проекту под кодовым названием Dylan — это и была будущая Anthem. Разработчики хотели, чтобы новинка стала своеобразным «Бобом Диланом от видеоигр» — то есть существовала и пользовалось популярностью долгие годы.
Anthem в BioWare сразу уделяли огромное внимание, выделив на игру самых опытных разработчиков — но и эта команда быстро стала нести потери. В августе 2017 скончался один из ведущих дизайнеров Кори Гаспур — он работал над Mass Effect 2, Mass Effect 3, Dragon Age: Origins и самой Anthem. Через пару месяцев ушел Майк Лэйдлоу — креативный директор серии Dragon Age, который также участвовал в разработке Jade Empire, Sonic Chronicles: The Dark Brotherhood и Mass Effect.
Еще через пару недель студию покинул Стивен Гилмор — ведущий аниматор Anthem. Дрю Карпишин, написавший сценарии к Mass Effect, Knights of the Old Republic, Baldur's Gate и Jade Empire, вернулся в студию всего на полгода и уже весной 2018 опять покинул BioWare. Летом ушел ветеран Джеймс Олен, проработавший в студии больше 22 лет. Последние годы компанией руководил Кейси Хадсон, который до этого тоже уходил на три года.
Кто же работал над Anthem? Возглавлял разработку Джонатан Уорнер — в Bioware он провел более 7 лет, но успел выступить лишь продюсером мультиплеерной части Mass Effect 3 и дополнения для нее же. За сценарий отвечали Кэтлин Рутсаерт и Джей Ватаманиук: они начинали с написания эпизодов для второй и третьей частей Mass Effect, а затем отвечали за сюжет Mass Effect: Andromeda, который и стал одной из причин ее провала. Ну а легендарный Дрю Карпишин в титрах указан лишь на одном из последних мест.
Бывшие сотрудники BioWare не стеснялись рассказывать о причинах своего ухода. Например, геймдизайнер Манвир Эир рассказал о бешеной прибыли с микротранзакций Mass Effect 3 и обвинил Electronic Arts в жадности. Он объяснил, что жажда денег вскружила издателю голову, поэтому от хороших однопользовательских игр отказались в пользу сетевых, которые подталкивали бы игроков к дополнительным тратам.
По словам Джеймса Олена, сам процесс разработки в последнее время стал намного сложнее — большие бюджеты, высокие требования и многочисленные команды. Многие ключевые сотрудники за годы уставали от огромной ответственности, при этом кардинально повлиять на процесс не могли. Из-за этого люди уходили в студии поменьше: договориться с командой из пары десятков человек проще, чем с сотнями людей.
Следом за Mass Effect: Andromeda последовал еще один репутационный провал Electronic Arts — Star Wars Battlefront 2. Хоть игрой и занималась EA DICE, скандал с микротранзакциями затронул все сетевые игры издательства — в том числе и Anthem. Критики Battlefront 2 из числа прессы и блогеров выдвигали предположения, что в Anthem будет не менее агрессивная монетизация — доходило до обвинений, что BioWare делает для EA «очередную выжималку денег». Кстати, эта история в какой-то мере повлияла на Anthem положительно — за реальные деньги в игре можно покупать лишь новые образы для джавелинов, танцы и эмоции, причем все это реально получить и за игровую валюту.
После провала Mass Effect: Andromeda популярным стало утверждение, что Anthem может стать последним проектом BioWare. В начале 2018 года издание Kotaku рассказало о давлении Electronic Arts на BioWare — некоторым сотрудникам якобы намекали, что студия будет закрыта в случае провала проекта. Источники издания утверждали, что в EA постоянно торопили BioWare с разработкой, выставив условие, что Anthem должна выйти до начала марта 2019 года — не исключено, что это и стало причиной легендарной забагованности игры.
В самой BioWare на условия предпочитали не жаловаться, рассказывая традиционную историю о том, что EA представляет разработчикам полную свободу, а создать кооперативный экшен было полностью идеей студии. Единственное, на что пожаловались разработчики — это идея добавить полеты, из-за чего пришлось полностью переосмысливать структуру мира и заданий, боевую систему, поведение врагов и еще много разных вещей. В BioWare хотели бросить себе вызов и создать что-то совершенно новое: в итоге полеты действительно получились неплохо, но на их реализацию было потрачено столько ресурсов, что, возможно, их не хватило на другие элементы игры.
Что получилось в итоге, мы уже знаем: средние оценки Anthem на всех трех платформах находятся где-то в районе 60%. Разработчики уже несколько недель не могут справиться с багами и лагающими серверами. В самой игре хватает интересных идей, но как единое целое эти вещи не работают — в Anthem скучные миссии, проблемный баланс, нет таких важных вещей, как PvP, а на максимальном уровне просто нечего делать.
По информации инсайдера Даниеля Ахмада, в британской рознице Anthem стартовала в 10 раз хуже первой Destiny и в 2 раза хуже Mass Effect: Andromeda. Anthem стала самой низкооцененной игрой в истории студии, а некоторые магазины начали продавать ее со скидкой прямо в день релиза.
Но если у Bioware и есть проблемы, то она в этом пока не признается. Фанаты уже начали переживать, что студию закроют, но продюсер Bioware Майкл Гэмбл заверил, что волноваться не о чем. Команда будет развивать Anthem и работать над новой Dragon Age, хотя недавний случай с Blizzard показал, что сотни человек могут потерять работу без всякого предупреждения.