Удивительные истории создания кораблей для World of Warships
Подробный рассказ о том, как в Wargaming «строят» виртуальные копии военных кораблей, и в какие курьезные истории порой попадают разработчики
В этом сентябре World of Warships исполнилось три года. Сейчас это вторая, после World of Tanks, по популярности игра студии Wargaming, а по уникальности, возможно, и первая — если танковых онлайн-экшенов сегодня хватает, то корабельных конкурентов такого уровня просто нет. Во время празднования трехлетия разработчики рассказали о том, как будут переделывать игру за авианосцы, а также анонсировали первое появление подводных лодок –последние можно будет опробовать в специальном ивенте на Хэллоуин, а затем, если игрокам понравится, то субмарины добавят и в основные режимы.
Но о новинках лучше рассказывать уже после их появления. Мы же решили затронуть другую тему — как корабли появляются в World of Warships. Сегодня в игре уже более 300 боевых кораблей первой половины XX века (и чуть-чуть позже): от легендарных «Бисмарка» и «Ямато» до «бумажных кораблей», существовавших лишь в проектах, и созданных разработчиками игры на основе скудных записей в архивах. Зачастую игроки даже не подозревают, что практически за каждым крейсером или линкором скрывается отдельная история его появления в игре, зачастую полная курьезов или даже в чем-то трагическая. Сегодня мы расскажем несколько таких историй.
Чертеж — не панацея
Решение о том, какой корабль стоит добавить в игру, принимают дизайнеры на основании кучи вещей: начиная со сложившегося в игре баланса и заканчивая пожеланиями игроков. Ну а собственно «строительством» виртуальных кораблей в питерском подразделении Wargaming занимается целый отдел из пятидесяти человек.
Начинается работа со сбора информации по кораблю — ищут чертежи, фотографии, разнообразные заметки и воспоминания очевидцев. Так как корабли в игре собраны со всего мира, то эта работа уже сама по себе непростая — пытаться, например, донести до сотрудников архива где-нибудь в Японии, что от них требуется.
При этом даже полный комплект чертежей сам по себе не гарантирует успеха. Для начала их надо расшифровать: напомним, работать приходится с технической терминологией 70-80-летней давности, причем на самых разных языках. Далеко не всегда чертежи высокого качества: в Wargaming особо ценят итальянские и американские чертежи, а вот самыми сложными считают японские и немецкие. Да-да, во время строительства флота хваленая немецкая педантичность, очевидно, дала сбой.
Еще один момент — информация на чертежах обычно устаревшая. В спроектированный корабль во время строительства, да и во время эксплуатации вносили многочисленные модернизации, которые нередко забывали отразить на бумаге. Причем в случае с кораблем даже одно изменение тянет за собой разные последствия: например, решение добавить броню меняет не только внешний вид, но и осадку корабля. Такие вещи проще всего отслеживать по разнообразным фотографиям корабля — иначе бывали случаи, когда уже готовую модель приходилось очень серьезно переделывать.
Если документации не хватает, то в дело вступают проектировщики, которые рисуют чертежи на основе той информации, которая есть: фотографий, описаний в книгах, свидетельств очевидцев. Конечно, это будет уже не совсем точная копия, но все-таки речь идет об игре. Да и только таким образом можно создать корабли, проекты которых существовали лишь на бумаге. Например, немецкий линкор «Курфюрст» разрабатывал корабельный инженер на основе общего описания корабля, а также единственного чертежа башни главного калибра. Здесь был важен опыт: зная особенности немецкой школы кораблестроения, можно было в общих чертах представить, какой бы корабль они создали.
Пока Wargaming удалось воссоздать далеко не все корабли, которые они хотели бы добавить в World of Warships. Например, несколько кораблей британского флота — по ним даже нашлись чертежи, но в настолько ветхом состоянии, что представители архива запретили их копировать. Но порой находки случаются в самых неожиданных ситуациях — какой-нибудь фанат флота может прислать в компанию отсканированные страницы редкой книги, которые позволят «построить» корабль. Так что шансы доделать эти корабли все же есть.
Морской долгострой
Как только становится ясно, что у команды есть вся необходимая информация, начинается «строительство» корабля. Этот процесс действительно чем-то похож на то, что происходит на настоящей верфи: сначала делается корпус, затем на него ставятся надстройки, все это покрывается текстурами, наконец огромное внимание уделяется предметам, уникальным для нации. Например, «фишка» французов — это скамейки на палубе корабля. После постройки корабль еще раз проверяется на соответствие чертежам и фотографиям, проходит несколько стадий тестирования, и отправляется в игру.
Обычно одним кораблем занимается один человек, который тратит на работу 4-6 месяцев в зависимости от класса корабля. Но бывают исключения: как в подходе к работе, так и в сроках. Например, в команде с особой «любовью» вспоминают крейсер «Олег», который очень нужно было сделать побыстрее — за три месяца вместо стандартных для крейсера пяти. В принципе, если постараться, то срок вполне реальный.
Разработчику собрали отличный комплект чертежей, на котором было все, вплоть до самых мелочей. Но когда модель корабля уже была в общих чертах готова, то выяснилось, что эти чертежи были перерисованы любителем, и во многом не совпадали с полученными из архива оригиналами: от размеров до положения надстроек. В итоге времени осталось полтора месяца: новую модель за такой срок уже не сделаешь, так что разработчик проделал ювелирную работу, подгоняя размеры под правильные и меняя положение элементов.
Правило одного разработчика тоже действует не всегда. Один из самых сложных моментов — добавление в игру кораблей новой страны. На этом этапе надо рисовать не только сами корабли, но и создавать библиотеку общих элементов, вроде телефонов. В одиночку такая работа затягивается, поэтому, например, «Бисмарком», бывшим первым немецким кораблем в игре, занималась половина команды: сразу восемь человек делали непосредственно корабль, а еще десять — собирали библиотеку элементов. В итоге «Бисмарк» сделали за рекордные сроки в четыре месяца, плюс параллельно успели «выпустить» и несколько других кораблей.
Модернизируй с умом
Все уже выглядит непросто, а ведь к самому интересному мы только приближаемся. Речь о модификациях корабля — уже после сдачи в эксплуатацию, он достраивался, переделывался ремонтировался. Да и корабли одной серии различаются порой настолько, что делать каждый приходится практически с нуля.
Собственно, именно из-за большого количества модификаций родился главный долгострой World of Warships — американский линкор «Нью-Мексико», которым один человек занимался два с половиной года. Изначально планировалось сделать корабль в том виде, в котором он был в 1945 году. Но в процессе создания стало ясно, что корабль надо как-то прокачивать, для чего добавили корпус 1927 года — он настолько отличался, что пришлось делать новую модель. Позже стало понятно, что прокачка с 1927 года сразу на 1945 год — это как-то слишком радикально, поэтому лучше добавить еще один корпус, 1939 года.
Всего на свет появилось четыре разных «Нью-Мексико», хотя в игре сейчас используется лишь два из них. Кстати, на то, какие корабли попадают в World of Warships, очень сильно влияет баланс. Это в реальности шли воевать на том, что построили — и зачастую умудрялись побеждать даже на давно устаревшей рухляди. В игре такой подход не сработает: если кому-то достанется откровенно более слабый корабль — то будет скандал. По этой причине в World of Warships не попали многие даже достаточно известные корабли — им просто не нашлось места в балансе.
Из-за баланса происходят трудности и с прокачкой корабля. Логично было бы всегда начинать с самой первой версии, а затем двигаться к более поздним модификациям. Но, например, в случае с линкором «Дюк оф Йорк» такая попытка привела бы к тому, что игрок, получая на новом уровне его «базовую» версию, пересаживался на корабль заметно хуже, чем у него был — просто потому, что реальный «Дюк» поначалу был откровенно слабым кораблем, боеспособность которого дотянули только модернизациями. Сейчас при строительстве корабля разработчики обычно начинают с самой мощной его модификации, а уже после смотрят, насколько можно ее «упростить»: где-то берут ранний корпус, а где-то — просто меняют, например, орудия на более слабые.
Нелегкое плавание
Иногда корабль приходится доделывать уже тогда, когда он попадает в игру или на открытый тест: хоть в Wargaming и работает целая группа профессиональных экспертов, но порой сообщество игроков оказывается даже круче. Например, в процессе создания немецкого крейсера «Эмден» выяснилось, что какое-то время у корабля было четыре трубы вместо трех. Произошло это в августе 1914 года, когда крейсеру надо было незамеченным проскочить в Индийский океан через Зондский архипелаг. Чтобы местные рыбаки не опознали корабль, команда и соорудила трубу-фальшивку — с ней силуэт «Эмдена» становился похожим на английский крейсер «Ярмут».
Разумеется, на официальных чертежах четвертой трубы не было. Тогда специалисты Wargaming сами рассчитали ее положение, сделали модель, которую и начали тестировать. И вскоре получили сообщения от увлеченных историей пользователей, что труба стоит неверно — причем, как ее надо установить, фанаты не знали. Историки компании перерыли источники еще раз и в итоге нашли текст, в котором описывалось точное расположение трубы.
Ну а немного курьезная история произошла с немецким тяжелым крейсером «Принц Ойген». Корабль дожил до конца Второй мировой, а затем достался американцам, которые использовали его для испытаний атомного оружия. Когда делалась модель «Ойгена», то на большинстве фото, которые были у разработчиков, у крейсера был носовой якорь — его и добавили на модель. Но в последний момент от одного из историков пришла информация, что якорь установили уже американцы — немцы же ходили без него. В итоге якорь убрали.
Дальше же история приобрела неожиданный оборот. Дело в том, что «Принц Ойген» был премиальным кораблем. И на рекламу сняли модель с якорем, а в игру его отправили уже в доделанном виде. Это вызвало возмущение некоторых покупателей в духе «я платил за корабль с якорем, а получил без него, верните немедленно!». В итоге разработчикам пришлось долго и подробно объясняться с игроками на форумах.
Так как разработка корабля требует немало времени и ресурсов, то в Wargaming обычно стараются не дублировать корабли. Но бывали и случаи, когда это правило нарушалось просто для того, чтобы сделать приятное игрокам. Так, например, произошло с «Киддом» — пожалуй, самым знаменитым из всех 175 построенных эсминцев класса «Флетчер». Корабль назвали в честь Исаака Кэмпбелла Кидда, американского контр-адмирала, погибшего во время налета на Перл-Харбор. Команда корабля несколько переосмыслила эта название, выбрав своим талисманом знаменитого пирата Уильяма Кидда — кстати, получив на это разрешение от вдовы контр-адмирала. Знаменитого морского разбойника изобразили на передней трубе корабля, а сам «Кидд» даже несколько раз поднимал пиратский флаг.
По боевым возможностям «Кидд» не сильно отличался от уже представленного в игре «Флетчера», но так как каждый корабль в серии чем-то уникален, то добавить его — фактически значило сделать модель с нуля. Тем не менее, разработчики пошли на такое решение просто для того, чтобы порадовать игроков — «Кидд» сделали премиальным эсминцем, купить который можно было только во время акции, что сделало его настоящей находкой для коллекционеров.
За семь лет, которые длится разработка World of Warships, ее авторы отлично потрудились, добавив в игру огромное количество кораблей времен Второй мировой. Впрочем, конца этой работе явно не видно: самые первые модели уже пора переделывать, плюс есть корабли, вся информация по которым пока не собрана. Наконец, остались еще и новые направления — например, подводные лодки, у которых есть шанс появиться в игре в 2019 году.
Редакция благодарит Александра Шаблий, руководителя групп производства 3D кораблей №2 в Wargaming.net